Обязательства вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, при этом поставлены следующие задачи:
а) определить категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в связи с воздействием радиации;
б) раскрыть содержание действующих мер социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
в)проанализировать принципы осуществления возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан при иных радиационных катастрофах и инцидентах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ...…………………………..... 8
1.1 Категории граждан, имеющих право на предоставление мер
социальной поддержки в связи с воздействием радиации вследствие
аварии на ЧАЭС ………………………………………………………………… 8
1.2 Меры социальной поддержки инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС………………….……….. 11
1.3 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного
радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС …………………..………………………………………………….…….. 16
1.4 Порядок исчисления сумм в возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС, либо причиненного утерей кормильца из числа ликвидаторов аварии (инвалидов) на Чернобыльской АЭС ………………... 20
Глава 2 Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан иных радиационных катастроф и инцидентов……………………………………….. 38
2.1 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча …….. 38
2.2 Социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне ………………………………………………………………………… 45
2.3 Социальные гарантии гражданам из подразделений особого риска ……. 51
Заключение …………………………………………………………………….. 57
Список использованных источников ...………………………………………. 59

Файлы: 1 файл

Дипломная обязательства перед потерпевшими.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

Следующее Постановление  Правительства Российской Федерации  от 07.05.2005 № 292 определяет, что  с  01.01.2005 года осуществляется индексация размеров компенсаций и иных выплат  гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с применением коэффициента 1,08  исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом « О Федеральном бюджете на 2005 год». Размер компенсационных выплат  с учетом этого коэффициента приведен в таблице 4 стр.30.

 

 

Таблица 2

Размеры компенсаций с учетом индексации с 19.06.2002 , руб.

 

Размер компенса-ции уста-новленный законом

Размер компенсации с 19.06.2002 по 30.06.2002

Размер компенсации с 01.07.2002 по 31.12.2002

Размер компенсации с 01.01.2003 по 31.12.2003

Размер компен-ции с01.01.2004 по 31.05.2004

Инв-ды 1 группы

5000

5240

5600

6272

6900  

Инв-ды 2 группы

2500

2620

2800

3136

3450

Инв-ды 3 группы

1000

1048

1120

1254

1380


 

                                                                     Таблица 3

Размеры компенсаций с 01.06.2004 г, руб.

 

Размер компенсации

Установленный законом

Размер компенсации 

с  01.06.2004 -31.12.2004

Инвалиды 1группы

             5000

              6900

Инвалиды 2 группы

             2500

              3450

Инвалиды 3 группы

             1000

              1380


 

                                                                              Таблица 4

Размеры компенсаций с 01.01.2005 года, руб.

 

Размер компенсации с

01.01.2004 по 31.12.2004

Размер компенсации с

01.01.2005 по 31.12.2005

Инвалиды 1 группы

              6900

                7452

Инвалиды 2 группы

              3450

                3726

Инвалиды 3 группы

              1380

                1490,40


 

Однако позже, Постановлением Правительства Российской Федерации  №163 от 24.03.2006 г. в это постановление были внесены изменения, так как вступил в силу  Федеральный закон от 04.11.2005  № 141 – ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон « О федеральном бюджете на 2005 год».

 В новой редакции  в постановлении Правительства  Российской Федерации от 07.05.2005 № 292  цифры, определяющие  коэффициент индексации  равный  1,08   заменены   цифрами   1,1 , поэтому фактически  размер  проиндекси- рованных компенсаций  иной. Он представлен в таблице 5 стр. 31.                                                                         

С 01.01.2006  на основании Постановления  Правительства Российской Федерации  от 24.04.2006 г.  №  246  была проведена  индексация размеров указанных выше компенсаций с применением  коэффициента 1,085  исходя из уровня инфляции, установленного  Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2006  год». Размер  проиндексированных компенсаций приведен в таблице 6 стр. 31.

 

 

 

Таблица 5

Обновленные размеры компенсаций с 01.01.2005 года, руб.

 

Размер компенсации с

01.01.2004 – 31.12.2004

Размер компенсации с

01.01.2005 – 31.12.2005

Инвалиды 1 группы

                 6900

                 7590

Инвалиды 2 группы

                 3450

                 3795

Инвалиды 3 группы

                 1380

                 1518


 

                                                                Таблица 6

Размеры компенсаций с 01.01.2006 года, руб.

