Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребнос

Содержание работы

Введение
Стр………………………………….4
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Стр………………………………….7
1.1.Психолого-педагогические проблемы формирования ценностей
Стр…………………………………13
1.2. Характеристика подросткового возраста
Стр…………………………………..22
1.3. Развитие ценностных ориентаций подростков
Стр………………………………….27
Глава 2. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков
Стр…………………………..……...33
2.1. Семья как институт социализации подрастающего поколения
Стр………………………………….33
2.3. Формирование ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………...43
Глава 3. Особенности ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………..57
Заключение
Стр………………………………...65
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 102.46 Кб (Скачать файл)

 

Из таблиц 1и 2  следует: для старшеклассников из полных семей  наивысший ранг имеют такие терминальные ценности как «красота природы и  искусства13,00 %», «продуктивная жизнь10,87%», «развлечения12,70%», «счастье других13.30%», «творчество12,13%», и из инструментальных ценностей: «высокие запросы13,1%7», «исполнительность12,07%», «непримиримость к недостаткам в себе и в других13,93%», «рационализм8,83%», «широта взглядов10,60%», «эффективность в делах10,87%». Достаточно высокий ранг занимают «познание10,83%» и «развитие10,03%». Таким образом, старшеклассники из полных семей ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации («развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество»). Они более требовательны и к себе и другим, для них важны дисциплинированность, умение понять чужую точку зрения, желание уважать иные вкусы, обычаи, привычки, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, трудолюбие, продуктивность в работе.

 Старшеклассники из  неполных семей стремятся к  переживанию прекрасного в природе  и в искусстве14,27%, к творческой деятельности13,60% и мечтают о счастье других13.40%: о благосостоянии, развитии и совершенствовании других людей, всего народа, человечества в целом. Также они нацелены на развлечения12,27%. Причиной могут быть возрастные особенности, обстоятельства в семье и другие. Наименее выраженными у старшеклассников из неполных семей являются такие ценности как «здоровье 4,97%», «наличие хороших и верных друзей 5.30%», «честность6,27%», «воспитанность6,53%». Можно предположить, что трудности, возникающие в социальном взаимодействии подростков связаны, с недостатком правдивости, искренности, «хороших манер», известно, что данные качества прививаются в семье. Представленые показатели по двум выборкам свидетельствуют о незначительных различиях в выборе приоритетных ценностей между юношами из двух групп. У старшеклассников из полных семей к вышеперечисленным значимым ценностным ориентациям добавляется ценность «жизненная мудрость11,63%» и из целей средств - «рационализм8,83%», которая снижается по рангу. Это говорит о том, что помимо направленности на чувство прекрасного, творчество, развлечение и социальную успешность, их характеризует выбор ценности, имеющей общечеловеческую значимость, дающую личное счастье, зрелость суждений, здравый смысл, достигаемый жизненным опытом. Можно предположить, что их поступками движет жизненная мудрость, а не рациональное, логическое мышление. В группу наименее выраженных ценностей добавляются «интересная работа6,83%», «любовь5,47%», «аккуратность7,59%», «жизнерадостность7.53%», «образованность7.85%». Низкий ранг ценности «интересная работа» указывает на несформированность профессиональной направленности учащихся. Заметно противоречие: старшеклассники хотят добиться «продуктивной жизни, но не понимают, как важна для этого образованность. При проведении исследования юноши и девушки задавали вопросы: «Что такое любовь?», «Что значит духовная близость?», затруднялись с определением того, насколько выражена у них та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированности абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей.

По результатам экспериментально-психологического исследования особенностей ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей можно сделать  выводы:

1. У старшеклассников  в полных семьях ценности «жизненная  мудрость», «свобода», «независимость»,  «терпимость» занимают высокие  ранги в сравнении с показателями  старшеклассников из неполных  семей, у последних наиболее значимой является «интересная работа». У подростков из неполных семей наивысший ранг

Имеют такие ценности как  «красота природы и искусства», «продуктивная  жизнь», «развлечения», «счастье других», «творчество» - это убеждения в  том, что какая-то конечная цель индивидуального  существования стоит того, чтобы  к ней стремиться.

