Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:57, контрольная работа
Выбранная мною тема для контрольной работы по социологии является очень актуальной. Актуальность ее, во-первых, проистекает из того, что современный человек большую часть времени проводит в трудовых коллективах. В любой организации работники представляют собой разнообразие интересов, точек зрения, взглядов, личного опыта. Какая бы ни была занятость субъектов на рабочем месте, в зависимости от их личных качеств, они сталкиваются в позитивном или негативном контакте. Второй, не менее важной причиной, является будущая профессия «менеджера», непосредственной задачей которого является руководство людьми и разрешение различных видов конфликтов между ними в организации.
I. Введение. стр. 2
II. Пути и способы разрешения и предотвращения трудовых конфликтов.
1. Конфликт в организации, виды конфликтов и причины их возникновения. стр. 3
2. Прогнозирование и предупреждение социально-трудовых конфликтов. стр. 10
3. Методы разрешения конфликтов:
а) внеюридические методы; стр. 21
б) юридические методы; стр. 31
в) перговорный процесс. стр. 33
III. Заключение. стр. 35
IV. Используемая литература. стр. 37
План контрольной работы
I. Введение. стр. 2
II.
Пути и способы разрешения
и предотвращения трудовых
1. Конфликт в организации, виды конфликтов и причины их возникновения. стр. 3
2.
Прогнозирование и
3. Методы разрешения конфликтов:
а) внеюридические методы; стр. 21
б) юридические методы; стр. 31
в) перговорный процесс. стр. 33
III. Заключение. стр. 35
IV. Используемая литература. стр. 37
Введение
Возможно, конфликт является отцом всех вещей,
т. е. движущей силой изменений,
но конфликт не должен быть войной.
Р. Дарендорф
Выбранная мною тема для контрольной работы по социологии является очень актуальной. Актуальность ее, во-первых, проистекает из того, что современный человек большую часть времени проводит в трудовых коллективах. В любой организации работники представляют собой разнообразие интересов, точек зрения, взглядов, личного опыта. Какая бы ни была занятость субъектов на рабочем месте, в зависимости от их личных качеств, они сталкиваются в позитивном или негативном контакте. Второй, не менее важной причиной, является будущая профессия «менеджера», непосредственной задачей которого является руководство людьми и разрешение различных видов конфликтов между ними в организации.
Общаясь, взаимодействуя, люди так или иначе влияют друг на друга. Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических, психологических, нравственных. И все эти виды взаимодействия и сплачивают коллектив, и чреваты конфликтами.
Управленческая деятельность
воздействует не только на
материально-технические
В данной работе будут рассмотрены способы обеспечения оптимального поведения людей в конфликтной ситуации для обеспечения конструктивного разрешения конфликтов, а также их профилактику, предупреждение. Для того, чтобы картина была полной, в начале работы рассмотрим, что такое трудовые конфликты и что их провоцирует.
II. Пути и способы разрешения
и предотвращения трудовых
Социальная неоднородность общества, различие в уровнях доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводит к социальным конфликтам. Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет неиссякаемый источник конфликтов.
Конфликт — это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.
Социальный конфликт — это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой. [1]
Конфликт является
В науке существует
В настоящее время получила распространение точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными.
В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:
1)
конфликт считается
2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. [1]
Конфликты охватывают все
сферы жизнедеятельности людей,
всю совокупность социальных
отношений, социального взаимодействия.
Конфликт, по сути, является одним
из видов социального
Организация — сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные конфликты. Например, горизонтальные, вертикальные, трудовые, бытовые, межгрупповые, межличностные, ролевые, позиционные, открытые, закрытые, конструктивные, деструктивные и др. Организация является основной ячейкой в структуре современного общества. Все люди входят в те или иные организации (производственные, финансовые, коммерческие, государственного управления, научные, системы образования, средств информации, социального обеспечения, общественные и др.).
Конфликт в организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве.
Хотя в структурное подразделение организации включаются оборудование, здания, технологии, система обеспечения связей и норм и т. д., но основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно.
Трудовой коллектив – формальная (формализованная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания и т. д.). При этом формальные параметры коллектива (структура, количественный и качественный состав, отношения власти и субординации, вертикальные и горизонтальные связи, нормы и правила поведения и т. п.) задаются спецификой и параметрами самой организации.
Причинами зарождения конфликтов могут быть противоречия, связанные с различиями представлений о целях, ценностях, интересах, способах деятельности. Все причины организационно-трудовых конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. В основе объективных причин лежат объективные недостатки организации (плохая организация труда, слабая материально-техническая база, недостатки финансирования и т. п.) В основе субъективных причин — субъективные особенности и состояния членов организации.
Многообразие видов конфликтов и причин, их вызывающих, обусловлено еще и тем, что в трудовой организации функционируют, как бы параллельно, несколько систем (подсистем) отношений.
Например:
Следовательно, члены трудового коллектива взаимодействуют сразу в нескольких системах отношений. Поэтому возникающие в организации конфликты можно также квалифицировать по типу функциональных систем.
Организационно-технологические конфликты
Одной из важных причин возникновения организационно-технологических (производственных) конфликтов является низкий уровень организации труда и управления, который может иметь как объективные, так и субъективные основания. Объективные – могут быть «заложены» в самой функциональной структуре организации и ее системе управления (например, структурные противоречия между функцией и дисфункцией), а субъективные — «привносятся» членами организации (как управляемыми, так и управляющими).
Конфликт в социально-экономической системе организации
Распределение ресурсов и финансов между подразделениями организации и отдельными членами трудового коллектива в наибольшей степени чревато возникновением конфликтов.
Некоторые из причин таких конфликтов:
явные нарушения и просчеты
со стороны руководства
дисбаланс в распределении
дисбаланс в распределении
Конфликты в административно-управленческой системе
Управление социальными
1)внутренние
конфликты в административно-
2)
конфликты между центральной
администрацией и
3)
конфликты между
4)
конфликты между
Конфликты, связанные с функционированием внеформальной организации
Внеформальная организация
Внеформальная организация в
определенных условиях может
стать серьезным
Конфликты в организации, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений.
Взаимодействия людей в организации не исчерпываются формальными и внеформальными отношениями. В любой социальной организации спонтанно образуется система неформальных (социально-психологических) связей и отношений. Неформальные отношения складываются спонтанно и непосредственно в ходе общения людей. Потребность в общении и есть главная причина возникновения неформальных отношений. Основой объединения людей в неформальной организации являются взаимный интерес, а основным принципом членства — свобода выбора.
В формальной системе отношений человек является, прежде всего, исполнителем определенных функций, направленных на достижение общих целей организации. В неформальной — человек выступает как личность, со своими личными целями, интересами, ценностями. Поэтому и конфликты в неформальной организации обусловлены, прежде всего, социально-психологическими свойствами людей и их личными и групповыми интересами. Неформальная организация — мощная сила, способная навязывать свои «правила игры» формальным структурам, а при определенных условиях и доминировать в организации, сводя на нет усилия руководства. Поэтому источник возникновения и возможные способы разрешения многих конфликтов, возникающих в различных сферах трудовой организации, могут находиться в социально-психологической системе. [2]