Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:54, реферат
Избиратели, как правило, рассматривают кандидатов как своих патронов, которым они доверяют собственную защиту, под покровительство которых избиратели готовы встать, но не безусловно, а только если эти кандидаты продемонстрируют готовность решать проблемы своих избирателей. Избиратели отлично понимают, что их представитель, которого они поддержат на выборах, должен суметь защитить их интересы, а для этого должен иметь доступ к соответствующим ресурсам: властным, финансовым, материальным и другим. В результате голосование на выборах становится все менее идеологизированным и все более прагматичным: избирается личность, а не политическая позиция.
Введение
Общественное мнение
Теории электорального поведения и их применение
Методы исследования электорального поведения
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Общественное мнение
Теории электорального поведения и их применение
Методы исследования электорального поведения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современной российской электоральной социологии пока не сложилось общепринятого определения электорального поведения граждан. Тем не менее, это понятие очень широко используется при анализе хода избирательных кампаний различного уровня, при прогнозировании и анализе результатов соответствующих выборов.
Избиратели, как правило, рассматривают кандидатов как своих патронов, которым они доверяют собственную защиту, под покровительство которых избиратели готовы встать, но не безусловно, а только если эти кандидаты продемонстрируют готовность решать проблемы своих избирателей. Избиратели отлично понимают, что их представитель, которого они поддержат на выборах, должен суметь защитить их интересы, а для этого должен иметь доступ к соответствующим ресурсам: властным, финансовым, материальным и другим. В результате голосование на выборах становится все менее идеологизированным и все более прагматичным: избирается личность, а не политическая позиция.
В отличие от выборов федерального уровня на выборах глав администраций регионов, как правило, побеждает действующий глава. Фактически, весь регион является его клиентурой, эти отношения понятны и самому главе и гражданам, проживающим в этом регионе. Действующий губернатор или президент может проиграть только, если он, как патрон, продемонстрирует невыполнение своих обязательств. Пока же клиентские отношения сохраняются и их стороны соблюдают негласные и неформальные договоренности, - избиратели доверяют руководителю региона и поддерживают его.
Выборы играют все большую роль в жизни нашего общества. В связи с этим встает вопрос об изучении поведения избирателей как на федеральных, так и на региональных выборах. Особую значимость это приобрело в последнее время, когда у нас в стране не так давно прошли выборы в Государственную Думу, а затем и выборы президента. Трудно переоценить важность событий, так как в последующие четыре года нам жить именно с этой думой и с этим президентом.
Актуальность выбранной темы курсовой работы характеризуется тем, что последние выборы показали, что поведение избирателей в России довольно точно можно прогнозировать. В таком случае можно судить о применимости западных теорий электорального поведения в нашей стране. Электоральное поведение это процессы принятия решений и социальные факторы, влияющие на модели голосования. В каждом субъекте Российской Федерации можно выделить какие-либо особенности поведения избирателей на выборах. Это вызвано различной экономической ситуацией в регионах и рядом других факторов.
Изучением электорального
поведения посвящено много
Объектом исследования является электоральное поведения как феномен.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности электорального поведения граждан Северного Кавказа.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- определить понятие
и факторы электорального
- рассмотреть теории электорального поведения и их применение;
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Общественное мнение возникает внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять.
При формировании общественного мнения граждан очень важна степень влияния информации на человеческое сознание. Сила духовного воздействия на граждан зависит от предлагаемых властью целей, ценностей, идей. Для повышения эффективности своей деятельности в этом направлении власть должна руководствоваться соображениями адресности подачи информации, учитывать особенности аудитории, которая имеет дело с теми или иными сообщениями. Формулируемые лозунги и призывы, предлагаемые программы, замыслы и планы должны соответствовать условиям социальной среды, ориентироваться на действующие в групповом и массовом сознании традиции и обычаи, доминирующие стереотипы и привычки.
В последнее время в России наблюдается положительная тенденция со стороны властей к созданию и совершенствованию механизма взаимодействия власти с общественностью. Достаточно заметными являются службы, подобные службам РR, в Администрации президента, в Правительстве России, в силовых структурах и в ряде других федеральных ведомств и в субъектах федерации, отделы по связям с общественностью.
Важнейшими РR-технологиями являются создание положительных образов (имиджей) представителей власти, их политическая реклама. Как разновидность информационных маркетинговых технологий политическая реклама власти воплощает в себе постоянную заинтересованность рекламодателя не столько в информировании граждан, сколько в формировании желательного для власти общественного мнения.
СМИ так же являются инструментом информационного воздействия, существенно влияющим на формирование общественного мнения.
Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждому присущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенные социально-политические функции в деле формирования общественного мнения.
По сути СМИ являются главным инструментом выражения и во многом формирования общественного мнения. Однако не СМИ и тем более не журналисты должны осуществлять "четвертую власть". "Четвертая власть" - это общественное мнение, формируемое самим обществом и его общественно-политическими структурами и выражаемое через средства массовой коммуникации, включая традиционные СМИ.
Каждый специалист по public relations (паблик рилейшнз - связей с общественностью) должен хорошо разбираться в технологии изучения общественного мнения. Это необходимо для самостоятельного выполнения исследовательской работы, и для контроля и критического подхода к информации социологического содержания, распространяемой по другим каналам.
Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа PR-исследований:
─ Социологические исследования,
─ Коммуникационный аудит,
─ Неформальные исследования.
Результаты изучения общественного мнения фиксируют его состояние лишь на момент проведения опроса респондентов.
