Обязательства вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, при этом поставлены следующие задачи:
а) определить категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в связи с воздействием радиации;
б) раскрыть содержание действующих мер социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
в)проанализировать принципы осуществления возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан при иных радиационных катастрофах и инцидентах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ...…………………………..... 8
1.1 Категории граждан, имеющих право на предоставление мер
социальной поддержки в связи с воздействием радиации вследствие
аварии на ЧАЭС ………………………………………………………………… 8
1.2 Меры социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС………………….……….. 11
1.3 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного
радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС …………………..………………………………………………….…….. 16
1.4 Порядок исчисления сумм в возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС, либо причиненного утерей кормильца из числа ликвидаторов аварии (инвалидов) на Чернобыльской АЭС ………………... 20
Глава 2 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан иных радиационных катастроф и инцидентов……………………………………….. 38
2.1 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча …….. 38
2.2 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне ………………………………………………………………………… 45
2.3 Социальные гарантии гражданам из подразделений особого риска ……. 51
Заключение …………………………………………………………………….. 57
Список использованных источников ...………………………………………. 59

Файлы: 1 файл

Дипломная обязательства перед потерпевшими.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

Право на ежемесячную компенсацию  за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС имеют нетрудоспособные члены  семьи, бывшие на его иждивении. При  этом детям ежемесячная компенсация  назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении.

Компенсация назначается на каждого  нетрудоспособного члена семьи  независимо от размера пенсии, которая  установлена для этих граждан  настоящим Законом, а в случае получения двух пенсий указанная  компенсация назначается по выбору к одной из получаемых пенсий.


Детям, потерявшим кормильца, выплачивается  ежегодно компенсация в размере 100 рублей.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан иных радиационных катастроф и инцидентов

2.1 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча

Социальные гарантии указанным гражданам определены в Федеральном законе от 26.11.1998 года №175 – ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Указанный закон определяет круг лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки:

а) Это граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;

б) Граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах;

в) Граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

г) Граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

д) Граждане, проживавшие в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);

ж) Граждане, проживавшие в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);

з) Граждане, добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).

Правительство Российской Федерации определяет перечни населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, порядок отнесения граждан к категориям, указанным в части первой настоящей статьи, а также виды и продолжительность работ по ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк"28.

Всем перечисленным гражданам, указанным выше и получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в пункте 1 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (Аналогично гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской  катастрофы).

Всем перечисленным  гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (Аналогично инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы).

Гражданам, указанным в пункте а), гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (Аналогично гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 - 1987годах).

Гражданам, указанным в  пункте б), гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (Аналогично гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1988 – 1990 годах).

Гражданам, указанным в  пункте в), гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (Аналогично гражданам, эвакуированным в 1986 году из зоны отчуждения).

Гражданам, указанным в пункте г), гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постоянно проживающих (работающих) с 26 апреля 1986 года в зоне проживания с правом на отселение. (Аналогично гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение).

Гражданам, указанным в пункте д), гарантируются оказание бесплатной медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно) и диспансеризация в лечебно - профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также ежемесячная денежная компенсация в размере 200 рублей.

Гражданам, указанным в пункте ж), гарантируются оказание бесплатной медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно) и диспансеризация в лечебно - профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей.

Гражданам, указанным в пункте з), гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в пункте 11 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (Аналогично гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы).

В случае, если граждане, указанные в пункте з), прибыли после 26 мая 1993 года для проживания (работы) в населенные пункты, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), льготы и компенсации, предусмотренные частью первой настоящей статьи, им не предоставляются.

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в пунктах а) и б), гарантируется предоставление компенсаций, предусмотренных статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (Аналогично семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Семьям, потерявшим кормильца из числа  граждан, указанных в статьях 2 и 3, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, предусмотренных пунктами 3, 4, 12 - 15, 19 - 23 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том случае, если смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Детям первого и второго поколения  всех перечисленных граждан, страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, указанных в частях первой и второй статьи 25 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Причинная связь заболеваний и инвалидности, имеющихся у граждан, указанных в статьях 1 и 12 настоящего Федерального закона, а также смерти указанных граждан с последствиями воздействия радиации устанавливается межведомственными экспертными советами и другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Перечень заболеваний, возникновение  или обострение которых обусловлены  воздействием радиации, определяется Правительством Российской Федерации.

Всем перечисленным гражданам, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение льгот и компенсаций с момента их предъявления.

При наличии у гражданина права  на получение льгот и компенсаций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по различным основаниям ему гарантируется предоставление льгот и компенсаций по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые льготы и компенсации предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору29.

В настоящее время по сведениям комитета социальной защиты населения Засвияжского района города Ульяновска перечисленные меры социальной поддержки для этой категории граждан получают 15 человек, в том числе: 11 человек из числа граждан, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», 3 человека из числа ликвидаторов, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации и 1 человек, переселенный с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению30.

 

2.2 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

Право граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне   на обеспечение социальных гарантий закреплено в Федеральном Законе № 2- ФЗ  от 10.01.2002 года, который так и называется: «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение социальных гарантий гражданам Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и определяет круг лиц, имеющих право на предоставление льгот и компенсации.

Это граждане, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Информация о работе Обязательства вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием