Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребнос

Содержание работы

Введение
Стр………………………………….4
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Стр………………………………….7
1.1.Психолого-педагогические проблемы формирования ценностей
Стр…………………………………13
1.2. Характеристика подросткового возраста
Стр…………………………………..22
1.3. Развитие ценностных ориентаций подростков
Стр………………………………….27
Глава 2. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков
Стр…………………………..……...33
2.1. Семья как институт социализации подрастающего поколения
Стр………………………………….33
2.3. Формирование ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………...43
Глава 3. Особенности ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………..57
Заключение
Стр………………………………...65
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 102.46 Кб (Скачать файл)

К снижению уровня самореализации и  активности подростков в социуме, т.е. к очень низкому уровню социализации приводят такие факторы, как аморальный образ жизни родителей, конфликты, педагогическая несостоятельность  семьи, низкий материальный уровень  и т.д. Вследствие этого происходит деформация ценностных и референтных ориентаций ребенка, происходит отчуждение от родителей и общества в целом. Такие молодые люди не могут удовлетворить свою потребность самоутверждения, что приводит к поиску новой предпочитаемой среды общения. В этих условиях проблема полноценной социализации поколений, проблема органического замещения внешнего (со стороны общества) контроля внутренним самоконтролем может решаться путем отхода от общественного в сторону групповых подростковых и молодежных субкультур. Это толкает молодежь к поиску глубоко личных интимных отношений в неформальных группах сверстников, которые компенсируют то, что утрачивает семья. Происходит переоценка референтных фигур, подростки прощаются с детством, иллюзиями в отношении своих родителей, в дальнейшем эти субкультуры усиливают значимость непосредственных контактов в группе. Так закладываются основы формирования девиантных подростковых клик. Неуверенность подростков, оторванных от семьи или вытолкнутых оттуда, перед ситуациями соперничество за лидерство среди ровесников сильнее притягивает их друг к другу по законам стаи - отсюда обязательность в соблюдении групповых принципов, нетерпение к отклонению от них, вовлеченность и самоидентификация с группой, тотальный конформизм, выражающийся, в частности, в нетерпимости к другим группам, во враждебности к ним. Но эти неформальные объединения не способны возместить то драгоценное качество семейной социализации, которое ведет к формированию личности, отзывчивой к нуждам общностей и общества в целом без какого-либо группового этноцентризма. Таким образом, функционирование подростковых и молодежных субкультур разного рода благодаря вовлеченности в неформальные группы сверстников ухудшает социализацию поколений, их вхождение в социальный контекст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ  ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ  СЕМЕЙ

Проблемы, связанные с человеческими  ценностями, относятся к числу  важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом. Ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности. Ценностная ориентация включает в себя три компонента:

1. когнитивный, или смысловой,  в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;

2. эмоциональный, который предполагает  переживание индивидом своего  отношения к данным ценностям  и определяет личностный смысл  этого отношения;

3. поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

Ценностные ориентации являются результатом  внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для  определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде.

Ценностные ориентации подростка  формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения  социальной информации в индивидуально-психологический  мир ребенка. Формирование системы  ценностных ориентации представляет собой  процесс становления личности, и  эта система является средством  реализации определенных общественных целей.

Механизм ценностной ориентации реализуется  следующим образом: потребность - интерес - установка - ценностная ориентация. Интерес - это осознанная потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности. Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения.

В познании особенностей социального  развития и характера процесса социализации этап подросткового возраста занимает особое место. Он рассматривается как  специфический пубертатный период, характеризующийся особой динамикой  «изживания предыдущей фазы развития»  и становления новой системы  жизненных ориентации. Именно поэтому актуальным остается раскрытие структурно-содержательных характеристик, тенденций, факторов, условий, определяющих процесс социализации подростка, формирование его социальной позиции, самоопределения. Характерной особенностью подросткового возраста является формирование особого типа молодежной субкультуры, на которую оказывают воздействие фундаментальные механизмы культурной трансформации нового типа ценностно-нормативных моделей. Психолог Б. Битинас при анализе механизмов формирования ценностных ориентации показывает роль свободного воспитания, фиксированных социальных установок, убеждений. Под интериоризацией понимается процесс превращения социальных идей как специфического опыта человечества в побуждающие его к позитивным поступкам и сдерживающие от негативных. Следовательно, интериоризация - это не только усвоение социальных норм, но и становление этих идей доминантами, регуляторами жизни человека. Социальные идеи считаются интериоризированными, когда овладевают человеком. Таким образом, процесс формирования ценностных ориентации представляет собой процесс перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые. Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциального поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негативное поведение. На этом строится концепция свободного воспитания, которая отказывается от принуждения, но только при условии, что сформированы неосознанные внутренние регуляторы поведения ребенка. Наиболее значимым для подростка является личное участие в социально значимых событиях. При этом Б. Битииас отмечает, что в подростковом возрасте важны не столько сами социальные идеи, сколько эмоциональное отношение взрослых к этим идеям и построение на этом отношении поведения. В младшем подростковом возрасте на первый план выдвигаются удовольствие, переживаемое благодаря правильному поступку, и страдания из-за проступка. При негативном эмоциональном опыте формируется негативная позиция личности. Так, установлено, что в неблагоприятных семьях дети практически не испытывают позитивных переживаний, и это является основной причиной формирования их негативной позиции. Создание условий для позитивных эмоциональных переживаний формирует благоприятные предпосылки для изменений негативной позиции.

Процесс воспитания строится так, чтобы  для подростка он выступал как  удовлетворение его личностных потребностей, интересов, как процесс самореализации. Правомерно можно выделить два аспекта  освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный компонент  реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность  к сочувствию и сопереживанию, осознание  необходимости определенного поведения  в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей (неустойчивость, недостаточность), обусловленных  возрастными особенностями подросткового  возраста. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении. Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения. Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение -ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации. Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я -реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал». Фаза прогноза -завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации. Для определения эффективности формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие критерии:

1. Знание ценностей. Результатом  здесь является умение формировать  ценностные ориентации. Понятие  ценностей считается усвоенным,  если подросток полностью овладел  содержанием понятия, его объемом,  знанием его связей, отношений  с другими понятиями, а также  умением оперировать понятием  в решении практических задач.

2. Дифференциация ценностей -умение подростков производить ценностный выбор.

3. Действенность ценностных ориентации

Развитые ценностные ориентации - это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения, о котором пойдёт речь ниже. Ценности подростков поколения следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния подрастающего поколения. Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми. Столь низкая самооценка характеризует неверие юнных в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда. Все возрастные группы главным средством достижения цели считают профессионализм и квалификацию. Но в их глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится весьма низко. Если рассматривать иерархический ряд ценностей у опрошенных с неполным средним образованием, то второе место занимают профессионализм и квалификация, умение ладить с людьми, далее - здоровье, самостоятельность и независимость, наличие связей, инициатива и предприимчивость. Молодёжь с общим средним образованием важными средствами считает профессионализм и квалификацию, трудолюбие и упорство, инициативу и предприимчивость, наличие связей, здоровье. В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения.

 Нравственные и культурные  ценности

Общество, сделавшее материальное благополучие Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом  и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых  людей. Усваивая поведенческие стандарты  доминирующих социальных отношений, подросток  может определить границы своей  высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его  духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Суть самоидентификации  заключается в понимании себя как целостности в процессе определения  границ собственной культурной идентичности. У подросткового поколения культурная идентификация зачастую носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается на ближайшую среду, а ищет в меняющемся сознании новые  формы. Нравственные ценности не абстрактное  понятие, они тесно связаны с  нравственными качествами. Нам представляется: нравственная ценность - жертвенная и деятельная любовь к людям - требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести» Получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Среди данной возрастной категории началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются маскультовским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей. Активное приобщение личности к различным видам искусства помогает формировать позитивные ценностные ориентации, способствует более успешному нравственному становлению, помогает осознанию, уточнению целей, желаний, трудностей и проблем, укрепляя возможность для активной познавательной, социально-творческой деятельности, развития индивидуальных способностей в целях более эффективной адаптации к современным перспективным условиям среды. Нравственные ценности проявляются, как было выше сказано, в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку. Таким образом, искусство является эффективным среством формирования нравственных ценностных ориентаций личности и способно оставить глубокий след в ее становлении, поможет реализовать возможности, приобщить к накопленному человеческому опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам.

Политические ценности

Об отношении населения, в том  числе подростков, к власти, к  тем или иным политическим и общественным деятелям часто судят по политическим рейтингам, число которых в период предвыборных кампаний значительно  увеличивается. Сегодня в их сознании происходят сложные процессы, идет мучительный поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оценок (с  положительной на отрицательную  и наоборот), с одной стороны, свидетельствует о том, что сознание еще не освободилось от стереотипного мышления, а с другой -- об идущей непростой переоценке ценностей, которые долгое время большинством молодежи воспринимались вполне однозначно в русле официальной идеологии. Таким образом, проблема индивидуального политического выбора многомерна и многоаспектна. Подростковый возраст является наиболее важным периодом политической социализации, потому что он связан с профессиональным и гражданским становлением, физическим и интеллектуальным развитием личности. Политическая социализация происходит в процессе взаимодействия с обществом, характер которого обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы, или модели политической социализации человека. В сфере изучения данного вида ценностных ориентаций выделяется четыре основных типах политической социализации:

Гармонический тип характеризуется  не только принятием личностью существующего  политического порядка власти, но и уважительным отношением к государству, к политической системе в целом. Здесь наблюдается гармония между  властью и человеком.

Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к  ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения  которых признаются равноправными. Молодой человек рассматривается  здесь как равноправный и независимый  гражданин. Основное условие - защищенность прав и свобод человека всеобщая ответственность  гражданина перед законом. Конфликтный  тип характеризуется борьбой  между различными политическими  группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях подросток вынужден присоединиться к какой-либо группе, классу, касте, клану. Гегемонистический тип характерен для общества закрытого типа. Его сущностью является установка на резко отрицательное отношение молодого человека к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой он себя идентифицирует. Тип определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют человеку способ его поведения, соответствующий политической культуре данного общества.

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей