Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребнос
Введение
Стр………………………………….4
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Стр………………………………….7
1.1.Психолого-педагогические проблемы формирования ценностей
Стр…………………………………13
1.2. Характеристика подросткового возраста
Стр…………………………………..22
1.3. Развитие ценностных ориентаций подростков
Стр………………………………….27
Глава 2. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков
Стр…………………………..……...33
2.1. Семья как институт социализации подрастающего поколения
Стр………………………………….33
2.3. Формирование ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………...43
Глава 3. Особенности ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………..57
Заключение
Стр………………………………...65
Список литературы
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»
ПЦК «Социальная работа»
Рожина Елена Игоревна
Особенности ценностных ориентаций подростков
из разных типов семей
Курсовая работа № 2
по социальной работе с семьей и детьми
Руководитель: Герасимова А.И., Преподаватель ______________________ |
Введение |
Стр………………………………….4 |
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания |
Стр………………………………….7 |
1.1.Психолого-педагогические
проблемы формирования |
Стр…………………………………13 |
1.2. Характеристика подросткового возраста |
Стр…………………………………..22 |
1.3. Развитие ценностных ориентаций подростков |
Стр………………………………….27 |
Глава 2. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков |
Стр…………………………..……...33 |
2.1. Семья как институт
социализации подрастающего |
Стр………………………………….33 |
2.3. Формирование ценностных
ориентаций подростков из |
Стр…………………………………...43 |
Глава 3. Особенности ценностных ориентаций подростков из различных типов семей |
Стр…………………………………..57 |
Заключение |
Стр………………………………...65 |
Список литературы |
Стр…………………………………67 |
ВВЕДЕНИЕ
Система ценностных ориентаций, являясь
психологической характеристикой зрелой
личности, одним из центральных личностных
образований, выражает содержательное
отношение человека к социальной действительности
и в этом качестве определяет мотивацию
его поведения, оказывает существенное
влияние на все стороны его деятельности.
Как элемент структуры личности ценностные
ориентации характеризуют внутреннюю
готовность к совершению определенной
деятельности по удовлетворению потребностей
и интересов, указывают на направленность
ее поведения. Каждое общество имеет уникальную
ценностно-ориентационную структуру,
в которой отражается самобытность данной
культуры.
Большой вклад в изучение
Поскольку набор ценностей,
которые усваивает индивид в
процессе социализации ему “транслирует”
именно общество, исследование системы
ценностных ориентаций старшеклассников
представляется особенно актуальной проблемой,
так как, во-первых, отсутствует единый
подход к трактовке понятия ценностных
ориентацией, или правильнее, можно
отметить многоплановость подобных
трактовок; во-вторых, кардинальные изменения
в политической, экономической, духовной
сферах нашего общества влекут за собой
радикальные изменения в
За последнее десятилетие
в структуре жизненных
Подростковый возраст
является периодом интенсивного формирования
системы ценностных ориентаций, оказывающей
влияние на становление характера
и личности в целом. Это связано
с появлением на данном возрастном
этапе необходимых для
Ценностные ориентации –
сложный социально-
Цель исследования – выявление особенностей ценностных ориентаций у подростков из различных типов семей
Объект исследования – ценностные ориентации подростков
Предмет исследования
– особенности ценностных
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценностные ориентации подростков из разных видов семей имеют свои особенности
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ
состояния проблемы ценностных
ориентаций личности
2. Рассмотреть факторы
3. Исследовать ценностные
Методы исследования: анализ литературы, тестирование.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.
Задачи воспитания на всех этапах
социальной истории определяются в
первую очередь так называемыми
общечеловеческими и
Психолог М.И. Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что с рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью, которая состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выяснить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки и, в конечном счете, образа "Я".
М.И. Лисиной было установлено, что на протяжении первых семи лет жизни возникают 4 основные формы общения:
1. Ситуативно-личностное (первое полугодие
жизни). Наиболее ярко представляет
в комплексе оживления (
2. Ситуативно-деловое (от 6 месяцев до 2 лет). Оно охватывает предметные игры детей со взрослыми.
3. Внеситуативно-познавательное (от 3 лет до 5 лет). Оно связано с развитием общей познавательной активности, в результате которой, изучая окружающую действительность, ребенок задает множество вопросов взрослому о предметах и явлениях.
4. Внеситуативно-личностное (6-7 лет). Оно служит познанию ребенком мира людей и человеческих взаимоотношений.
Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу, определяемых эталонами межличностного восприятия.
Данные эталоны не всегда осознаются человеком, который их применяет. В них отражаются особенности социальной группы, референтной для индивида. По мнению А.А. Бодалева, в раннем возрасте эталоны являются конкретными и отождествленными с людьми, выбираемыми в качестве идеала. С возрастом эталоны становятся все более обобщенными и связанными с нравственными и другими идеалами, ценностями и нормами. Они становятся более дифференцированными, что начинает четко наблюдаться уже у подростков. Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности. Другой исследователь этой проблемы, В.М. Бехтерев, провел серию экспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающей средний, реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное. Например, им было установлено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения. Таким образом, влияние коллектива на личность может быть как положительным, так и отрицательным. Как считает Р.С. Немов, высокоразвитые детские коллективы оказывают только положительное влияние на воспитание личности, но таких было по различным данным 6-8% в доперестроечное время, а сейчас наверняка меньше, т.к. ситуация в образовании только ухудшилась. Средне и слаборазвитые в социально-психологическом отношении коллективы (а их наибольшее количество) двояко влияют на психологию и поведение личности. Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют изменения педагогических взглядов, в частности уточнения роли коллектива в воспитании личности.
Своеобразным коллективом, который
играет существенную роль в воспитании
личности, является семья. Семья играет
в воспитании основную, долговременную
роль. Доверие и страх, уверенность
и робость, спокойствие и тревога,
сердечность и теплота в
Причинами аномалий в
Специфические условия для воспитания
складываются в так называемой неполной
семье, где отсутствует один из родителей.
Например, мальчики в таких семьях
бывают более задиристыми и
Информация о работе Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей