Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, при этом поставлены следующие задачи:
а) определить категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в связи с воздействием радиации;
б) раскрыть содержание действующих мер социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
в)проанализировать принципы осуществления возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан при иных радиационных катастрофах и инцидентах.
Введение …………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ...…………………………..... 8
1.1 Категории граждан, имеющих право на предоставление мер
социальной поддержки в связи с воздействием радиации вследствие
аварии на ЧАЭС ………………………………………………………………… 8
1.2 Меры социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС………………….……….. 11
1.3 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного
радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС …………………..………………………………………………….…….. 16
1.4 Порядок исчисления сумм в возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС, либо причиненного утерей кормильца из числа ликвидаторов аварии (инвалидов) на Чернобыльской АЭС ………………... 20
Глава 2 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан иных радиационных катастроф и инцидентов……………………………………….. 38
2.1 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча …….. 38
2.2 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне ………………………………………………………………………… 45
2.3 Социальные гарантии гражданам из подразделений особого риска ……. 51
Заключение …………………………………………………………………….. 57
Список использованных источников ...………………………………………. 59
- обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
- оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
- доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;
- использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
- выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
- преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;
- внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;
- внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
- обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
- внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем. Стипендия указанным лицам устанавливается в повышенных на 50 процентов размерах;
- внеочередное обеспечение
детей местами в детских
дошкольных учреждениях, специализированных
детских учреждениях лечебного и санаторного
типа с выплатой ежемесячной
денежной компенсации в размере 90
рублей на питание ребенка в данном учреждении;
- ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14 - летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;
- преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов33.
Лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" указанного выше Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями первой - третьей и седьмой статьи 24, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частью первой статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Лицам, указанным в подпункте "д" указанного выше Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных пунктами 4, 5, 9 - 11, 13 - 19, 21, 23 и 25 статьи 14, пунктами 1 - 11 части первой статьи 15, частью седьмой статьи 24, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 выше указанного Постановления, предоставляются льготы и компенсации, установленные пунктами 4, 12 - 15, 19 - 23 статьи 14, частью второй статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", но не ниже норм, установленных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы (статьи 67 и 68 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР").
Льготы и компенсации
По представлению Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации и заключения медико-социальной экспертной комиссии лицам, указанным в подпунктах "а" - "г", обеспечиваются внеочередная госпитализация, ежегодное санаторно-курортное лечение в медсанчастях, госпиталях и санаториях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства безопасности и внутренних дел Российской Федерации, а также снабжение лекарствами из аптечных учреждений указанных ведомств.
В настоящее время по сведениям комитета социальной защиты населения Засвияжского района города Ульяновска меры социальной поддержки получают 20 человек.
Заключение
Таким образом, в результате изучения и анализа практического применения действующих федеральных законов «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска », можно сделать вывод о том, что в настоящее время политика государства направлена на установление разумной и справедливой системы государственной поддержки нуждающихся.
Во-первых, каждый из указанных нормативных документов (Закон Российской Федерации от 18.06.1992 г. № 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Закон Российской Федерации от 26.11.1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Закон Российской Федерации № 2- ФЗ от 10.01.2002 г. « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска») точно определяет категории граждан, на которых распространяется закон. Отнесение гражданина к определенной категории имеет очень важное значение, поскольку именно от этого критерия зависит предоставление льгот и компенсаций.
Во-вторых, в части предоставления льгот, таких как оплата жилищно-коммунальных услуг, медицинское обслуживание, регулирование трудовых прав сделан значительный шаг для решения проблем указанной категории граждан, так как предусмотренные меры социальной поддержки в значительной степени возмещают вред, причиненный жизни и здоровью граждан.
В-третьих, огромной поддержкой, улучшающей материальное положение граждан, пострадавших от воздействия радиации, является выплата денежных пособий и компенсаций, в том числе сумм возмещения вреда. Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации от 18.06.1992 г. № 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в современной редакции устранил противоречия между двумя способами выплаты компенсации: выплатой в фиксированных суммах в зависимости от группы инвалидности и выплатой, привязанной к условному заработку, так как сегодня каждый инвалид-чернобылец имеет право выбора в получении денежных выплат по одному из указанных способов. Соответствующие Постановления Правительства Российской Федерации осуществляют ежегодную индексацию этой компенсации, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами «О федеральном бюджете».
Однако анализируя опыт работы районного комитета социальной защиты населения можно сделать вывод о необходимости продолжения законотворческой деятельности по социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации, так как до сих пор несмотря на регулярное обновление законодательно-нормативной базы имеет место обращения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в районные суды в связи с требованиями отдельных граждан о перерасчете сумм возмещения вреда в сторону увеличения.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.
2. Гражданский Кодекс РФ, часть первая. 1994 .
3. Гражданский Кодекс РФ, часть вторая. 1995.
4. Закон РСФСР от 24.10.1991 №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».
5. Закон Российской Федерации от 18.06.1992 № 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
6. Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
7. Закон Российской Федерации от 26.11.1998 №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
8. Закон Российской Федерации от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
9. Закон Российской Федерации от 07.07.2000 №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
10. Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001 №5-ФЗ.
13. Закон Российской Федерации № 2-ФЗ от 10.01.2002 « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
14. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2002 год».
15. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2003 год».
16. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2004 год».
17. Закон Российской Федерации « О Федеральном бюджете на 2005 год».
18.Закон Российской Федерации от 04.11.2005 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « О федеральном бюджете на 2005 год».
19.Закон Российской Федерации от10.01.2002 №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
20. Закон Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
21. Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2288.
22. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №847 « Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2005 №292.
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 №326
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 №163
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2006 №246
28. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11- П.
29. Постановление Верховного Суда Российской Федерации №7 от 05.04.2005.
30. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.11.2001 №83.
31. Распоряжение Правительства РФ от10.02.1994 №162-р «Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».