Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций

Описание работы

Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции

Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.

Содержание работы

Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елисеева, Кошелева.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

 

ГЛОССАРИЙ

 

Анализ документов – метод сбора первичной социологической информации при помощи предметов, специально созданных человеком или группой в целях хранения или передачи информации (документов).

Аналитическое исследование – вид социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого объекта, но и выяснение причин социальных явлений и процессов (установление причин или факторов изучаемых явлений).

Анкетный опрос –  опросный метод сбора первичной социологической информации с помощью бланка анкеты, включающего в себя набор вопросов, определенным образом организованных и адресованных респонденту. 

Выборочная совокупность (выборка) – определенная доля индивидов или случаев, взятых из большой группы по определенным признакам. В конкретном социологическом исследовании эти индивиды или признаки представляют всю группу в целом.

Выборочный метод –  научно-исследовательский метод, исходящий из предположения, согласно которому результаты исследования определенной доли населения могут быть распространены на все население.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащая изучению в пределах программы социологического исследования.

Группировка – процедура разделения количественной переменной на интервалы.

Интервью (от англ. to interview – встреча, беседа) – опросный метод сбора первичной социологической информации путем непосредственного общения социолога с респондентом.

Корреляционный анализ – группа методов, предназначенных для исследования корреляции между переменными.

Корреляция – статистический термин, характеризующий степень взаимной зависимости двух случайных величин.

Моделирование –  метод социального прогнозирования на вещественных или мысленных аналогах исследуемого объекта. Аналогом объекта может быть, например, макет, чертеж, схема. В социальной сфере чаще всего используются мысленные модели, работа с которыми позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем боле опасного для людей управленческого решения.

Наблюдение – метод сбора первичной социологической информации, предполагающий целенаправленное, планомерное, определенным образом фиксируемое восприятие изучаемого процесса или явления социальной жизни.

Описательное исследование – вид социологического исследования, обычно применяемый для изучения большой общности, отличающейся разнообразием признаков и характеристик (установление связей элементов).

Опрос – метод сбора первичной социологической информации  посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

Прогноз – многовариантная картина возможных результатов и путей развития исследуемого объекта.

Прогнозирование – метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предметного анализа.

Программа исследования – изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации.

Разведывательное (пилотажное) исследование – пробное исследование, осуществляемое с целью проверки качества подготовки основного массива исследовательских операций.

Ранжирование –  расположение характеристик (объектов) в заданной последовательности путем присвоения каждому показателю (объекту) порядкового номера – ранга.

Репрезентативность выборки  (от англ. represent – представлять) – свойство выборки воспроизводить параметры генеральной совокупности (представительность).

Респондент (от англ. respond – отвечать) – тот, кого опрашивает социолог.

Социальная технология – совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми. Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность.

Социальное прогнозирование  – предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений и процессов.

Социальный проект –  программа действий, направленная на улучшение положения определенной категории людей.

Типологизация –  метод научного познания, направленный на разбивку некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа.

Традиционный анализ документов – осмысление содержания документа путем его почтения, просмотра, прослушивания.

Факторный анализ –  группа методов исследования структуры и снижения размерности пространства переменных. Модель факторного анализа предполагает, что значение любой измеряемой переменной зависит от небольшого числа скрытых факторов. Основной целью факторного анализа является определение скрытых факторов по результатам реальных измерений.

Формализированный анализ документов – оценка содержания документа путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений.

Шкалирование –  оценка в количественных показателях измеряемых социальных свойств исследуемого объекта.

Эксперимент – метод сбора первичной социологической информации, основанный на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду.

Экспертиза (экспертная оценка) – самый практикуемый метод социального прогнозирования, осуществляющийся путем формирования мнения специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Экстраполяция –  метод социального прогнозирования, предполагающий распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде.