 

Размер компенсации с

01.01.2005 – 31.12.2005

Размер компенсации с

01.01.2006 – 31.12.2006

Инвалиды 1 группы

               7590

                8235,15

Инвалиды 2 группы

               3795

                4117,58

Инвалиды 3 группы

               1518

                1647,03


 

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьей 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ ежемесячная компенсация возмещения вреда  должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако фактически требуемые документы были приняты только в 2005, 2006 годах. Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 19.06.2002   № 11- П признал несоответствующими Конституции Российской Федерации положения части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции от 12.02.2001 года и части третьей статьи второй Федерального закона от12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность и потому носят неопределенный характер. Поэтому до внесения соответствующих изменений  в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел получили право принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих  сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Анализ обращений инвалидов  – чернобыльцев в районные суды города Ульяновска за период 2002 – 2004 года показал, что подавляющее большинство  исков содержали требования именно по индексации ежемесячных сумм. Практически все исковые заявления были удовлетворены, при этом расчет ежемесячных сумм проводился следующим образом25:

с 01.01.2001 г. размер ежемесячных платежей индексировался в 1,198 так как с 01.01.2001 г. минимальный размер оплаты труда определяется исходя из базовой сумм равной 100 рублям; в 2000 году базовая сумма составляла 83 рубля 49 копеек

(  100  :  83,49  =  1,198 )

с 15.02.2001 г. размер ежемесячных платежей индексировался в 1,749 из соотношения величины прожиточного минимума по Ульяновской области в декабре 2000 года ( 734,58 рублей ) и величины прожиточного минимума по Ульяновской области в первом квартале 2001 года ( 1285 рублей )

(  1285  :  734,58  =  1,749  )

с 01.01.2002 г. размер ежемесячных платежей индексировался в 1,17 из соотношения величины прожиточного минимума по Ульяновской области в первом квартале  2001 года ( 1285 рублей ) и величины прожиточного минимума по Ульяновской области в первом квартале 2002 года ( 1509 рублей )

(  1509  :  1285  =  1,17  )

Резолютивная часть судебных решений  по искам инвалидов – чернобыльцев определяла размер ежемесячной суммы и право ежегодной индексации, но поскольку механизм индексации в законодательном порядке в тот момент был не определен, некоторым получателям компенсации пришлось обращаться в судебные органы неоднократно – для последующей индексации ранее установленных в судебном порядке сумм.

В настоящее время практика рассмотрения судами дел, связанных с реализацией  инвалидами прав, предоставленных им Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изменилась. При вынесении судебных решений суды стали обращаться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 05.04.2005 года. В части, касающейся индексации, в указанном Постановлении даны следующие разъяснения : в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

 Поэтому при рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997г., необходимо иметь в виду следующее : суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997г. до 1 июля 2000г, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997г. №6 ФЗ и от 19 июня 2000г. №82 ФЗ ).

Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000г. №82 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000г. №122 ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. до 1 января 2001г.  В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000г. до 1 января 2001г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000г №82 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000г., равного 1,581  ( 132 : 83,49 ) , а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента   равного 1,515    ( 200 : 132  )   при условии, что в период  с февраля 1997г до 1 июля 2000г не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. по 1 января 2001г26.

Таким образом, применение районными судами коэффициентов  1,581  и  1,515  значительно увеличивает  размер ежемесячной суммы  возмещения вреда  и  единовременной  задолженности  сумм, недополученных за прошлое время, что в итоге предопределило большое количество обращений инвалидов-чернобыльцев в судебные инстанции. Так, за период январь – сентябрь 2006 года суд Засвияжского района города Ульяновска с исковыми заявлениями о применении указанных коэффициентов обратилось 14 человек, что составляет 20 % от общего количества получателей.

Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы выплачивается единовременная компенсация. Размер единовременной компенсации за вред здоровью, установленный статьей 39 закона о Чернобыле, с 1 января 2005 года с учетом индексации составляет:


инвалидам 1 группы - 12100 рублей,


инвалидам 2 группы - 7000 рублей,

инвалидам 3 группы - 5000 рублей.

В случае усиления инвалидности при  переосвидетельствовании во ВТЭК единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.


Семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы с 01.01.2005 года с учетом индексации выплачивается  единовременная компенсация в размере  12100 рублей и родителям погибшего - 6050 рублей, а с 1 января 2006 года - 13128,5 рубля и 6564,25 рубля соответственно27.


Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания  вследствие чернобыльской катастрофы также выплачивается ежегодная компенсация.


Размер ежегодной компенсации  за вред здоровью определен в статьях 39,40 Закона о Чернобыле и с 1 января 2005 года с учетом индексации составляет:

- для инвалидов 1 и 2 групп 605 рублей,


- для инвалидов 3 группы и  лиц (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы,  484 рубля, 

(с 1 января 2006 года - 856,43 рубля и  525,14 рубля соответственно).

- гражданам, принимавшим участие  в ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС в 1986 -1987 годах 300 рублей,

- гражданам, принимавшим участие  в ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС в 1988 году 200 рублей,

- гражданам, принимавшим участие  в ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС в 1989 -1990 годах 100 рублей.

Дополнительно отметим, что на основании  статьи 41 закона о Чернобыле семьям за потерю кормильца, участвовавшего в  ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная компенсация в сумме 100 рублей 54 копейки.

Информация о работе Обязательства вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с радиационным воздействием