Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:47, отчет по практике
Существуют три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Особое положение в комплексе приемов сбора первичных данных занимают экспериментальные методики и психологические тесты. Те и другие предполагают одновременно регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки.
В ходе исследования для сбора социологической информации могут применяться различные методы. Каждый из них имеет свои особенности, предъявляет определенные требования. Эти методы делятся на количественные и качественные. Каким бы ни был тип исследования, социолог сначала строит свои рассуждения на сугубо качественном уровне, уясняя, о чем идет речь.
Введение
1. Методы сбора социологической информации
1.1. Анкетные опросы и интервью
1.2. Фокус - группа
1.3. Прямое наблюдение
1.4. Эксперимент
1.5. Документальные источники
1.6. Некоторые психологические процедуры
Заключение
Список прочитанной литературы
Основная трудность при работе с доступными (т.е. не целевыми) документами — умение читать данные на языке гипотез исследования. Ведь документ был составлен вовсе не для того, чтобы проверить гипотезы социолога. Поэтому, прежде чем анализировать документальные материалы по существу, социолог вынужден проделать утомительную работу поиска в документе индикаторов (признаков) ключевых понятий исследования.
Качественный анализ документов — необходимое условие для всех количественных операций. Но прежде следует заметить, что квантификация текстов далеко не всегда целесообразна.
В каких случаях не следует прибегать к количественному анализу? Видимо, это неразумно, если мы имеем дело с уникальными документами, где главная цель изучения — всесторонняя содержательная интерпретация материала. Не следует обращаться к количественному анализу, если перед нами описания весьма сложных явлений, если документальных данных недостаточно для массовой обработки или они неполные (нерепрезентативны).
Когда количественный анализ текстов уместен? Прежде всего, отмечает один из основателей этого метода — Б. Берельсон, - если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Далее, когда достаточно много материала, чтобы оправдать усилия, связанные с его количественной обработкой, и если этот материал репрезентирует области изучения. Квантификация необходима, когда текстового материала не только достаточно, но столь много, что его нельзя охватить без суммарных оценок. Квантификация возможна при условии, что изучаемые качественные характеристики появляются с достаточной частотой.
Наиболее целесообразно
Квантификация текстового материала получила весьма широкое распространение, и в 40-х годах для нее была разработана специальная процедура, названная "контент-анализ".
Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой.
Основные процедуры контент-
(а) Понятия, выраженные в
(б) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.По тематике можно еще более полно представить содержание документа.
(в) Имена исторических
(г) Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т.п. несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицы анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения (например, борьба за трезвый образ жизни) — свидетельство его важности для общества.
Эстонский социолог М.Лауристинь следующим образом обобщает задачи, объект и предмет контент-анализа применительно к изучению массовых коммуникаций: (1) проблематика отражения действительности; (2) область реализации целей коммуникатора и социального института, который он представляет; (3) сфера потребностей аудитории массовой коммуникации, удовлетворяемых ею; (4) область взаимодействия коммуникатора (органа информации, пропагандиста...) и аудитории. Далее развертывается система индикаторов применительно к каждому из названных аспектов.
Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.
Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. В первом случае квантификация сводится к определению частот упоминания выделенной смысловой единицы по отношению к другим категориям (как в случае построения индекса самостоятельности инженеров).
Во втором случае единицей счета избирают физическую протяженность или площадь текстов, заполненную смысловыми единицами: число строк, абзацев, квадратных миллиметров, знаков, колонок — в печатных текстах; длительность трансляции по радио или телевидению, метраж пленки при магнитофонных записях.
Контент-анализ текста может быть весьма многосторонним, причем одновременно используется несколько единиц анализа и несколько единиц счета.
Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами,
а) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц.
б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью судей.
в) Обоснованность по независимому критерию.
г) Устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции.
Процедуры подсчета. В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования и идеального изменения.
Для исчисления результатов контент-анализа используются и специально разработанные формулы.
Применяются также статистические расчеты доходчивости текста (терминов, предложений), его интересности для читателя и более сложные приемы изучения взаимосвязи распределений смысловых единиц
Техника контент-анализа находит
все более широкое
Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением. Обычно это материалы прессы, статистические отчеты, карточки персонального учета (например, библиотечные формуляры при изучении читательского спроса), административные инструкции.
Использование личных, или, как иногда говорят, "человеческих документов", более ограниченно. Такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований. Личные документы - прекрасная база для жанра социологического эссе, широко используемого нашими польскими коллегами.
Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.
Главные недостатки описанного метода состоят в отмеченных выше проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, но лишь результаты
Анализ документов - важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.
Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной статистики, многочисленные материалы ЦСУ СССР, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются.
В социологическом исследовании объектом изучения является социальная группа, некоторая социальная общность. Но очень часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные в социологическом исследовании процедуры, заимствованные у психологов. Все их можно было бы назвать тестами, одни из которых меряют личностные, а другие — групповые свойства.
Тестом называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и коллективов.
По предмету исследования можно выделить три класса тестов:
(а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности,
(б) личностные — специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т.д.)
(в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного "давления" группы на ее членов и др.
Общие особенности психологических тестов определяются предметом изучения и спецификой применяемой техники.
С точки зрения технических приемов обычно выделяют четыре разновидности тестов:
(а) так называемые
(в) тесты "с карандашом
и бумагой", например для диагностики
внимания — вычеркивание
(г) тесты, основанные на
Непременная особенность тестовой методики — многократный контроль информации относительно измеряемой характеристики. В сущности, тест представляет серию испытаний, по совокупному выполнению которых определяется степень выраженности данного свойства.
Следует также помнить, что обычно
тест имеет так называемый "ключ",
т.е. сопровождается инструкцией, в
которой указаны правила
В целом же применение общеличностных тестов в социологических исследованиях представляется нам не вполне целесообразным, тогда как использование диагностических методик для выявления особых личностных свойств и тем более - групповых вполне правомерно.
Особенно полезны в
Особенность проективных процедур в том, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу ее объективного содержания, но по причинам, связанным с субъективными наклонностями и влечениями испытуемого, т.е. вследствие субъективированного, личностного значения, придаваемого ситуации испытуемым. Испытуемый как бы проецирует свои свойства в ситуацию. В интерпретации итогов проективного теста большая нагрузка падает на теоретическую модель, используемую интерпретатором.
Обычный прием проективной процедуры: незаконченность фразы, требование ассоциировать по поводу заданных стимулов.
Обоснованность проективных
Обычно социологи используют, так сказать, "ослабленные" варианты проективных процедур. Это перенос в ситуации, хотя и воображаемые, но достаточно конкретные, чтобы можно было вполне определенно интерпретировать реакцию человека.
Диспозиция личности —
это фиксированная в ее социальном
опыте предрасположенность
Диспозиции высшего уровня —
продукт воздействия общих
Диспозиции средних уровней - результат "столкновения" потребностей присвоения определенных видов и форм деятельности и соответствующих социальных условий, в которых эти потребности реализуются,