 

2. В полных семьях старшеклассники  стремятся к самостоятельности,  независимости в суждениях и  поступках, действовать решительно; ценят терпимость к взглядам  и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждении; ориентируются на зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом. Это говорит о более «гибком» и терпимом отношении к окружающим, хотя они, как и многие юноши, желают вырваться из-под опеки взрослых, и быстрее стать взрослыми, самостоятельными. А у старшеклассников из неполных семей явное стремление быть социально успешными.

 Итак, структура ценностей современного старшеклассника динамична, неоднозначна, характеризуется направленностью на «жизненную мудрость», «свободу», «независимость», «терпимость», «интересную работу», «любовь» и «уверенность в себе». В них отражена специфика возраста: «чувство взрослости», ориентация на собственный опыт, потребность в самоутверждении, состав семьи.

Таким образом,  анализ  результатов практического исследования позволил выделить особенности в  системе ценностных ориентаций старшеклассников из разных типов семей по своему составу, что подтверждает выдвинутую в работе гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценности - это духовные и  материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой  воспитания. Жизненные ценности старшеклассников складываются под влиянием самых  различных факторов. Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся  определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может  иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное  структурное психологическое образование  ценностные ориентации могут формироваться  лишь на довольно позднем этапе возрастного  развития - в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности старшеклассника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений  личности с окружающей действительностью  и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие). Не смотря на различные  подходы к пониманию природы  ценностных ориентаций, все исследователи  признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного  личностного новообразования, как  возникновение зрелых жизненных  планов, личного и профессионального  самоопределения старшеклассников. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует  умению осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей.

Нами было проведено практическое исследование, результаты которого подтвердили  выдвинутую в работе гипотезу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.

  1. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание второе, перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.
  5. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка / Психология личности в 2-х т.т. Т. 2, с. 160-165. Самара, 1999.
  6. Грейс Крайг Психология развития,   Петер. 2007.
  7. Гурьева  В.К. Семьяведение. Красноярск. КрасГАУ, 2004. 143с.
  8. Дементьева И.Ф. Механизмы социализации детей в семье//Общество и право. 2003.№ 1.-С.54-61
  9. Днепров В.Д.  Литература и нравственный опыт человека. –Л.: Сов. Писатель, 1970. – 424 с.
  10. Здравомыслов А.Г.  Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 222 с.
  11. Караковский В.  Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 1993. - № 4. – С. 2-8.
  12. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о физиологии и психологии подростка. М., Просвещение. 1987.
  13. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  14. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М., Просвещение. 1990.
  15. Мудрик А.В. Социальная педагогика, учебное высшее образование. М.2000
  16. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. пед. агентство. М., 1997.
  17. С чего начинается личность. /Под. ред. Косолапова Р.И. – 2-е издание. М., Политиздат. 1984.
  18.   Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. Л., Просвещение. 1983.
  19. Соколова Р.  Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию. // Свободная мысль. – 1994. - № 1. – С. 52-61.
  20. Социальная педагогика. Курс лекций/под ред. М.А. Галагазувой М.:2001. 322с.
  21. Сунгатулина Г.А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально значимой деятельности//Вестник Московского университета. 2002№ 3. С.64-72
  22. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. -М.: Наука, 2000.
  23. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. //  Вопросы психологии. №4. 1992.
  24. Филонов Л.Б. Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  25. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987.
  26. Часовская Л.А. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подростков [Электронный ресурс]: Дис…канд. социл. наук:. М.:РГБ, 2005 ( Из фондов Российской Государственной библиотеки). 210с.
  27. Чихалова С.Н. Трудные судьбы подростков – кто виноват. М.: Юридическая литература, 1991. – 336 с. – («Молодежи о праве»).
  28. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте// Вопросы психологии. 2000. №2
  29. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., Педагогика. 1979.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей