Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, при этом поставлены следующие задачи:
а) определить категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в связи с воздействием радиации;
б) раскрыть содержание действующих мер социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
в)проанализировать принципы осуществления возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан при иных радиационных катастрофах и инцидентах.
Введение …………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ...…………………………..... 8
1.1 Категории граждан, имеющих право на предоставление мер
социальной поддержки в связи с воздействием радиации вследствие
аварии на ЧАЭС ………………………………………………………………… 8
1.2 Меры социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС………………….……….. 11
1.3 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного
радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС …………………..………………………………………………….…….. 16
1.4 Порядок исчисления сумм в возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС, либо причиненного утерей кормильца из числа ликвидаторов аварии (инвалидов) на Чернобыльской АЭС ………………... 20
Глава 2 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан иных радиационных катастроф и инцидентов……………………………………….. 38
2.1 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча …….. 38
2.2 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне ………………………………………………………………………… 45
2.3 Социальные гарантии гражданам из подразделений особого риска ……. 51
Заключение …………………………………………………………………….. 57
Список использованных источников ...………………………………………. 59
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ...…………………………..... 8
1.1 Категории граждан, имеющих право на предоставление мер
социальной поддержки в связи с воздействием радиации вследствие
аварии на ЧАЭС ………………………………………………………………… 8
1.2 Меры социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС………………….……….. 11
1.3 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного
радиационным воздействием вследствие
катастрофы на Чернобыльской
АЭС …………………..………………………………………………….…
1.4 Порядок исчисления сумм в возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС, либо причиненного утерей кормильца из числа ликвидаторов аварии (инвалидов) на Чернобыльской АЭС ………………... 20
Глава 2 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан иных радиационных катастроф и инцидентов……………………………………….. 38
2.1 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча …….. 38
2.2 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне ………………………………………………………………………… 45
2.3 Социальные гарантии гражданам из подразделений особого риска ……. 51
Заключение …………………………………………………………………….. 57
Список использованных источников ...………………………………………. 59
Введение
Научно – техническое развитие промышленности в конце двадцатого века обусловило достижение существенных результатов во многих отраслях науки и техники. Вместе с тем, это привело к значительным техногенным катастрофам.
26 апреля 1986 года на
Чернобыльской АЭС произошла
крупнейшая техногенная
Чернобыльская катастрофа – это искалеченные судьбы, больные дети, радиоактивное загрязнение окружающей среды. В соответствии с Конституцией, государство несет ответственность перед всеми гражданами, пострадавшими в результате радиационного воздействия. Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждые имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением2.
Первые принятые в стране нормативные акты по оказанию помощи пострадавшим от Чернобыльской катастрофы не имели достаточной адресной направленности и были несовершенны. Реализация федеральных целевых программ для чернобыльцев зачастую срывалась по многим причинам, в том числе и из-за экономических трудностей в стране. Несмотря на то, что 18.06.1992 был принят Федеральный Закон №3061 – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вопрос о положении ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС всегда был крайне сложным и неоднозначным. Кроме того, назрела необходимость введение в стране единой системы защиты населения: ликвидаторов, участников ядерных испытаний, работников опасных предприятий, потерявших здоровье в связи с радиоактивным воздействием и нуждающихся в поддержке и социальной помощи.
Принятые в феврале 2001 года изменения и дополнения в указанный закон стали значительным шагом навстречу заботам ликвидаторов чернобыльской катастрофы, которые в течение ряда лет справедливо отстаивали свои права на достойное возмещение значительного вреда, причиненного их здоровью. Поправки к закону улучшили материальное положение почти 80 % чернобыльцев. Эти поправки учитывают возможную инфляцию, а расходы на закон привязаны к росту прожиточного минимума. Один из важнейших моментов обновленного закона заключается в том, что у инвалидов - чернобыльцев появилась возможность выбирать один из способов денежной компенсации: либо в зависимости от группы инвалидности, либо с учетом условного заработка3.
Вслед за основным «чернобыльским» законом, обновилась практически вся законодательно - нормативная база, регулирующая возмещение вреда за ущерб, нанесенный здоровью ликвидаторов иных радиационных катастроф.
Поиск оптимальных путей для оказания необходимой поддержки гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, продолжается : ежегодно принимаются и выполняются Постановления Правительства РФ об индексации, а также о социальной поддержке указанной категории граждан.
Время уносит в прошлое события и факты многих трагедий, но защита законных прав граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф – святой долг государства.
Целью дипломной работы является изучение обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, при этом поставлены следующие задачи:
а) определить категории граждан, имеющих
право на предоставление мер социальной
поддержки в связи с
б) раскрыть содержание действующих мер социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
в)проанализировать принципы осуществления возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан при иных радиационных катастрофах и инцидентах.
Объектом исследования данной дипломной работы является совокупность изучения правовой базы проблематики социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации и особенности категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Актуальность темы обусловлена очень высокой динамикой законотворчества по чернобыльской проблематике. Новые и новейшие акты, постановления, разъяснения появляются и устаревают быстрее, чем самим гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, удается разобраться в порядке применения законов и подзаконных актов, которые, безусловно, представляют собой большую социальную значимость. В настоящей работе представлены базовые федеральные законы – «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска » и показаны примеры их практического применения.
Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
1.1 Категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Права и интересы граждан пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на ЧАЭС регулируются Законом Российской Федерации от 18.06.1992 года № 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно этому Закону к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и имеющим право на меры социальной поддержки относятся:
а) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС4;
б) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности5;
в) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 -1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений6.
г) граждане (в том числе временно направленные
или командированные), принимавшие в 1988
-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы
в пределах зоны отчуждения или занятые
в этот период на эксплуатации или других
работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащие и военнообязанные, призванные
на специальные сборы и привлеченные в
эти годы к выполнению работ, связанных
с ликвидацией последствий чернобыльской
катастрофы, независимо от места дислокации
и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего
и рядового состава органов внутренних
дел, проходившие в 1988 -1990 годах службу
в зоне отчуждения;
д) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
ж) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
з) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
и) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
к) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
л) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
м) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
н) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом7.
1.2 Меры социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируются:
а) выплата пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год;
б) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;