Один из методов изучения общественного мнения - это мониторинг СМИ и последующий контент-анализ информации из СМИ.
Мониторинг - это отслеживание публикаций по конкретной тематике в СМИ.
Контент-анализ - исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.
Применение метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.
Средства массовой информации (СМИ) являются инструментом
информационного воздействия, существенно
влияющим на формирование общественного
мнения. СМИ могут формировать как положительный
имидж властей, так и отрицательный, и
во многом это - не объективная передача
данных, а отражение личного отношения
редакции к действующей вла
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. elector — избиратель) — участие в выборах,
наиболее распространенный тип политического
участия. Направленность электорального
поведения, прежде всего, определяется
идентификацией конкретного избирателя
с определенной социальной группой или
партией. Избирательная активность электората
помогает прийти к власти партиям и политическим
лидерам, победа на выборах усиливает
позиции существующей власти, предоставляя
возможность правящей элите действовать
в качестве стабильного политического
института. Для того чтобы политические
лидеры, партии (или элита в целом) имели
достаточную электоральную базу, их политическая
деятельность должна совпадать с интересами определенной
части населения. В случае, если избиратели
лишаются возможности влиять на существующую
ситуацию, электоральная
активность уменьшается, что проявляется в отказе
от участия в голосовании на выборах, снижении
легитимности власти, активизации оппозиционной
деятельности. На электоральное
поведение заметное влияние оказывают такие факторы,
как уровни индивидуальной политической
культуры и политического сознания, степень
информированности населения, состояние
политической инфраструктуры, социальная
динамика и др.
В политологической литературе принято
выделять три основных теоретико-методологических
подхода к изучению электорального поведения: социологический, социально-психологический
и рационального выбора [см. Мелешкина
2001]. Каждый из этих подходов позволил
заметно расширить представления о таком
поведении. Социологический под
Однако к 1980-м годам
стало очевидно, что электоральное
поведение не является простой производной
от структурных факторов, политических
установок или способности
К осознанию значимости особенностей индивидуального восприятия информации, а также когнитивных процессов, обеспечивающих ее интерпретацию индивидом, представители трех упомянутых теоретико-методологических подходов двигались одновременно, но с разных сторон.
Приверженцев социологического
Важную роль в становлении контекстуальных теорий сыграли работы Р.Хакфельда и Дж.Спрага [Huckfeldt, Sprague 1987, 1991]. Изучая электоральное поведение, исследователи обнаружили, что на его направленность влияет не столько формальная принадлежность к определенной социальной группе, сколько характер складывающихся вокруг индивида межличностных отношений и коммуникаций. Выяснилось также, что индивид играет активную роль в коммуникационных процессах - он сам, в соответствии со своими политическими предпочтениями, создает сети, по которым получает политическую информацию. Отсюда следовало: чтобы понять, как и какие складываются у индивида политические предпочтения, влияющие, в частности, на электоральное поведение, надо проанализировать его непосредственное социальное окружение, характер циркулирующей там политической информации. При этом необходимо учитывать, что человек - не пассивный "поглотитель" информации и слепой исполнитель команд, поступающих извне. Его выбор "формируется на пересечении, с одной стороны, его личного намерения, личного знания и индивидуального предпочтения, а с другой - тех возможностей и ограничений, которые создаются его окружением" [Huckfeldt, Sprague 1995: 12].
Согласно контекстуальным теориям, понимание политики, политических событий складывается в первую очередь под влиянием непосредственного окружения людей. Это не означает, что они получают информацию о политике преимущественно из разговоров с соседями и друзьями, ведь в современном обществе главным ее источником выступают СМИ. Социальное окружение (социальный контекст) помогает индивидам формировать мнение о текущих событиях, наделять их особым смыслом. "Контекстуальные воздействия есть не порождение самого по себе социального состава, - отмечает М.Бернбанк, - но следствие обучения и действия человека в окружающей среде с определенной информационной предрасположенностью" [Bumbank 1995: 169]. Характер влияния этой среды (контекста) зависит от содержания информации, циркулирующей внутри социальных групп, в которые включен индивид. Вступая во взаимодействия с другими людьми, обмениваясь с ними информацией, он приобщается к распространенным среди них политическим суждениям, мнениям. Иными словами, "контекстуальные воздействия являются результатом `структурирования` политической информации социальной средой" [Bumbank 1995: 169]. Теперь требовалось найти убедительные теоретические объяснения того, как индивид отбирает и интерпретирует сведения.
Представитель мичиганской
школы Ф.Конверс еще в 1962 г. высказал
предположение о влиянии
Показательно, что VI съезд
Французской ассоциации политической
науки (1999 г.) был посвящен именно проблеме
информационного влияния на политическое
поведение. Французские авторы всегда
ориентировались на изучение политической идентичности и роли структурных
факторов. Поставленная на съезде задача
дальнейшего "развития эмпирических
и теоретических исследований инф
Сторонников теории рационального выбора на проблематику когнитивных аспектов политического поведения вывел поиск факторов, ставящих предел человеческой рациональности. "Саймон побудил ученых задуматься о когнитивных ограничениях, которые лежат в основе человеческого поведения", - писали АЛьюпаэ, М.Маккаббинс и С.Попкин [Lupia et а1. 2000: 12). Саймоновская концепция ограниченной рациональности и стала отправной точкой в создании С.Попкином модели "рассуждающего избирателя" (reasoning voter), действия которого опираются на "рациональность, базирующуюся на неполной информации" (low-information rationality) [Popkin 1991].
Информация о работе Методы исследования электорального поведения