Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:57, контрольная работа
Выбранная мною тема для контрольной работы по социологии является очень актуальной. Актуальность ее, во-первых, проистекает из того, что современный человек большую часть времени проводит в трудовых коллективах. В любой организации работники представляют собой разнообразие интересов, точек зрения, взглядов, личного опыта. Какая бы ни была занятость субъектов на рабочем месте, в зависимости от их личных качеств, они сталкиваются в позитивном или негативном контакте. Второй, не менее важной причиной, является будущая профессия «менеджера», непосредственной задачей которого является руководство людьми и разрешение различных видов конфликтов между ними в организации.
I. Введение. стр. 2
II. Пути и способы разрешения и предотвращения трудовых конфликтов.
1. Конфликт в организации, виды конфликтов и причины их возникновения. стр. 3
2. Прогнозирование и предупреждение социально-трудовых конфликтов. стр. 10
3. Методы разрешения конфликтов:
а) внеюридические методы; стр. 21
б) юридические методы; стр. 31
в) перговорный процесс. стр. 33
III. Заключение. стр. 35
IV. Используемая литература. стр. 37
Убеждение участников конфликта. Оно включает педагогические и психологические меры типа разъяснительной и воспитательной работы, оказания психологической помощи и т.п.
Изменение состава участников конфликта и системы их взаимодействия путем перемещения людей внутри организации, увольнения или побуждения к добровольному уходу.
Вхождение руководителя в конфликт в качестве эксперта и (или) арбитра и поиск согласия с помощью переговоров и компромиссов. Этот метод нередко называют экспертным.(5)
Практически все применяемые методы урегулирования конфликта вмещаются в эту внешне простую схему.
Схема. Тактические методы управления К. Томаса
Деятельность руководителя или любого другого субъекта по управлению конфликтами непосредственно зависит от той общей стратегии, на которую он ориентируется. Существуют три главных стратегии обращения с конфликтами:
1.
Нормативная, или морально-правовая,
стратегия. Ее цель — разрешение
конфликта на административно-
2.
Реалистическая стратегия. Она исходит
из неизбежности конфликта в
силу прирожденного стремления
человека к господству и
3. Идеалистическая (интегративная) стратегия ориентируется на нахождение новых общих целей и ценностей которые обесценивают прежние, послужившие источником конфликта, а также на сотрудничество сторон для достижения этих новых целей. Данная стратегия предусматривает выигрыш всех сторон конфликта в результате его разрешения. Она трактует конфликт как игру, взаимодействие с положительной суммой выигрыша. Считается, что в данный момент все участники конфликта проигрывают. При решении же лежащей в его основе проблемы все стороны окажутся в выигрыше.
Рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.
Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.
Его суть: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро. Показание к его применению – очень высокая цена издержек возможного конфликта.
Среди других причин применения данного метода можно назвать:
Типичное поведение в этом случае:
Метод неприменим в случаях:
Считается, что результат конфликта
при таком методе управления
вмещается в схему «выигрыш-
Его суть: никаких действий и
расчетов не производится
Данный метод оправдан в
3) Метод уступок и приспособления. Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.
Данный метод используется в случаях:
• когда администрация
• когда предмет столкновения
более важен для другой
• когда формируется
• когда наблюдается явное превосходство другой стороны и Вы ей проигрываете;
• когда стабильность наиболее важна;
• когда в результате
4) Метод сглаживания. Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма.
Метод показан в случаях
5) Метод скрытых действий. Применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.
Причины такого выбора:
• стечение экономических, политических,
социальных или
• нежелание иметь дело с
открытым конфликтом из-за
• невозможность вовлечения
• отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску).
Используемая техника: как джентльменские,
так и далекие от них формы
воздействия (кулуарные переговоры,
политика «разделяй и властвуй»
Исход метода зависит от опыта
и способностей
Негативные последствия метода:
• скрытое или открытое
• акты саботажа;
• распространение среди
• возможность возникновения
сильного социального
VI. Метод «быстрого решения». Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.
Данный метод используется:
• при лимите времени для
принятия решения в связи с
возникновением различных
• когда одна из сторон в
конфликте меняет свою позицию
под влиянием аргументов
• когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений;
• когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений;
• при расчете, что быстрое
решение резко снизит издержки
по сравнению с другими
Наиболее вероятный результат применения метода: ближе к модели «выигрыш-выигрыш», но для этого необходимо взаимное согласие сторон.
Его преимущества: быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.
7) Метод компромисса.
Компромисс – вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.
Суть метода: управление конфликтом
посредством достижения
Применяется в случаях:
• когда цели конфликта
• когда оппоненты с равными
силами действуют во
• достижения временных
• достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;
• выхода из ситуации, когда
сотрудничество или
• когда обе стороны считают,
что их цели могут быть лучше
реализованы с помощью
• если обе стороны имеют достаточно времени;
• ограниченности ресурсов;
• нежелательности исхода «
Технология метода:
Ограничения для применения
• нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);
• принятое решение слишком
аморфно и не будет
• в случае оспаривания
Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.
Достоинства метода:
• возможность решения спорных вопросов для обеих сторон;
• фокусирование внимания на взаимных интересах;
• использование объективного критерия в ходе переговоров;
• ведение переговоров на
• разработка взаимовыгодных решений.
8) Метод сотрудничества – соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.
Применяется в случаях:
• выработки интегративного
• когда одна из сторон
• выявления позиций
• выработки соглашения на основе принципа консенсуса;
• когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон;