Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребнос
Введение
Стр………………………………….4
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Стр………………………………….7
1.1.Психолого-педагогические проблемы формирования ценностей
Стр…………………………………13
1.2. Характеристика подросткового возраста
Стр…………………………………..22
1.3. Развитие ценностных ориентаций подростков
Стр………………………………….27
Глава 2. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков
Стр…………………………..……...33
2.1. Семья как институт социализации подрастающего поколения
Стр………………………………….33
2.3. Формирование ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………...43
Глава 3. Особенности ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………..57
Заключение
Стр………………………………...65
Список литературы
1.3РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
Как уже было отмечено выше, подростковым возрастом обычно считают период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Формы поведения, свойственные этому возрасту, по мнению автора, являются промежуточными между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Это как бы "серьезная игра", предварительная проба. Другой известный психолог Э. Шпрангер рассматривает подростковый возраст как часть (фазу) юношеского. Основное содержание кризиса этой фазы является освобождение от детской зависимости. Это совершается путем вживания в культуру. Психологическое развитие по Шпрангеру есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
Психоаналитический подход в теории подросткового возраста представлен работами А. Фрейда. Подростковый возраст описан А. Фрейдом как возраст страхов и тревог, упорной борьбы во внутренней психической жизни. М. Кле. основным событием подросткового возраста видит постепенное социальное включение в мир взрослых. М. Кле пишет об огромной роли социального института - конкретной культуры в формировании содержания жизненного опыта подростка. В основе подросткового самосознания, считает М. Кле, лежит становление психосоциальной идентичности.
В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в жизни. Решение этой задачи, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами: идентичность – «путаница ролей». Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей. Завершение этого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности, которая создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Согласно Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности - то есть соответствия между представлениям человека о себе и тем, как его воспринимают окружающие и чего они от него хотят. П. Массен, Д. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон утверждают, что ранняя юность - пора существенных физических, психологических, когнитивных перемен, а также период изменений социальных потребностей. В межличностных отношениях молодые люди начинают подвергать сомнению ценности родителей, что ведет их к бунтарству. Пытаясь добиться статуса взрослых, подростки стараются держаться своих сверстников. Группа может служить "испытательной площадкой" для развития социальных взглядов и личных оценок подростка. Р. Берне разрабатывает теорию подросткового возраста, исходя из ( понятия Я-концепция, по Р. Бернсу, - совокупность всех
представлений
индивида о себе, включает убеждения,
оценки и тенденции поведения. В
юношеском возрасте Я-концепция
становится более устойчивой и в
то же время претерпевает некоторые
изменения, обусловленные следующими
причинами: психологические и
Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой.
Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения.
Ценностные
ориентации – сложный социально-
Ценностные
ориентации личности выполняют двойственные
функции. С одной стороны, система
ценностных ориентаций выступает в
качестве высшего контрольного органа
регуляции всех побудителей активности
человека, определяя приемлемые способы
их реализации. С другой, – в качестве
внутреннего источника
Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: потребность – интерес – установка – ценностная ориентация. Интерес – это осознанная потребность, установка – предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности.
Можно выделить два аспекта освоения
подростками ценностей: процессуальный
и содержательный. Содержательный компонент
реализуется через освоение знаний
о ценностях, нормах поведения, способность
к сочувствию и сопереживанию, осознание
необходимости определенного
Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения. Таким образом, для старшеклассников характерно стремление к самоутверждению и желание быть признанными окружающими.Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, полной самореализации в ближайшем будущем. Духовную жизнь молодежь пытается строить на достаточно высоких идеалах дружбы, ценит доверительное отношение между людьми. Это надежные и вечные ценности.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
2.1 СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТАЮЩЕГО
Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи». Семья зарождается на чувстве любви двух, которые становятся мужем и женой; на их любви и согласии строится все семейное здание. Производная этой любви - родительская любовь и любовь детей к родителям и между собою. Любовь - это постоянная готовность отдать себя другому, заботиться о нем, оберегать его; радоваться его радостям, как своим, и печалиться его горем, как собственным горем. В семье человек вынужден разделять печаль и радость другого не только по чувству, но по общности жизни. В браке горе и радость становятся общими.
