Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций

Описание работы

Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции

Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.

Содержание работы

Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елисеева, Кошелева.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Конфликт с внешней  средой – конфликт, в котором индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны экономических норм и предписаний.

Межгрупповой конфликт – конфликт между социальными группами и общностями с противоположными интересами.

Межличностный конфликт – разногласие между двумя или более людьми с противоположными интересами.

Национально-этнический конфликт – конфликт на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Политический конфликт – конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета.

Рациональный конфликт – обдуманный конфликт, ведущийся с целью разрешения проблемы.

Религиозный конфликт –  конфликт между представителями различных конфессий, религиозных течений, между традиционными и нетрадиционными религиями, между верующими и неверующими.

Социально-трудовой конфликт – конфликт, возникающий между субъектами социально-трудовых отношений (нанимателями, наемными работниками и государством).

Социально-экономический  конфликт – конфликт по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу массового доступа к этим благам и иным ресурсам.

Социальный конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это борьба между противоположными сторонами из-за дефицитных ресурсов и за достижение вознаграждения, которая включает в себя попытки подчинить, нейтрализовать, причинить вред, устранить и уничтожить противника.

Управление конфликтом – процесс контроля самими участниками или внешними силами (общественными институтами, властью, специальными лицами и др.) над конфликтом.

Тема 8. Социальный контроль и социальное управление

 

8.1 Социальный  контроль как механизм социальной  регуляции поведения людей, способы его осуществления

 

Рассматривая одну из предыдущих тем, мы познакомились со статусно-ролевой и некоторыми другими  концепциями личности, выяснили сущность и особенности ее социализации. Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе, семье, трудовом коллективе, общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами позитивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности в обществе поддерживается социальный порядок.

Однако общество нельзя представить состоящим из одних  только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоняются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение называется отклоняющимся, или девиантным.

Девиантное  поведение – поведение, отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение их.

Девиации имею два  вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид  деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке, технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.

Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных  типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными  действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить деятельность Нерона, Гитлера или Полпота.

Формами девиации являются деструктивное, асоциальное и противоправное поведение.

Отношение к девиации зависит от типа общества. Чем демократичней  общество, тем оно лояльнее к непреступным формам девиации (включая даже наркоманию и нестандартную сексуальную ориентацию), ведь существование девиации – залог культурного многообразия, без чего демократичное общество существовать не может. Чем тоталитарней общество, тем жестче оно контролирует любое отклонение от нормы (включая манеру поведения, форму одежды, длину волос), в нем существование девиации несет угрозу тоталитарному обществу, помешанному на всеобщей стандартизации.

В широком смысле слова  под девиацией понимают любое  отклонение от социальной нормы, в узком – отклонение только от неписанных, моральных норм. Нарушение же писанных норм, законов называют делинквентностью, преступностью.

Таким образом, мы подошли  к вопросу о социальном контроле над поведением людей в обществе.

Социальный  контроль – механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий, социальных норм, санкций.

Основными функциями  социального контроля являются:

  • охранительная (контроль охраняет порядок в обществе);
  • регулятивная (контроль регулирует поведение людей);
  • стабилизирующая (контроль обеспечивает стабильность общества).

Считается, что социальный контроль на 70% осуществляется за счет внутреннего контроля. Можно сказать, что внутренний контроль – это контроль через социализацию. Он состоит в том, что общество социализирует людей таким образом, чтобы они хотели действовать так, как они должны действовать. Как остроумно заметил один социолог, женщин можно заставить принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей, домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными без них.

Что касается внешнего контроля, подразумевающего влияние на индивида социального окружения и всего общества в целом, то он может осуществляться в виде формального и неформального контроля. Формальный контроль может быть прямым и косвенным, мягким и жестким, общим, детальным и даже тотальным. В современном обществе его значение возрастает. Вместе с тем, в обществе продолжает действовать и неформальный контроль, например, со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, соседей. Таков был контроль в традиционной сельской общине, да и сейчас в небольших населенных пунктах все друг о друге все знают и тем самым контролируют поведение личности. Специфическим видом неформального контроля является общественное мнение.

 

    1. Элементы социального контроля: нормы и санкции

 

Выясним теперь, как действует  механизм социального контроля. Двумя  основными элементами социального  контроля  являются социальные нормы и социальные санкции.

По способу контроля все социальные нормы подразделяются следующим образом:

  • дозволяющие нормы – представляют определенные права;
  • обязывающие нормы – налагают определенные обязанности;
  • запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение какого-либо действия (бездействия).

В соответствии с этим существует три основных формы реализации социальных норм:

  • использование прав;
  • исполнение обязанностей;
  • соблюдение норм, т. е. воздержание от действий, запрещенных нормой.

Социальные санкции  подразделяются следующим образом:

  • формальные позитивные санкции – одобрение со стороны официальных органов (награды, титулы, премии, грамоты, звания и т. д.);
  • неформальные позитивные санкции – одобрение со стороны группы (похвала, улыбка, уважение, признание лидером и т. д.);
  • формальные негативные санкции – наказания, исходящие от официальных органов, т.е. предусмотренные законом (штраф, тюремное заключение);
  • неформальные негативные санкции – наказания, исходящие от группы (замечание, порицание, насмешка, издевка, пренебрежение, клевета, бойкот и т. д.).

 

    1. Особенность социального управления и социальной политики в республике Беларусь

 

Происходящий в настоящее  время переход белорусской экономики  от планово-административной модели к  рыночной влечет  за собой трансформацию  общества во всех его структурах: изменение  политической и государственной систем; обновление экономических основ общества; ликвидацию системы «социального иждивенчества» с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод; смену духовно-культурных ориентиров общественного развития. Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии социального управления трансформационными переменами нет, и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из преобразований, разработанных изнутри, в частности теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны; а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить качество этих преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Развитие в данном случае рассматривается как процесс, в котором особую роль играет количественная определенность, обозначаемая через понятие «темп роста». Экономический рост является обобщающим показателем развития человеческого общества. Он свидетельствует, с одной стороны, о затратах общественного труда и его производительности, а с другой – о росте благосостояния индивидов и приумножении общественного богатства. Экономический рост является условием устойчивого развития.

В Республике Беларусь переход  к устойчивому развитию требует  структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических  задач, совершенствования структуры  производства. Вместе с тем, структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы – предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства. Они включают в себя: создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; обеспечение рациональной занятости населения; обеспечение роста денежных доходов населения; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения.

Кроме того, необходимость  социологического экспертирования  экономических преобразований вытекает из известного тезиса о том, что любые  существенные изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десятилетия нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в Беларуси на рубеже веков. Если говорить о человеческом капитале, то среди них в первую очередь следует выделить: депопуляцию, включая резкое сокращение численности населения в дотрудоспособном возрасте со всеми вытекающими последствиями; ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение; нарастающая инвалидизация; падение трудовой ответственности; «моральный износ» квалификации и образования; отсутствие возможностей (зачастую и желания) получить современное образование и его поддерживать на необходимом уровне.

Теоретическая модель развития общества в Республике Беларусь задана Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). В соответствии с этой моделью, главная цель социальной политики в Республике Беларусь – стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста.

Эмпирическая (реальная) модель развития общества в Беларуси отслеживается с помощью республиканского социологического мониторинга. Анализ данных социологического мониторинга республиканского масштаба позволяет выявлять совокупность оценочных показателей, характеризующих общественное мнение относительно полезности проводимых экономических реформ. В основу определения изменений в материальном положении семей, в контексте социально-экономической ситуации, закладываются такие показатели, как оценка респондентом материального положения семьи; оценка уровня семейного достатка; величина среднего дохода на одного члена семьи в месяц, предшествующий опросу. Совокупность нормативных показателей служит своеобразным фундаментом для проявления субъективных характеристик респондентов (самоидентификация с тем или иных социальным слоем в плане материальной обеспеченности, уровень притязаний, социальное настроение) и объективизации этих характеристик в той или иной стратегии экономического поведения.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Асоциальное поведение  – поведение, наносящее ущерб не только личности, но и окружающим (например, наркомания).

Внешний контроль –  контроль со стороны общества или группы.

Внутренний контроль – самоконтроль, т. е. самостоятельное регулирование индивидом своего поведения с помощью общепринятых норм.

Информация о работе Лекции по "Социологии"