Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:56, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть интуитивные методы социально-экономического прогнозирования привести примеры индивидуальных и коллективных методов экспертных оценок.
Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования 6
§1.1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования 6
§1.2. Метод экспертных оценок: сущность, особенности. 8
§1.3. Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования 12
Глава II. Анализ системы показателей и методов социального прогнозирования 16
§2.1 Система показателей социального прогнозирования 16
§2.2 Классификация и характеристика методов социального прогнозирования 16
§2.3. Метод индивидуальных экспертных оценок. 27
Глава III. Основные направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38
§3.1 Проблемы развития и направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38
§3.2 Прогнозные расчеты показателей социального развития 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение 1 56
Оглавление
Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования 6
§1.1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования 6
§1.2. Метод экспертных оценок: сущность, особенности. 8
§1.3. Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования 12
Глава II. Анализ системы показателей и методов социального прогнозирования 16
§2.1 Система показателей социального прогнозирования 16
§2.2 Классификация и характеристика методов социального прогнозирования 16
§2.3. Метод индивидуальных экспертных оценок. 27
Глава III. Основные направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38
§3.1 Проблемы развития и направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38
§3.2 Прогнозные расчеты показателей социального развития 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение
1 56
Интуитивные
методы прогнозирования как научный
инструмент решения сложных
Интуитивные методы это методы экономического прогнозирования. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. Действительно, очень трудно прогнозировать, например, развитие научной деятельности в каких-либо областях, определение последствий научно-технического прогресса на общество и т.д. В этом случае используются оценки экспертов.
Предмет работы – специфические методы социально-экономического прогнозирования.
Объект работы – интуитивные методы: классификация, примеры применения.
Задачи:
Определить сущность и особенности метода экспертизных оценок.
Дать понятие и классификацию метода индивидуальных экспертных оценок.
Дать понятие и классификацию метода коллективных экспертных оценок.
Цель работы: рассмотреть интуитивные методы социально-экономического прогнозирования привести примеры индивидуальных и коллективных методов экспертных оценок.
В настоящее время особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
Целью
данной курсовой работы является рассмотрение
методологии и методик
В процессе написания данной курсовой работы были использованы учебники под редакцией В.О. Мосина, К.Л. Трисеева, В. Цыгичко, В.В. Денискина, а также научные статьи по исследуемой проблеме в периодических изданиях «США: экономика политика идеология», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал». Будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого. Это прекрасно понимал еще Гегель, который остроумно писал: «Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории.
В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния».
Прогнозирование
– наука о системе нашего мышления
о будущем, о способах и методах
исследования будущего, о нахождении
многовариантных альтернатив
Прогностика (футурология) – научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов.
Социальное прогнозирование направлено на внесение изменений в социальную сферу человека и общества и представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности управленцев в сфере разработки и подготовки различных вариантов решения социальных проблем.
Методология
социального прогнозирования
Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы.
Логический аспект позволяет формировать прогноз на основе диалектических принципов, основу которых составляет общие законы развития природы и общества, а также методов научного мышления.
Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отображением закономерности и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.
Познание объективной истины при прогнозировании происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практической реализации.
Методология (понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения этого знания.
Социальное
прогнозирование состоит из нескольких
этапов, поэтому на каждом этапе
решаются специфические задачи познания.
Особенно важна методологии
Сущность
метода экспертных оценок заключается
в построении рациональной процедуры
интуитивно-логического
Характерными
особенностями методов
Посредством
применения методов экспертных оценок
целесообразно решать следующие
типовые задачи: составление перечня
возможных событий в различных
областях за определенный промежуток
времени: определение наиболее вероятных
интервалов времени совершения совокупности
событий; определение целей и
задач управления с упорядочением
их по степени важности: разработка
альтернативных вариантов решения
задачи с оценкой их предпочтения;
альтернативное распределение ресурсов
для решения задач с
Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование репрезентативной экспертной группы: подготовку и проведение экспертизы: статистическую обработку полученных результатов опроса. В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.
Социально-экономическое
предвидение основных направлений
общественного развития предполагает
использование специальных
В
развитии методологии прогнозирования
социально-экономических
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
Как свидетельствует схема, представленная на рис. 1.1, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос – ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.