Рождение ребенка, его болезнь или даже смерть - все это объединяет супругов, усиливает и углубляет чувство любви. В браке, любви человек переносит центр интересов, мироощущения из себя в другого, избавляется от собственного эгоизма и эгоцентризма, погружается в жизнь, входя в нее через другую личность: в какой-то мере он начинает видеть мир глазами двоих. Любовь, которую мы получаем от супруга и детей, дает нам полноту жизни, делает нас мудрее и богаче. Любовь к супругу и собственным детям распространяется несколько в иной форме на других людей, которые как бы через наших любимых делаются нам ближе и понятнее. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка семья - главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план (жизненный сценарий). Все это делает семью очень важным и незаменимым звеном в общей системе развития личности. Семья, формируя у ребенка социально-ценные качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.), вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и убеждения, стремление утверждать эти нормы в своей повседневной жизни. Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний. Особая роль семьи в воспитании определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив. Благодаря этому семейное воспитание обладает длительным "последствием": положительные или отрицательные черты личности сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. «Семья не только воспитывает сама, но и «удобряет» или, наоборот, истощает почву для последующего общественного воспитания». Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства, на примере взаимоотношений к родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в различных сферах жизни, и особенно во взаимоотношениях с членами семьи, созданной им самим. Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом... закладываются основные (базовые) потребности личности. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания. Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств - патриотизма, чувства долга перед обществом.
Другая важная функция семьи - это подготовка к труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи. Основной характеристикой семейного климата являются эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, в которых ведущая и определяющая роль принадлежит отношениям между супругами-родителями, поскольку именно они определяют общую организацию семейной жизни и особенности семейного влияния. Психологический климат семьи формирует у ребенка гуманистические свойства личности и определенный стиль взаимоотношений с другими людьми, который проявляется в его повседневном поведении, в контактах с товарищами и др. Положительные эмоциональные отношения между членами семьи способствует развитию сотрудничества между ними, а, следовательно, и более высокой организации различных сторон жизни семьи, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на ребенка. Особенно сильное влияние на развитие его личности оказывает правильно организованный досуг. Рассматривая факторы, влияющие на развивающий потенциал семьи, нельзя обойти молчанием вопрос о характеристиках личности отца и матери, чертах их образа жизни и родительском авторитете. «Ум воспитывается умом, совесть совестью, преданность родине - действенным служением родине». Черты образа жизни и личностные характеристики родителей могут влиять на процесс формирования личности следующим образом:
1)служить непосредственным
2)являются основанием, на котором
строится их авторитет, как
воспитателей и тем самым
Отношение и атмосфера в семье представляются
в глазах детей не только как надежное
убежище от невзгод, но и его модель. Семья
может выступать в качестве как положительного,
так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность
ребенка состоит в том, что никто, кроме
самых близких для него в семье людей -
матери, отца, бабушки, дедушки не относятся
к ребенку лучше, не любят его так и не
заботятся о нем столько. И вместе с тем
никакой другой социальный институт не
может потенциально нанести столько вреда
в воспитании детей, сколько может сделать
семья. Семью можно рассматривать в качестве
модели и формы базового жизненного тренинга
личности. Социализация в семье, как процесс
становления личности, усвоения индивидом
ценностей, норм, установок, образцов поведения,
присущих данной семье, происходит как
в результате целенаправленного процесса
воспитания, так и по механизму социального
научения. В свою очередь сам процесс социального
научения также идет по двум основным
направлениям. На современном этапе развития
обратить внимание на семью заставляют
так же такие критические обстоятельства,
как подростковая преступность, наркомания,
алкоголизм, проституция и т.д. В этом смысле
деструктивная семья негативно влияет
на формирование личности подростков.
Такие факторы семейного воспитания, как
структурная и психологическая деформация
семьи, социализация, проходящая в неполной
или распадающейся семье, материальный
фактор - все это, влияя на нравственное
развитие молодежи, ее самоопределение
и систему межличностных отношений, может
вызвать такие последствия, как маргинальность,
социальный инфантилизм, ретритизм, эскейпизм
и даже девиантное поведение. Практика
показывает, что самый сильный патогенный
заряд несет в себе распадающаяся семья,
т.к. она содержит больше факторов, способных
дестабилизировать нормальное личностное
развитие подростка и привести к девиантному
поведению, т.е. типу поведения, противоречащему
принятым в данном обществе правовым,
нравственным, социальным и другим нормам.
Информация о работе Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей