Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребнос

Содержание работы

Введение
Стр………………………………….4
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Стр………………………………….7
1.1.Психолого-педагогические проблемы формирования ценностей
Стр…………………………………13
1.2. Характеристика подросткового возраста
Стр…………………………………..22
1.3. Развитие ценностных ориентаций подростков
Стр………………………………….27
Глава 2. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков
Стр…………………………..……...33
2.1. Семья как институт социализации подрастающего поколения
Стр………………………………….33
2.3. Формирование ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………...43
Глава 3. Особенности ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………..57
Заключение
Стр………………………………...65
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 102.46 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Министерство образования  и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Красноярский  педагогический колледж № 2»

ПЦК «Социальная работа»

 

 

Рожина Елена Игоревна

Особенности ценностных ориентаций подростков

из разных типов  семей

Курсовая работа № 2

по социальной работе с  семьей и детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Герасимова А.И.,

 Преподаватель

______________________


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стр………………………………….4

Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Стр………………………………….7

1.1.Психолого-педагогические  проблемы формирования ценностей

Стр…………………………………13

1.2. Характеристика подросткового  возраста

Стр…………………………………..22

1.3. Развитие ценностных  ориентаций подростков

Стр………………………………….27

Глава 2. Влияние семьи  на формирование ценностных ориентаций подростков

Стр…………………………..……...33

2.1. Семья как институт  социализации подрастающего поколения

Стр………………………………….33

2.3. Формирование ценностных  ориентаций подростков из различных  типов семей

Стр…………………………………...43

Глава 3. Особенности ценностных ориентаций подростков из различных типов семей

Стр…………………………………..57

Заключение

Стр………………………………...65

Список литературы

Стр…………………………………67


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

           Большой вклад в изучение ценностных  ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает  человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни" Алексеев В.Г.  Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.

Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в  процессе социализации ему “транслирует”  именно общество, исследование системы  ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно  отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения  в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой  радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов.

За последнее десятилетие  в структуре жизненных приоритетов  старшеклассников произошел переход  от направленности на самоутверждение  и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности.

Подростковый возраст  является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей  влияние на становление характера  и личности в целом. Это связано  с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением  достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в подростковом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере  становления системы моральных  ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом  возрасте, определяют особенности и  характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым  в определенной мере детерминируют  ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и  другие).

Ценностные ориентации –  сложный социально-психологический  феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл  и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные  с идеализациями и жизненными целями личности.  Таким образом. актуальность изучения влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структурами формирование ценностных ориентаций у подростков  из разных типов семей. В связи с этим,

Цель исследования – выявление  особенностей ценностных ориентаций у  подростков из различных типов семей

Объект исследования –  ценностные ориентации   подростков 

 Предмет исследования  – особенности ценностных ориентаций  у подростков из различных  типов семей

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценностные ориентации подростков из разных видов семей  имеют свои особенности

Задачи исследования:

1. Дать теоретический анализ  состояния проблемы ценностных  ориентаций личности представленных  в работах отечественных и  зарубежных психологов.

2. Рассмотреть факторы воздействия  на формирование ценностных ориентаций  подростков.

3. Исследовать ценностные ориентации  подростков из разных семей,  выделить особенности

Методы исследования: анализ литературы, тестирование.

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Процесс воспитания начинается с определения  его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка  как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в  первую очередь так называемыми  общечеловеческими и нравственными  ценностями. К ним мы относим понятия  добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и  вокруг нее, скромности, доброты и  бескорыстности. Под духовностью  мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется  в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней  независимости. Оно обязательно  сопровождается признанием соответствующих  прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность  мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания - сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общей выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают лишь приблизительно. Это цели воспитания, которые могут стать другими, когда общество, завершив один этап своего развития, начинает двигаться дальше. Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов. С точки зрения психолого-педагогической правильное воспитание представляет собой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены в этот процесс Подласый И.П. Педагогика. М., 1998 .

Психолог М.И. Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что с рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью, которая состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выяснить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки и, в конечном счете, образа "Я".

М.И. Лисиной было установлено, что  на протяжении первых семи лет жизни  возникают 4 основные формы общения:

1. Ситуативно-личностное (первое полугодие  жизни). Наиболее ярко представляет  в комплексе оживления (эмоционально  положительная реакция ребенка  2-3-х месяцев на близкого для  него человека, выражающаяся в  проявлении радости и повышении  общей двигательной активности).

2. Ситуативно-деловое (от 6 месяцев до 2 лет). Оно охватывает предметные игры детей со взрослыми.

3. Внеситуативно-познавательное (от 3 лет до 5 лет). Оно связано с развитием общей познавательной активности, в результате которой, изучая окружающую действительность, ребенок задает множество вопросов взрослому о предметах и явлениях.

4. Внеситуативно-личностное  (6-7 лет). Оно служит познанию ребенком  мира людей и человеческих  взаимоотношений.

Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться  и развиваться как личности. Эта  информация включает ценности, нормы  и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в  общении с другими людьми зависит  от отношения людей друг к другу, определяемых эталонами межличностного восприятия.

Данные эталоны не всегда осознаются человеком, который их применяет. В  них отражаются особенности социальной группы, референтной для индивида. По мнению А.А. Бодалева, в раннем возрасте эталоны являются конкретными и отождествленными с людьми, выбираемыми в качестве идеала. С возрастом эталоны становятся все более обобщенными и связанными с нравственными и другими идеалами, ценностями и нормами.   Они становятся более дифференцированными, что начинает четко наблюдаться уже у подростков. Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности. Другой исследователь этой проблемы, В.М. Бехтерев, провел серию экспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающей средний, реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное. Например, им было установлено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения. Таким образом, влияние коллектива на личность может быть как положительным, так и отрицательным. Как считает Р.С. Немов,  высокоразвитые детские коллективы оказывают только положительное влияние на воспитание личности, но таких было по различным данным 6-8% в доперестроечное время, а сейчас наверняка меньше, т.к. ситуация в образовании только ухудшилась. Средне и слаборазвитые в социально-психологическом отношении коллективы (а их наибольшее количество) двояко влияют на психологию и поведение личности. Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют изменения педагогических взглядов, в частности уточнения роли коллектива в воспитании личности.

Своеобразным коллективом, который  играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность  и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении  в противоположность отчуждения и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они  проявляются и закрепляются у  ребенка задолго до поступления  в школу и оказывают продолжительное  влияние на его развитие (например, у тревожных матерей часто  вырастают тревожные дети).

 Причинами аномалий в воспитании  детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных  отношений, отсутствие взаимного  доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и  защиты. Другой причиной является  неоднозначность понимания семейных  ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования супругов друг к другу. Самыми же существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье. Основным способом практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей является достижение взаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений супругов. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к различным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. Более действенна похвала от родителей, с которыми ребенок находится в дружеских отношениях. Наказание необходимо лишь тогда, когда поведение ребенка уже невозможно изменить любым другим способом. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Наказание более эффективно, когда поступок ребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен.Установлено, что ребенок, на которого часто кричат, которого часто наказывают, отчуждается от родителей, проявляет повышенную агрессивность. В психологически разных условиях оказывается и несколько по-разному должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек. Например, мальчики, имеющие старших братьев, проявляют больше чисто мужских черт характера и интересов, чем девочки, имеющих старших сестер, обнаруживают у себя женские интересы и черты.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Например, мальчики в таких семьях бывают более задиристыми и беспокойными. Поведение девочек, выросших в таких  семьях, незначительно отличается от поведения девочек, воспитанных в полных семьях. При изучении таких особенностей родительского стиля поведения, как положительные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству, было обнаружено, что они оказывают существенное влияние на развитие ребенка. Выявлена корреляция между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Стиль родительского поведения стабильно связан с познавательным и личностным развитием детей.

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей