Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.
Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.
Массовая и элитарная формы культуры не являются противоположными друг другу.
Некоторые исследователи
считают, что границы между ними
весьма подвижны и достаточно условны.
Поэтому в современной
Весьма специфической областью культуры XX в. является культура народная.
Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки.
Элементы народной культуры могут быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми.
Диапазон народной культуры очень широк: героический эпос, тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой – сама подпитывается от народной.
Культура функционирует в обществе на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия в социологии используется понятие субкультуры.
Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.
Следует разделять социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе, например, некоторые молодежные культуры.
Современные культуры выглядят как специфический способ дифференциации национальных и региональных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд культурных своеобразных образований, по форме и содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Например, можно говорить о буддистской, христианской, мусульманской религиях в целом.
Отдельные ветви, направления мировых религий создают свои субкультуры, например, православную, католическую, протестантскую.
Социальной базой для формирования субкультуры могут стать возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей и т. п.
Однако существуют такие субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Они получили название контркультуры.
Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.
К контркультуре можно отнести молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением современной культуры.
К ней можно отнести наркотическую культуру, восточную мистику и оккультизм и т. п.
4. Социальная коммуникация
Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.
В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:
1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;
2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;
3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл.
Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:
1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);
2) что – сообщение;
3) как – способ передачи сообщения, канал;
4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;
5) зачем – с каким эффектом, эффективность.
Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:
1) поведенческий эффект;
2) оценочные (аксиологические) эффекты;
3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;
4) познавательный (когнитивный) эффект.
Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.
По характеру аудитории:
1) межличностная (индивидуализированная);
2) специализированная (групповая);
3) массовая.
По источнику сообщения:
1) официальная (формальная);
2) неформальная.
По каналу передачи:
1) вербальная;
2) невербальная.
Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.
Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.
Любые социальные стереотипы
имеют как положительные, так
и отрицательные
Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.
Существование общественного
мнения подразумевает наличие
Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.
Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».
Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.
Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:
1) технические;
2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;
3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;
4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.
Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.
Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:
1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;
2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;
3) уровень тревожности индивидов.
В зависимости от сложившихся
условий слухи оказывают на сознание
людей большее или меньшее
влияние, однако отрицать его вообще
нельзя, потому что оно всегда существует.
Оказываемое влияние может
1) индивидуальный уровень:
а) адаптация к среде;
б) дезинтеграция индивида;
2) групповой уровень:
а) сплочение;
б) разобщение;
3) массовый уровень:
а) изменения общественного мнения и коллективного поведения.
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.
ЛЕКЦИЯ № 11. Прикладные социологические исследования
1. Этапы и виды социологического исследования
Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.
Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.
В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
1) разработка программы и приемов исследования;
2) проведение эмпирического исследования;
3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.
Все указанные этапы чрезвычайно
важны и требуют особого
Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.
Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.