Эмпирическое социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об исследуемом социальном объекте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антонов, А. И., Медков, В. М. Социология семьи : учеб. пособие для студентов вузов / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М. : Изд-во МГУ,1996 . – 304 с.
  2. Бабосов, Е. М. Общая социология : учеб. пособие для вузов / Е. М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – 637 с.
  3. Бабосов, Е.М. Конфликтология : учеб. пособие / Е. М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 317 с.
  4. Бабосов, Е. М. Прикладная социология : учеб. пособие / Е. М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 496 с.
  5. Бабосов, Е. М. Социально-стратификационная панорама современной Беларуси / Е.М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 267 с.
  6. Бабосов, Е. М. Социология в текстах. Хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск. : ТетраСистемс, 2003. – 352 с.
  7. Бабосов, Е. М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – 410 с.
  8. Гидденс,  Э. Социология : учебник / Э. Гидденс ; пер. с англ. ; научн. ред. В. А. Ядов. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.
  9. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: в 3 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Т.1. – Методология и история. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 400 с.
  10. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология : в 3 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Т.2. – Социальная структура и стратификация. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 535 с.
  11. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология : в 3 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Т.3. – Социальные институты и процессы. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 519 с.
  12. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, предназначение и метод / Э. Дюркгейм ; пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. – М. : Канон, 1995. – 352 с.
  13. История социологии : учеб. пособие для студентов социально-гуманитарных факультетов вузов / А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова, Т. Г. Румянцева и [др.] ; под общей ред. А. Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп.  – Минск : Вышэйшая школа, 1997. – 382 с.
  14. Кириенко, В. В. Менталитет современных белорусов : монография / В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П.О. Сухого, 2004. – 225 с.
  15. Смелзер, Н. Социология : учебник / Н. Смелсер ; пер. с англ. ; научн. ред. В. А. Ядов. – М. : Феникс, 1994. – 687 с.
  16. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество : монография  / П. А. Сорокин ; пер. с англ. А. Ю. Согомонова. – М. : Мысль, 1992. – 540 с.
  17. Социологический энциклопедический словарь / Институт социально-политических исследований РАН ; Институт социологии РАН. – М. : НОРМА-ИНФРА, 1998. – 482 с.
  18. Социология : энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов и [др.]. – Минск : Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
  19. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский ; пер. с польского ; общ. ред. А. М. Румянцева. – М. : Прогресс, 1969. – 240 с.
  20. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебник для студентов вузов / В. А. Ядов в сотрудничестве с В.В. Семеновой ; Институт социологии РАН. – М. : Добросвет, 2000. – 596 с.

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ

 

Бабосов Евгений Михайлович  (р. 1931) – белорусский социолог и философ. Доктор философских наук (1972), профессор (1973), академик НАН РБ (1994). С 1998 г. – почетный директор  Института социологии НАН Беларуси. Главные направления научных исследований – социальная философия, теория и история социологии, конфликтология, экстремальные ситуации, особенности переходных (посткоммунистических) обществ. Автор более 750 научных работ (из них более 30 индивидуальных монографий, учебников и учебных пособий). В том числе «Личность, коллектив, общество» (1975), «Социология конфликтов» (1996), «Человек на пороге рынка» (1992), «Введение в конфликтологию» (1996), «Социология управления» (2000), «Общая социология. Учебное пособие» (2002) и др. Бабосов сыграл значительную роль в создании и институализации академической социологии в Республике Беларусь.

Блумер Герберт (1900–1987) – американский социолог и психолог. В 1925–1952 работает в Чикагском, с 1952 – в Калифорнийском университетах. Представитель Чикагской школы, ученик  Дж. Г. Мида. В 1937 г. предложил термин «символический интеракционизм». Основная работа – «Символический интеракционизм. Перспективы и метод» (1969). По мнению ученого, действия с символами (жесты, язык), предваряют практически-преобразовательные действие. Посредством знаковой деятельности мы задаем дистанции, т. е. структурируем внешний мир.

Бурдье Пьер (1930–2002) – французский социолог, профессор Высшей школы социальных наук. С 1996 г. – директор школы практических исследований. С 1975 г. возглавил Центр Европейской социологии. Автор 35 книг и нескольких сотен статей. Бурдье исследовал социальное воспроизводство, систему образования, государство, власть и политику, литературу, масс-медиа, социальные науки. Главный труд Бурдье  – «Различие. Социальная критика суждения» (1979). Начиная с публикации в 1993 году «Нищеты мира», Бурдье занимает критическую позицию, выступая на стороне социально обделенных, находящихся под угрозой, или исключенных из общества групп.

Вебер Макс (1864–1920) – крупнейший социолог конца XIX–начала XX века. Учился в Гейдельбергском университете. С 1894 г. – профессор в университете во Фрайбурге, с 1896 – в Гейдельберге. Читал лекции в университетах Сент-Луиса (США) и Вены (Австрия). С 1919 г. – профессор Мюнхенского университета. Всемирно известные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общество» (1921). Разработал теорию «идеальных типов», которые рассматривал как концентрированные отражения сущности изучаемых социальных явлений, их идеальные модели. Большое внимание уделял изучению социального действия и его основных типов, структур и функций. Разработал учение о типах господства и подчинения, о сущности власти и политических систем. Обстоятельно исследовал социологию религии и раскрыл решающую роль протестантизма, в частности протестантской этики в становлении и развитии капитализма.

Гидденс Энтони (р. 1938) – английский социолог и политолог. С 1961 г. преподаватель социологии в университете Лестера, с 1965 г. – профессор социологии в Кембридже. Главные работы: «Основные проблемы социальной теории» (1979), «Устройство общества» (1984). Автор теории структурации, согласно которой социальные структуры являются порождениями человеческих действий и отношений. Все действия людей в свою очередь подвержены влиянию структурных характеристик общества. Процесс социального воспроизводства через действия структурационных механизмов перерастает в социальные трансформации. Сами же трансформационные изменения происходят отчасти в соответствии с намерениями людей, совершающих их, а иногда приводят к таким последствиям, которых никто не желал и не предвидел.

Данилов Александр Николаевич (р. 1965) – белорусский социолог, политолог и социальный философ. Доктор социологических наук (1994). Заведующий сектором изучения общественного мнения и прогнозирования Совета Министров Республики Беларусь (1991–1994), аналогичного сектора Администрации Президента Республики Беларусь (1994–2000), профессор кафедры социологии БГУ (с 2000), заместитель председателя ВАК Республики Беларусь (с 2003). Основатель и главный редактор научно-теоретического журнала “Социология”. А.Н. Данилов – автор оригинальной теоретико-методологической концепции, раскрывающей механизм системных трансформационных изменений в постсоветских странах. Им разработаны теоретические предпосылки нового направления в социологической науке – социологии трансформационных процессов в переходных обществах.

Дарендорф Ральф (1929–2009) – немецкий социолог, политолог, политический деятель. В 1958–1967 г. – профессор университетов Гамбурга, Тюбингена, Констанца. В 1974–1984 – директор Лондонской школы экономики и политических наук. Основные работы: «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Современный социальный конфликт» (1982). Дарендорф является автором так называемой «конфликтной модели общества». Теория конфликта Дарендорфа возникла как альтернатива марксизму. С точки зрения Дарендорфа, порядок и стабильность – суть патологии социальной жизни. Различные теории организуют и конституируют мир своими специфическими способами, и одним из таких способов – вполне перспективных, по мнению Дарендорфа – является теория конфликта.

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) – французский социолог. Работал профессором социологии в университете Бордо (1887–1902), а затем – в Сорбонне. Основные работы – «О разделении общественного труда (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897). Считал, что социология должна базироваться на изучении социальных фактов, имеющих объективный характер, рассматривал общество как совершенно уникальную социальную реальность, которая должна быть изучаема самостоятельной наукой, несводимой к философии – социологией. Большое внимание уделял анализу разделения труда, которое играет огромную роль в развитии общества. Выделил основные типы социальной солидарности и дифференциации общества. Ввел понятие «аномия», под которой понимал патологию социальной жизни, воплощающуюся в осознанных нарушениях норм права, морали и т.д.

Информация о работе Лекции по "Социологии"