Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:57, контрольная работа
Выбранная мною тема для контрольной работы по социологии является очень актуальной. Актуальность ее, во-первых, проистекает из того, что современный человек большую часть времени проводит в трудовых коллективах. В любой организации работники представляют собой разнообразие интересов, точек зрения, взглядов, личного опыта. Какая бы ни была занятость субъектов на рабочем месте, в зависимости от их личных качеств, они сталкиваются в позитивном или негативном контакте. Второй, не менее важной причиной, является будущая профессия «менеджера», непосредственной задачей которого является руководство людьми и разрешение различных видов конфликтов между ними в организации.
I. Введение. стр. 2
II. Пути и способы разрешения и предотвращения трудовых конфликтов.
1. Конфликт в организации, виды конфликтов и причины их возникновения. стр. 3
2. Прогнозирование и предупреждение социально-трудовых конфликтов. стр. 10
3. Методы разрешения конфликтов:
а) внеюридические методы; стр. 21
б) юридические методы; стр. 31
в) перговорный процесс. стр. 33
III. Заключение. стр. 35
IV. Используемая литература. стр. 37
Обычными причинами трудовых конфликтов являются недостатки в организации труда. Наиболее часто встречаются следующие:
- неблагоприятные условия труда;
- несовершенная система оплаты труда; - неритмичность работы (простои и штурмовщина);
- упущения в технологии;
- необеспеченность заданий ресурсами;
- несоответствие прав и обязанностей;
- низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
-
существование неоправданных
Совершенствование
Многие причины трудовых конфликтов кроются в порочной связи между рабочими местами. Эти связи бывают
- технологическими,
- информационными,
- иерархическими.
Возникновение конфликтов, как правило, обусловлено:
1)
Неопределенностью или
2) Переизбытком руководителей у отдельного подчиненного. В этом случае он получает указания от многочисленных начальников и не в состоянии выполнить все вовремя, поэтому он принимает самостоятельное решение, выбирая одну из стратегий:
-
сам ранжирует работу по
-
требует этого от
- хватается за все подряд и ничего не доводит до конца;
-
плюет на все указания и
отлынивает от работы на том
основании, что от какого-нибудь
начальника он все равно
3) У руководителя слишком много непосредственных подчиненных (более 8 человек), это приводит к тому, что:
-
каждый из них пытается
-
некоторые из них пытаются
как-то структурировать
- подчиненные отказываются от попыток управления, пуская все на «самотек», в этом случае они, в свою очередь, становятся «мальчиками на побегушках» у своих подчиненных.
В первых двух случаях
4)
Порочные круги управления, при
которых функции, средства, обязанности
и ответственность не
Если в «порочный круг»
Как правило, причины этого или
заложены в структуре
5)
Неадекватное взаимодействие
-
несинхронность их
-
несовпадение целей
В силу того, что конфликты оказывают огромное влияние на жизнь организаций, умелое обращение с ними является важнейшим условием эффективного руководства. Обращение с организационными конфликтами — это позиция руководителя и любого другого работника по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение.
В наиболее распространенном, широком смысле предупреждение конфликта предполагает действия, исключающие зарождение конфликтной ситуации или устраняющие причины, источники конфликта, и приводящие к разрядке конфликтной напряженности, предотвращению формирования конфликтного сознания, кризиса и конфликтных действий.
Методами правильной и своевременной диагностики, а также предотвращения конфликта являются:
1) регулярное деловое общение с сотрудниками, особенно вызывающими опасение, дифференцированный подход к людям;
2)
принципиальные, основанные на деловой
аргументации и отсутствии
3)
склонение потенциальных
4)
принятие управленческого
Деструктивный конфликт, как и болезнь, легче предупредить или лечить при самом его возникновении. Ранняя стадия обращения с конфликтом — его профилактика, которая предполагает недопущение появления причин конфликта. Профилактика конфликтов в организации достигается за счет четкой организации труда; здорового морально-психологического климата в коллективе; профессионально и социально компетентного руководства; удовлетворенности персонала пребыванием в организации; уверенности людей в завтрашнем дне, стабильной занятости и т.д. Иными словами, профилактика конфликта предполагает недопущение возникновения в коллективе всех рассмотренных ранее и некоторых других его причин.
Профилактике конфликта, как и его предотвращению в целом служат такие меры, как:
· правильный подбор и
· постоянное
· ритмичность работы, внимание к условиям труда и жизни работников;
· совершенствование методов
управления организацией с
· своевременное обеспечение ресурсами, их рациональное и справедливое распределение;
· соответствие прав и
· четкое распределение
· создание формального и
· формирование благоприятных межличностных отношений;
· укрепление коллективных
· уделение особого внимания слухам, сплетням, мелким ссорам, которые обычно являются показателями незагруженности работников и создают благоприятную для конфликтов почву;
· обеспечение равномерности загрузки всех сотрудников.
Предупреждение конфликта в организации осуществляется тремя главными действующими «лицами», субъектами: вышестоящим руководством, определяющим общее положение данного подразделения в системе предприятия или учреждения; руководителем подразделения, намечающим общую линию обращения с конфликтами и осуществляющим управление ими, и трудовым коллективом, способным выполнять воспитательные и регулятивные функции, сплачивать людей, формировать у них чувство групповой идентичности, отношения сотрудничества и взаимопомощи быть наиболее авторитетным арбитром в случае возникновения конфликта.
Ведущую роль в обращении с конфликтами играет непосредственный руководитель подразделения, в котором конфликт назревает или уже развивается. Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни.
Для эффективного
Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликта с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения.
Процесс прогнозирования
1.
Выявление симптомов –
2. Поиск и анализ информации – сбор и обработка различных фактов, дающих основание сделать определенный вывод (диагностика) и принять решение относительно предмета беспокойства.
3. Моделирование
• возможных вариантов
• альтернатив своих действий;
• последствий развития
Все виды конфликтов, возникающие в различных системах трудовой организации, взаимосвязаны. Возникнув в одной системе отношений, конфликт затрагивает и другие, так как носителями всех видов отношений в организации являются одни и те же люди. Они как бы аккумулируют в общую «копилку» свои неудовлетворенности, создавая интегральный коэффициент социальной напряженности. Поэтому успех в деле предупреждения и разрешения конфликтов в организации во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут выявлены все источники роста социальной напряженности и их суммарные показатели. Для этого применяют различные методы и приемы. Например, используя факторный анализ, можно определить интегральный коэффициент социальной напряженности :
К = (х1+x2...х)n = 0,7,
где: К — коэффициент социальной напряженности;
х — фактор экономического кризиса (процент неудовлетворенности);
х ~ фактор заработанной платы (процент неудовлетворенности);
х — другие факторы;
п — количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных экспертов, респондентов.
Значение К = 0,7 соответствует неудовлетворенности более чем 70% от количества опрошенных, что свидетельствует об опасном уровне социальной напряженности в трудовом коллективе.
Диагностика уровня социальной напряженности позволяет выявить основной комплекс социальных проблем, ранжировать их по степени обостренности, определить возможность принятия необходимых решений и выработать рекомендации по урегулированию возникающих проблем.
Методом экспериментальной оценки можно определить степень неудовлетворенности в организации. Используя этот метод в трудовых коллективах Запорожья, исследователи выявили следующее состояние отношений:
Признаки социальной напряженности могут быть выявлены и методом обычного наблюдения. Возможны следующие способы проявления «зреющего» конфликта: