Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций

Описание работы

Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции

Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.

Содержание работы

Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елисеева, Кошелева.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Отраслевые социологические  дисциплины – отрасли социологии, формирующиеся на стыке с другими науками, например, экономическая социология, социология политики, социология права, социология образования и др.

Патриархальная семья – семья, в которой господствует муж, отец.

Патриархат – 1). Форма социальной организации, в которой мужчина выступает главой семьи, держа под своей властью женщин и детей; 2). Система, посредством которой мужчины добиваются и поддерживают социальное, культурно и экономическое господство над женщинами и более молодыми мужчинами.

Полигамия – коллективный брак, из которого, однако, исключаются ближайшие родственники.

Полная семья –  семья, в которой присутствуют оба родителя.

Расширенная семья – семья, состоящая из брачной пары, их детей и прародителей, а также других родственников, живущих под одной крышей.

Семья  – основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой.

Социология брака и семьи – отраслевая социологическая дисциплина, стремящаяся типизировать процессы изменения и развития брака и семьи в каждом конкретном обществе.

Специальные социологические  теории – теории в социологической науке, изучающие социальные тенденции и особенности функционирования социальных общностей в процессах их взаимодействия.

Фактический брак –  длительное сожительство супругов без официальной регистрации.

Юридический брак –  брак, официально оформленный, зарегистрированный соответствующими государственными органами.

Эгалитарная семья (от фр. egalite – равенство) – семья, в которой власть и обязанности  распределяются между супругами почти в равной степени.

Экзогамия – заключение брачного союза только вне своей социальной группы.

Эндогамия – заключение брачного союза только внутри своей социальной группы (рода, племени, нации, конфессии, государства).

Тема 10. Виды и типы социологического исследования

 

    1. Структура, функции и виды социологического исследования

 

Социология, как и всякая наука, имеет как свой научный (академический), так и практический характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования. В свою очередь, каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, например, в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д.

Эмпирическое  социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об исследуемом социальном объекте. В зависимости от глубины и целей исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое.

В ходе разведывательного исследования уточняются цели, задачи и гипотезы, осуществляется доработка и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено для получения оперативной информации.

В описательном исследовании осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.

Аналитическое исследование является самым сложным и углубленным видом социологического исследования. Его подготовка – достаточно ответственная операция, требующая тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.

Функции социологического исследовании:

  • изучение реального состояния социальных явлений и процессов;
  • определение факторов, воздействующих на их изменение;
  • выявление ведущих тенденций развития общественных отношений, а также помощь в нахождении оптимальных путей их совершенствования;
  • помощь в оценивании эффективности претворения управленческих решений в жизнь;
  • анализ и обобщение социального опыта, прогнозирование социальных ситуаций;
  • изучение социальных противоречий и помощь в выработке практических рекомендаций по преодолению недостатков социальной практики.

Различают четыре этапа  осуществления социологического исследования.

1. Подготовительный этап. Включает в себя определение (вместе с заказчиком) темы, целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовки программы исследования, определение генеральной и выборочной совокупности, разработку и тиражирование инструментария, формирование исследовательской группы, определение сметы исследования и графика работ, соответствующую организационную и материально-техническую подготовку.

Важнейшим моментом подготовительного  этапа исследования является разработка программы социологического исследования, включающей в себя два основных раздела:

  • теоретико-методологический (определение задач, целей, объекта и предмета исследования, описание проблемной ситуации, формулировка гипотез, интерпретация и операционализация понятий, обоснование выборки);
  • процедурно-методический (характеристика эмпирических методов сбора первичной социологической информации, разработка инструментария и методики его использования, определение методов количественной и качественной обработки полученных данных, определение плана исследования и графика работ).

2. Полевой этап. Включает  сбора первичной социологической  информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования.

3. Этап подготовки  и обработки первичной информации. Включает проверку и в подготовку для обработки на ЭВМ собранные на этапе полевых исследований материалов, после чего осуществляется сам процесс обработки и получение различных зависимостей.

4. Заключительный этап. Включает обобщение данных, их  объяснение и истолкование, получение практических выводов и рекомендаций. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговые документы зависят от глубины исследования и интересов заказчика. Основным заключительным документом социологического исследования является научный отчет. В него входят:

  • программа исследования;
  • характеристика респондентов;
  • представление и анализ полученных данных;
  • теоретические обобщения и выводы;
  • приложения (графики, таблицы, схемы, диаграммы).

 

    1. Методы социологического исследования

 

Чаще всего объектом социологического исследования выступают  большие совокупности людей, дифференцированные по различным социально-демографическим  признакам (полу, возрасту, профессии  и т.п.). Поэтому в социологических  исследования, как правило, применяются не сплошные исследования, где в качестве объекта выступает вся генеральная совокупность, а выборочные.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащая изучению в пределах программы социологического исследования.

Такая исследовательская процедура осуществляется с помощью выборочного метода, распространяющего результаты исследования выборочной совокупности (выборки) на весь объект изучения.

Выборочная  совокупность (выборка) – определенная доля индивидов или случаев, взятых из большой группы по определенным признакам. В конкретном социологическом исследовании эти индивиды или признаки представляют всю группу в целом.

Существуют различные  способы формирования и методы расчета  объема выборки. Этому вопросу посвящена  обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно используются. Непременным условием достижения высокого качества исследования является репрезентативность выборки.

Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информации являются: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент.

Как правило, социологическое  исследование начинается с анализа документов, т.е. таких элементов культуры, в которых содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов. В социологии при изучении документов определились два основных метода их анализа: традиционный (содержательный или качественный) и формализированный (количественный или контент-анализ).

Опрос является самым часто используемым методом сбора первичной социологической информации и предусматривает устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации  их мнений по изучаемой проблеме. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.

Наблюдение как метод сбора первичной информации строится на основе чувственного отражения действительности с четко определенной научной целью. От обыденного чувственного опыта социологическое наблюдение отличается тем, что оно всегда носит целенаправленный характер, определяется специальной программой, и его результаты фиксируются в специальных документах. Лабораторное наблюдение преобразует этот метод в процесс экспериментального изучения социального объекта.

Эксперимент как метод изучения социального объекта (чаще всего группы) в специально заданных, варьируемых и контролируемых условиях используется как в социологии, так и в социальной психологии. Основным требованием социального эксперимента является добровольность его участников и гарантия от негативных последствий.

В зависимости от методов  получения первичной социологической  информации различаются и методы ее обработки. Так, при анализе и обработке данных, полученных в результате опроса, используются такие методы, как: ранжирование, шкалирование и корреляция.

Существуют как количественные, так и качественные методы анализа социологической информации. К количественным методам относятся: группировка, корреляционный анализ и факторный анализ. Качественными методами анализа и обобщения являются: типологизация и моделирование.

 

    1. Социологическое прогнозирование и моделирование

 

Грамотно проведенное  социологическое исследование, получение обоснованных выводов и рекомендаций позволяет эффективно использовать их в управленческой деятельности, в планировании и прогнозировании социальных процессов. Тем самым социологическое исследование преобразуется из чисто научной ситуации в план социальной технологии.

Главная цель социального  прогнозирования – представить  многовариантную картину возможного будущего изменения социального  объекта (прогноз). Виды прогнозов:

  • оперативные (до 1 месяца);
  • краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
  • среднесрочные (от 1года до 5 лет);
  • долгосрочные (от 5 до 15 лет);
  • сверхдолгосрочные (более 15 лет).

Процесс социологического прогнозирования предполагает проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого социального объекта, описание современного состояния объекта, выявление проблем. Социологическое прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов, самыми распространенными среди которых являются: экстраполяция, моделирование и экспертиза.

Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими  факторами, в том числе и соблюдением  основных принципов прогностического подхода и самого процесса прогнозирования:

    • выбор основных факторов и элементов исследуемой системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;
    • выявление основных тенденций развития исследуемого процесса;
    • экстраполяция этих тенденций на будущее;
    • синтез этих траекторий в настоящих социальных процессах;
    • интеграция выявленных тенденций с прогнозами в других сферах общественной жизни;
    • составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и явлениям;
    • непрерывная корректировка прогнозов.

Особое значение в социальном прогнозировании имеет информация, банк данных статистического материала.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Выработка верных прогнозов позволяет сделать социальное управление более совершенным.

Информация о работе Лекции по "Социологии"