Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.
Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.
Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.
2. Программа социологического исследования
Программа социологического
исследования – это один из важнейших
социологических документов, в котором
содержатся методологические, методические
и процедурные основы исследования
социального объекта. Программу
социологического исследования можно
рассматривать как теорию и методологию
конкретного исследования отдельного
эмпирического объекта или
Она выполняет три функции: методол
Методологическая функция
программы позволяет четко
Методическая функция
программы позволяет
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических
исследований как научный документ
должна отвечать ряду необходимых требований.
В ней отражается определенная последовательность,
поэтапность социологического исследования.
Каждый этап – относительно самостоятельная
часть познавательного процесса
– характеризуется
Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной
ситуации зависит от вида исследования,
от масштабности и глубины социологического
изучения объекта. Определение объекта
эмпирического исследования предполагает
получение пространственно-
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования
единого понятийного аппарата в
программе социологического исследования
определяются основные понятия, их эмпирическая
интерпретация и
Весь процесс логического
анализа сводится к переводу теоретических,
абстрактных понятий к
Предварительный системный
анализ объекта – это моделирование
исследуемой проблемы, расчленение
ее на элементы, детализация проблемной
ситуации. Это позволяет более
четко представить предмет
Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.
Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.
Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.
Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.
Можно выделить несколько типов гипотез:
1) основные и выводные;
2) основные и неосновные;
3) первичные и вторичные;
4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).
Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:
1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;
2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;
3) должна быть проста;
4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.
Основная трудность
Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.
Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.
Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.
Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.
Выборочный метод основан
на двух принципах: взаимосвязи и
взаимообусловленности
В зависимости от специфики
объекта осуществляется выбор методов
сбора социологической
После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.
Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.
3. Методы социологических исследований
Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.
В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.
Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.
Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.
Главным объектом наблюдения
выступает как поведение
Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения
состоит в том, чтобы при помощи
выбора некоторой экспериментальной
группы (групп) и помещения ее в
необычную экспериментальную
Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.
Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:
1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;
2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
4) формулирование гипотез и определение задач;
5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.
Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.
Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.
Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.
Особую роль выполняет
социальная статистическая информация,
которая в большинстве случаев
используется для характеристик
и конкретно-исторического
Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.
Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.
Различают:
1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;
2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).
Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:
1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;