Основы социального прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть интуитивные методы социально-экономического прогнозирования привести примеры индивидуальных и коллективных методов экспертных оценок.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования 6
§1.1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования 6
§1.2. Метод экспертных оценок: сущность, особенности. 8
§1.3. Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования 12
Глава II. Анализ системы показателей и методов социального прогнозирования 16
§2.1 Система показателей социального прогнозирования 16
§2.2 Классификация и характеристика методов социального прогнозирования 16
§2.3. Метод индивидуальных экспертных оценок. 27
Глава III. Основные направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38
§3.1 Проблемы развития и направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38
§3.2 Прогнозные расчеты показателей социального развития 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение 1 56

Файлы: 1 файл

Основы социального прогнозирования.docx

— 131.06 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 4

Глава I. Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования 6

§1.1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования 6

§1.2. Метод экспертных оценок: сущность, особенности. 8

§1.3. Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования 12

Глава II. Анализ системы показателей и методов социального прогнозирования 16

§2.1 Система показателей социального прогнозирования 16

§2.2 Классификация и характеристика методов социального прогнозирования 16

§2.3. Метод индивидуальных экспертных оценок. 27

Глава III. Основные направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38

§3.1 Проблемы развития и направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38

§3.2 Прогнозные расчеты показателей социального развития 44

Заключение 52

Список использованной литературы 54

Приложение 1 56 

 

     

Введение

     Интуитивные методы прогнозирования как научный  инструмент решения сложных неформализуемых проблем позволяют получать прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности.

     Интуитивные методы это методы экономического прогнозирования. Интуитивные методы прогнозирования  используются в тех случаях, когда  невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта  прогнозирования. Действительно, очень  трудно прогнозировать, например, развитие научной деятельности в каких-либо областях, определение последствий  научно-технического прогресса на общество и т.д. В этом случае используются оценки экспертов.

     Предмет работы – специфические методы социально-экономического прогнозирования.

     Объект  работы – интуитивные методы: классификация, примеры применения.

     Задачи:

     Определить  сущность и особенности метода экспертизных оценок.

     Дать  понятие и классификацию метода индивидуальных экспертных оценок.

     Дать  понятие и классификацию метода коллективных экспертных оценок.

     Цель  работы: рассмотреть интуитивные  методы социально-экономического прогнозирования  привести примеры индивидуальных и  коллективных методов экспертных оценок. 

     В настоящее время особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

     Актуальность  данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологии и методик разработки социально экономических прогнозов  для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных  методов прогнозирования. Для этого  необходимо решить следующие задачи: определить сущность методов социально-экономического прогнозирования и области их применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов социально-экономического прогнозирования в экономически развитых странах и выявить особенности  их применения в современной России.

     В процессе написания данной курсовой работы были использованы учебники под  редакцией В.О. Мосина, К.Л. Трисеева, В. Цыгичко, В.В. Денискина, а также научные статьи по исследуемой проблеме в периодических изданиях «США: экономика политика идеология», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал». Будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого. Это прекрасно понимал еще Гегель, который остроумно писал: «Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории.

     В каждую эпоху оказываются такие  особые обстоятельства, каждая эпоха  является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху  необходимо и возможно принимать  лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния».

 

Глава I. Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования

§1.1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования

     Прогнозирование – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах  исследования будущего, о нахождении многовариантных альтернатив изменения  будущего, которое носит вероятностный  характер.

     Прогностика (футурология) – научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов.

     Социальное  прогнозирование направлено на внесение изменений в социальную сферу  человека и общества и представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности управленцев в сфере  разработки и подготовки различных  вариантов решения социальных проблем.

     Методология социального прогнозирования исследует  будущее в онтологическом, логическом и гносеологическом аспектах.

     Онтологический  аспект показывает, как рождается  и формируется будущее, характеризует  его общую картину, влияющие на него факторы.

     Логический  аспект позволяет формировать прогноз  на основе диалектических принципов, основу которых составляет общие законы развития природы и общества, а  также методов научного мышления.

     Гносеологический  аспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны  является отображением закономерности и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.

     Познание  объективной истины при прогнозировании  происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практической реализации.

     Методология (понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения этого знания.

     Социальное  прогнозирование состоит из нескольких этапов, поэтому на каждом этапе  решаются специфические задачи познания. Особенно важна методологии прогнозирования  стадия предпрогнозной ориентации, на которой разрабатывается концепция исследования, понятийный аппарат, определяются основные методологические принципы анализа и прогноза, методы и методики, формируются гипотезы, которые и предстоит проверить в ходе исследования.

     Сущность  метода экспертных оценок заключается  в построении рациональной процедуры  интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными  методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение  проблемы.

     Характерными  особенностями методов экспертных оценок, применяемых весьма широко, являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов: во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

     Посредством применения методов экспертных оценок целесообразно решать следующие  типовые задачи: составление перечня  возможных событий в различных  областях за определенный промежуток времени: определение наиболее вероятных  интервалов времени совершения совокупности событий; определение целей и  задач управления с упорядочением  их по степени важности: разработка альтернативных вариантов решения  задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов для решения задач с ранжированием  их очередности: альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

     Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование репрезентативной экспертной группы: подготовку и проведение экспертизы: статистическую обработку полученных результатов опроса. В зависимости  от организации экспертной оценки и  формы опроса экспертов различают  методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

     Социально-экономическое  предвидение основных направлений  общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых.

§1.2. Метод экспертных оценок: сущность, особенности.

     В развитии методологии прогнозирования  социально-экономических процессов  большую роль сыграли научные  разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В работах  этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе  планирования, исследуются вопросы  методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности  научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ.

     Под методами прогнозирования следует  понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

     Как свидетельствует схема, представленная на рис. 1.1, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования  можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

     В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором  осуществляется непосредственный контакт  эксперта со специалистом по схеме  «вопрос – ответ»; аналитический  метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические  докладные записки; метод написания  сценария, который основан на определении  логики процесса или явления во времени  при различных условиях.

     Методы  коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной  генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

Информация о работе Основы социального прогнозирования