Обязательства вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, при этом поставлены следующие задачи:
а) определить категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в связи с воздействием радиации;
б) раскрыть содержание действующих мер социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
в)проанализировать принципы осуществления возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан при иных радиационных катастрофах и инцидентах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ...…………………………..... 8
1.1 Категории граждан, имеющих право на предоставление мер
социальной поддержки в связи с воздействием радиации вследствие
аварии на ЧАЭС ………………………………………………………………… 8
1.2 Меры социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС………………….……….. 11
1.3 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного
радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС …………………..………………………………………………….…….. 16
1.4 Порядок исчисления сумм в возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС, либо причиненного утерей кормильца из числа ликвидаторов аварии (инвалидов) на Чернобыльской АЭС ………………... 20
Глава 2 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан иных радиационных катастроф и инцидентов……………………………………….. 38
2.1 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча …….. 38
2.2 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне ………………………………………………………………………… 45
2.3 Социальные гарантии гражданам из подразделений особого риска ……. 51
Заключение …………………………………………………………………….. 57
Список использованных источников ...………………………………………. 59

Файлы: 1 файл

Дипломная обязательства перед потерпевшими.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

- справка учебного заведения  о том, что имеющий право  на получение ежемесячной денежной  суммы член семьи умершего  кормильца учится в этом учебном  заведении по очной форме обучения.

В настоящее время на учете в  комитете социальной защиты населения Засвияжского района города Ульяновска состоит 70 человек, получающих ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда. В том числе: 63 человека – инвалиды-чернобыльцы; 7 человек – получатели компенсации из числа нетрудоспособных иждивенцев, среди них 5 вдов и 2 ребенка, не достигшие возраста 18 лет16.

Таблица 1

Состав получателей компенсации

 

Количество человек

Соотношение в %

Инвалиды 

63

90

Нетрудоспособные иждивенцы

7

10


 

1.4 Порядок исчисления сумм в возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС, либо причиненного утерей кормильца из числа ликвидаторов аварии (инвалидов) на Чернобыльской АЭС

Изначально применялся порядок исчисления и выплаты сумм возмещения вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Впервые статья, касающаяся исчисления и выплаты  сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, появилась в Законе « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 170 – ФЗ . Данная норма вводилась в действие со 2 марта 1996 г.  и определяла следующее: выплата денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности ( с установлением инвалидности ), определяемая в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации  для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом допускалось, что  если  период работ по ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС составил менее одного  полного календарного месяца, то размер возмещения вреда исчисляется, исходя  из условного месячного заработка без его ограничения.   С другой стороны, во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда17. По состоянию на 02.03.1996 г. действовали   Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, позднее вступил в силу Федеральный закон « Об  обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний»  от 24.07.1998 г. № 125 – ФЗ. Таким образом, размер возмещения вреда определяется в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья соответствующих степени утраты им трудоспособности. Например, если заработок составил 270000 рублей, а процент степени утраты трудоспособности установлен 40% , то сумма компенсации составит:

270000  х  40%  =  108000 рублей ежемесячно

Согласно указанному закону в составе заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, учитываются все виды вознаграждения за работу, включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни и за совместительство, кроме выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и другие). Под понятием заработок принимается среднемесячный заработок, который определяется за двенадцать последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем. Фактически возможно несколько вариантов отсчета периода  двенадцати последних месяцев работы18.

Вариант 1: двенадцать последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью  (то есть за 12 месяцев до участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС). Время наступления несчастного случая подтверждается соответствующим актом или другими документами (например , справкой из районного комиссариата о периоде участия в ликвидации последствий аварии).

Вариант 2:  двенадцать последних месяцев работы, предшествующих утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем .Время наступления постоянной (длительной) нетрудоспособности устанавливается ВТЭК наряду со степенью утраты трудоспособности, группой инвалидности и ее причиной. Например, у ликвидатора последствий  аварии, принимавшего участие в ликвидации в 1986г. инвалидность и степень утраты трудоспособности установлены в 1997 году. В этом случае для исчисления возмещения вреда предоставляются справки о заработной плате за 1996 -1997 года.

Среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы  заработка за двенадцать месяцев  работы на 12. Если работа продолжалась менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем  деления общей суммы заработка  за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.

В том случае, если период работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской  АЭС составил менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется, исходя из условного месячного заработка. В этом случае сначала подсчитывается среднедневной заработок за все проработанное время, полученный заработок делиться на число фактически проработанных дней. Затем определенный таким путем среднедневной заработок умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное как среднее за год. Типичное число рабочих дней в месяце ( коэффициент) :  при шестидневной рабочей неделе   25,4  ;  при пятидневной рабочей неделе  21,2 .

Кроме этого, в связи с повышением стоимости жизни и изменениями  в уровне оплаты труда применялись повышающие коэффициенты, по которым заработок, принятый для исчисления размера возмещения вреда увеличивался в определенное количество раз: для возмещения вреда определенного

в    1986 году    -   в  6,7 раз       

в    1987 году  - в  6,4 раза

в    1988 году    -  в  6,1 раз

в    1989 году    -  в  5,8 раз

в    1990 году    -  в 5,5 раз

в    1991  году   - в 4,3 раза19

Кроме индексации заработка, из которого исчислено возмещение вреда, в дальнейшем в связи с повышением стоимости  жизни все суммы возмещения заработка должны быть увеличены пропорционально повышению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда20.

За период с 01.02.1993 года минимальная  зарплата увеличивалась следующим образом:

с 01.02.1993 г.   -    в 2,5 раза

с 01.04.1993 г.   -   в 1,9 раза

с 01.07.1993 г.     -    в 1,81 раза

с 01.12.1993 г.   - в 1,9 раза

с 01.07.1994 г.   -    в 1,4 раза

с 01.04.1995 г.   - в 1,678 раза

с 01.05.1995 г.   -   в 1,27 раза

с 01.08.1995 г.   -    в 1,259 раза

с 01.11.1995 г.  -    в 1,05 раза

с 01.12.1995 г.   -    в 1,048 раз

с 01.01.1996 г.   -    в 1,045 раза

с 01.04.1996 г.   - в 1,2 раза

с01.01.1997  г.    -    в 1,1 раза21

последующая индексация осуществлялась пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Каждый раз, когда минимальная  оплата труда увеличивается в  централизованном порядке, должны увеличиваться и платежи в возмещение утраченного заработка: заработок, подлежащий возмещению, последовательно умножается на все коэффициенты повышения.

Рассмотрим пример: средний фактический  заработок инвалида 2 группы вследствие аварии на ЧАЭС Кравченко А.И. за период с 01.07. 1986 года по 31.07.1986 года составил 3076 рубле 00 копеек; процент утраты трудоспособности  -  80%22 .

С учетом коэффициентов индексации на 01.01.2000 года сумма возмещения вреда составит:

3076 х 6,7 х 2,5 х 1,9 х 1,81 х 1,9 х1,4 х 1,678 х 1,27 х 1,259 х 1,05 х  1,048 х х 1,045 х 1,2 х 1,1 х 80 %  =  1.535.561 рублей 28 копеек

С учетом деноминации 1.535 рублей 56 копеек

Как показывает практика работы по начислению и выплате сумм возмещения вреда за период с 1996 по 2000 года на примере Комитета Социальной  Защиты Населения Засвияжского района города Ульяновска далеко не все инвалиды-чернобыльцы получали указанную компенсацию, определенную в процентах утраты трудоспособности в зависимости от заработной платы, в связи с низким уровнем заработной платы в регионе . Поэтому чаще применялся метод исчисления сумм возмещения вреда, при котором в качестве заработка применялась семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда. По состоянию на 01.04.1996 года минимальный размер оплаты труда составлял 75900  рублей; на 01.01.1997 года – 83490 рублей; на 01.01.1998 года – 83рубля 49 копеек.

Таким образом, семикратная сумма минимального размера оплаты труда в 1998 году составила :     7  х  83,49  =  584 рубля 43 копейки.

В этом случае сумма возмещения вреда  для инвалида – чернобыльца 3 группы со степенью утраты трудоспособности 40%  была определена как 

584,43  х 40 %  =  233 рубля 77 копеек

Для инвалида – чернобыльца 2 группы со степенью утраты трудоспособности 80 % сумма возмещения вреда была определена как

584,43  х  80 %  =  467 рублей 54 копейки

Очевидно, что требовалось реформирование системы социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, так как в целом по России огромное количество инвалидов-чернобыльцев ( около сорока тысяч человек ) не были обеспечены достаточной компенсацией, хотя и получили значительную дозу радиационного облучения.

Существовавшая поляризация в  компенсациях за нанесенный вред здоровью в диапазоне от 300 до 30000 тысяч  рублей в месяц также вызывала социальную напряженность в среде инвалидов, а подтвердить достоверность справок о повышенной  оплате за период выполнения работ по ликвидации последствий аварии, выданных в условиях чрезвычайной ситуации не всегда было возможным, что привело к огромным «перекосам» в выплате компенсации.

После вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. №5ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалиды получили право на выплату сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по их выбору:

- либо ежемесячная денежная  компенсация;

- либо ранее установленная ежемесячная  денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

С 15.02.2001 г. по выбору получателей  выплата  ежемесячной денежной компенсации инвалидам в соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона стала осуществляться в следующих размерах:

- инвалидам 1 группы      5000 рублей;

- инвалидам 2 группы     2500 рублей;

- инвалидам 3 группы     1000 рублей23.

Принятые поправки к Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» резко улучшили материальное положение примерно у 84% инвалидов – чернобыльцев. Например, люди, работавшие в экстремальных условиях и получившие серьёзную долю радиации (1 группа инвалидности) стали получать выплаты, превышающие более чем в два раза средний заработок по стране.

Если обратиться за примером назначения компенсации в комитет социальной защиты населения Засвияжского района города Ульяновска, то сравнительный анализ назначенных выплат таков: после 15 февраля 2001 года из 70 человек, получавших возмещение вреда, только 5 получателям оставили ранее установленные суммы, 65 человек стали получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых размерах24.

При этом необходимо заметить, что  остальные 34 вида льгот остались и  государство продолжает их выполнять.

Кроме этого, пункт 25 статьи 14 был дополнен новой частью второй следующего содержания: В случае смерти инвалида право на ежемесячную денежную компенсацию  распространяется на нетрудоспособных иждивенцев. Размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходившейся на самого кормильца.

Например, в случае смерти инвалида - чернобыльца 2 группы право на получение ежемесячной денежной компенсации может иметь его супруга, достигшая пенсионного возраста. В этом случае при условии отсутствия других лиц, признанных нетрудоспособными иждивенцами размер компенсации составит 1250 рублей в месяц. Или в случае смерти инвалида - чернобыльца 1 группы право на получение ежемесячной денежной компенсации могут иметь его несовершеннолетние дети. Если количество детей 3 человека, размер компенсации составит:

5000 : 4 (дети + сам чернобылец )  =  1250 рублей на каждого ребенка.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , статьёй 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ за период с 2004 по  2006 года был принят ряд Постановлений Правительства Российской Федерации о порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 года № 326 определяет порядок индексации сумм возмещения вреда за период с 19.06.2002 года по 31.05.2004 года по следующим коэффициентам согласно таблице 2 стр.29.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 27.12.2004 года № 847 « Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяет, что ежемесячные денежные компенсации, установленные пунктом 25 статьи 14 Закона о Чернобыле индексируется с 01.06.2004 года с применением коэффициента  1,38 , определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» согласно таблице 3 стр.29.

Информация о работе Обязательства вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием