Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:56, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть интуитивные методы социально-экономического прогнозирования привести примеры индивидуальных и коллективных методов экспертных оценок.
Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования 6
§1.1. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования 6
§1.2. Метод экспертных оценок: сущность, особенности. 8
§1.3. Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования 12
Глава II. Анализ системы показателей и методов социального прогнозирования 16
§2.1 Система показателей социального прогнозирования 16
§2.2 Классификация и характеристика методов социального прогнозирования 16
§2.3. Метод индивидуальных экспертных оценок. 27
Глава III. Основные направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38
§3.1 Проблемы развития и направления совершенствования методологии социального прогнозирования 38
§3.2 Прогнозные расчеты показателей социального развития 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение 1 56
Построен
на принципе обобщения мнения отдельных
экспертов в согласованное
Метод
прогнозирования, основанный на использовании
матриц, отражающих значения (веса) вершин
граф-модели объекта прогнозирования, с
последующим преобразованием матриц и
оперированием с ними. Матричная модель
представляет собой прямоугольную таблицу,
элементы которой отражают взаимосвязь
объектов.
Рис. 1.
Классификация методов прогнозирования
по формализации
Формализованное прогнозирование включает:
Исходит
из обработки количественных характеристик
объекта, полученных в прошлом и
настоящем при относительной
стабильности системы. Данный метод
может применяться при
К данным методам относятся:
Состоит в отыскании параметров модели тренда, минимизирующих ее отклонение от точек исходного временного ряда. Важным моментом получения прогноза с помощью этого метода является оценка достоверности полученного результата.
Является весьма эффективным и надежным методом прогнозирования. Основные достоинства метода состоят в возможности учета весов исходной информации, в простоте вычислительных операций, в гибкости описания различных динамик процессов. Этот метод дает возможность получить оценку параметров тренда, характеризующих не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту наблюдения. Метод нашел наибольшее применение как метод для реализации среднесрочных прогнозов.
Экстраполяция по скользящей средней предполагает расчет средней по группам данных за определенный интервал времени. Причем каждая последующая группа данных образуется сдвигом на 1 год либо месяц. В результате чего первоначальное колебание динамического ряда сглаживания. Суть метода заключается в том, что прогнозный по времени показатель по своей величине будет равен средней, рассчитанной за последний интервал времени.
Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.
Моделирование бывает:
Методы моделирования – наиболее сложный метод прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных систем, процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться и с экспертными методами.
Экспертные методы разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействия на мнение каждого эксперта мнения другого эксперта и всего коллектива. Экспертные оценки с обратной связью в том или ином виде реализуют принцип обратной связи на основе воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнениями, полученными ранее от этой группы (или от одного из экспертов).
Класс фактографических методов объединяет следующие три подкласса: методы аналогий, опережающие и статистические методы.
Методы аналогий направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных процессов. К ним относятся методы математических и исторических аналогий. Методы математических аналогий в качестве аналога для объекта используют объекты другой физической природы, других областей науки и техники, имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектом прогнозирования.
Опережающие методы прогнозирования основаны на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, учитывающих ее свойство опережать прогресс науки и техники. К ним относятся методы исследования динамики научно-технической информации, использующие построение динамических рядов на базе различных видов такой информации, анализа и прогнозирования на этой основе развития соответствующего объекта (например, метод огибающих). К опережающим методам можно отнести также методы исследования и оценки уровня техники, основанные на использовании специальных методов анализа количественной и качественной научно-технической информации для определения характеристик уровня качества существующей и проектируемой техники.
Статистические
методы представляют собой совокупность
методов обработки
Методы индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария, метод «дерева целей».
При методе «интервью» осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом, вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.
Преимущество метода «интервью»: благоприятная обстановка, изолированное помещение, отсутствие третьих лиц и отвлекающих факторов. В неблагоприятной обстановке длительное интервью вообще невозможно, а кратковременное, стандартизированное допустимо.
Пример метода «интервью». Планируется открытие пекарни по производству хлебобулочных изделий. При составлении бизнес-плана был приглашен эксперт для обсуждения вопросов:
- маркетинговые исследования;
-
потребление хлебобулочных
- анализ конкурентов и т.д.
Менеджером фирмы был составлен план вопросов, относительно перспектив развития пекарни и завоевания доли рынка хлебобулочных изделий в городе.
При аналитическом методе осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденции, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.
Пример
аналитического метода: Для оценки
и прогноза уровня инфляции в городе
за данный период времени был приглашен
эксперт, воспользовавшийся
Метод
написания сценария основан на определении
логики развития процесса или явления
во времени при различных
Пример: Было открыто новое месторождение нефти. Вовлечение данного природного ресурса в хозяйственный оборот находится на начальной стадии. Необходимо использовать метод написания сценария при условии, что данный природный ресурс будет исчерпан за короткое время (1 год), либо месторождение будет функционировать более долгое время (до 5 лет).
Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д.
Метод дерева целей используется при анализе систем, объектов, процессов, в которых можно выделить несколько структурных или иерархических уровней. "Дерево целей" строится путем последовательного выделения все более мелких компонентов на понижающихся уровнях. На рисунке показано, что каждая ветвь на каждом уровне разделяется на два ответвления следующего, более низкого уровня.
Точка разветвления называется вершиной. Из каждой вершины должны исходить не менее двух ветвей, причем число этих ветвей не ограничено сверху, то есть на верхнем уровне их может быть три, пять и более.
В построении "дерева целей" необходимо отметить три условия:
1)
исходящие из одной вершины
ветви должны образовывать
2)
ветви, исходящие из одной
3)
«дерево целей», используемое при
нормативном прогнозировании,
Примером метода «дерева целей» может служить, например, разработка федерального бюджета.
«Дерево целей» - популярный метод науки управления, используемый для прогноза, выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. «Дерево целей» - это схематическое представление проблемы принятия решений и полезный инструмент для принятия последовательных решений.
Основным
преимуществом рассмотренных
Сложность
выбора наиболее эффективного метода
экономического прогнозирования заключается
в определении относительно классификации
методов прогнозирования
В связи с этим возникает необходимость подробнее остановиться на основных классах методов экономического прогнозирования.
В случаях чрезвычайной сложности системы, его новизны, неопределенности формирования некоторых существенных признаков, недостаточной полноты информации, наконец, невозможности полной математической формализации процесса решения поставленной задачи приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов. Их решение задачи, аргументация, подход, формирование количественных оценок результатов, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок. Этот метод включает три составляющие: интуитивно-логический анализ задачи или ее фрагмента; решение и выдачу количественной или качественной характеристики (оценка, результат решения); обработку результатов решения – полученных от экспертов - оценок.
Одной из разновидностей метода экспертных оценок является метод коллективной генерации идей («мозговая атака»), позволяющей определять возможные варианты развития объекта прогнозирования за короткий период времени. Методы «мозговых атак» можно классифицировать по признаку наличия или отсутствия обратной связи между руководителем и участниками «мозговой атаки» в процессе решения некоторой проблемной ситуации. Создавшаяся ситуация потребовала разработать метод «мозговой атаки» – деструктивной отнесенной оценки (ДОО), способный качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов, не ограничивая при этом их числа.
Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование (разрушение, критику) этих идей с формированием контридей. Работа с методом ДОО предполагает реализацию следующих шести этапов.
Первый
этап – формирование группы участников
«мозговой атаки» (по численности
и составу). Оптимальная численность
группы участников находится эмпирическим
путем: наиболее продуктивными признаны
группы в 10–15 человек. Состав группы участников
предполагает их целенаправленный подбор:
1) из лиц примерно одного ранга, если
участники знают друг друга; 2) из
лиц разного ранга, если участники
не знакомы друг с другом (в этом
случае следует нивелировать каждого
из участников присвоением ему номера
с последующим обращением к участнику
по номеру). Второй этап – составление
проблемной записки участника мозговой
атаки. Она составляется группой
анализа проблемной ситуации и включает
описание метода ДОО и описание проблемной
ситуации. Третий этап – генерация
идей. Продолжительность мозгового
штурма рекомендуется не менее 20 минут
и не более 1 часа в зависимости
от активности участников. Запись высказываемых
идей целесообразно вести на магнитофон,
чтобы не «пропустить» ни одну идею
и иметь возможность