Методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:47, отчет по практике

Описание работы

Существуют три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Особое положение в комплексе приемов сбора первичных данных занимают экспериментальные методики и психологические тесты. Те и другие предполагают одновременно регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки.
В ходе исследования для сбора социологической информации могут применяться различные методы. Каждый из них имеет свои особенности, предъявляет определенные требования. Эти методы делятся на количественные и качественные. Каким бы ни был тип исследования, социолог сначала строит свои рассуждения на сугубо качественном уровне, уясняя, о чем идет речь.

Содержание работы

Введение
1. Методы сбора социологической информации
1.1. Анкетные опросы и интервью
1.2. Фокус - группа
1.3. Прямое наблюдение
1.4. Эксперимент
1.5. Документальные источники
1.6. Некоторые психологические процедуры
Заключение
Список прочитанной литературы

Файлы: 1 файл

методы социологического исследования.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Диспозиции нижнего уровня иерархии фиксируются как готовность к оценке ситуации и действию на основе предшествующего опыта, реализации потребностей включения в группу и коллектив, адаптации в данной предметной среде, т.е. в "микросоциальных" условиях деятельности.

Итак, регистрируя в социологическом  и социально-психологическом исследовании диспозиции личности, мы тем самым  получаем информацию о возможной  направленности поведения людей  в определенных условиях. Система ценностных ориентации указывает на направленность интересов личности в отношении наиболее важных (в субъективном восприятии) видов деятельности и способов их реализации.

Методики для выявления  системы ценностных ориентации многообразны: путем глубокого интервью, предложением развернутых "портретов" неких воображаемых лиц, в каждом из которых описываются интересы и наклонности неких условных персонажей (надо выбрать наиболее "симпатичный" и отвергнуть "несимпатичный" образ), путем ранжирования более краткого списка ценностей или предложений, имеющих ценностно-мотивационную окраску.

Методики для регистрации  обобщенных социальных установок предназначены для предсказания характерных черт реального поведения личности в тех условиях, к которым эти установки относятся. Для прогноза конкретных поступков следует прибегнуть к фиксированию ситуативных социальных установок.

Широкое использование такого рода методик социологами подтверждает их практическую полезность в теоретико-прикладных исследованиях.

Социометрическая  процедура

Социометрическая техника используется для измерения не личностных, но групповых свойств. Эту процедуру  называют также социометрическим тестом, так как она фиксирует определенные свойства группы как целостного образования.

В принципе для изучения малых групп  можно использовать четыре вида показателей:

а) характеристики, измерение которых  не требует специальных инструментов: цели деятельности групп и коллективов, их соответствие общественным идеалам  и требованиям данной социальной организации, содержание социальных норм, действующих в коллективах и  группах;

б) характеристики, получаемые путем  усреднения данных относительно членов группы или коллектива, например, социально-демографические, производственно-результативные и  др.;

в) структурные показатели, к числу  которых относятся рассматриваемые  ниже социометрические индексы;

г) показатели групповых норм и  ценностей, один из которых — индекс ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ), разработанный А.И. Донцовым .

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных  связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий  между членами группы.

Назначение социометрической процедуры  может быть трояким:

(а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

(б) выявление "социометрических  позиций", т.е. соотносительного  авторитета членов группы по  признакам симпатии — антипатии,  где на крайних полюсах оказывается  "лидер" группы и "отвергнутый";

(в) обнаружение внутригрупповых  подсистем - сплоченных образований,  во главе которых могут быть  свои неформальные лидеры.

Надежность рассмотренной процедуры  зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. Устойчивость данных определяется повторным опросом, а их обоснованность — путем наблюдения реальных отношений в коллективе или методом контроля по известной группе. Очень важно гарантировать каждому участнику анонимность опроса, так как речь идет здесь о довольно интимных сторонах жизни группы.

Будучи простым в употреблении, социометрический тест, как и другие тесты, является арбитражным. Его показания  относительны, и все замеры приобретают  смысл только в случае, если производятся по единой процедуре для всех членов группы.

Вместе с тем была доказана ограниченность данных процедур, ибо с их помощью  фиксируются поверхностные, не глубинные  взаимоотношения в группах, причем специфика групп и коллективов  остается не выявленной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Каждое  серьезное дело требует тщательной, глубоко продуманной подготовки. И социологические исследования не составляют здесь исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и практических приемов социологического анализа различных социальных явлений и процессов предшествует кропотливое овладение научными правилами, способными обеспечить высокий уровень готовности к повседневной социологической работе.                                 .       .;

Подготовка  социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из .людей, знающих практику идеологической работы, имеющих вкус к осмыслению социальных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, в этап собственно социологического исследования можно вступать, если есть уверенность, что весь объем подготовительных работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Из приведенного выше анализа разнообразия социологических  методов исследований, я отдаю  свое предпочтение методу опроса. Социологу часто необходима информация о таких явлениях  и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных документах, используемых в социологическом анализе. Источником такой информации, необходимой для научного изучения социальных процессов, являются непосредственные участники этих процессов — люди, их высказывания о своих собственных мнениях, настроениях, поступках и об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно только с помощью опроса.

 

 

 

 

Список  прочитанной литературы

  1. Добреньков И.В., Кравченко А.И. Методы социологического исследования/М. 2004
  2. Белановский С.А. Метод фокус - групп/М.1996
  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа методы/М.1996
  4. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога/М.2009
  5. Как провести социологическое исследование/под ред. Горшкова М.К. и Шереги Ф.Э./М.1990
  6. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия/Божков О.Б., Готлиб А.С., Толстова Ю.Н./Социологические исследования №9/2004

Информация о работе Методы социологического исследования