Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребнос

Содержание работы

Введение
Стр………………………………….4
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Стр………………………………….7
1.1.Психолого-педагогические проблемы формирования ценностей
Стр…………………………………13
1.2. Характеристика подросткового возраста
Стр…………………………………..22
1.3. Развитие ценностных ориентаций подростков
Стр………………………………….27
Глава 2. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков
Стр…………………………..……...33
2.1. Семья как институт социализации подрастающего поколения
Стр………………………………….33
2.3. Формирование ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………...43
Глава 3. Особенности ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………..57
Заключение
Стр………………………………...65
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 102.46 Кб (Скачать файл)

Семейные ценности

Место любви и брака в системе  жизненных ценностей подросткового  поколения различается в зависимости  от возраста. Так, если в качестве наиболее значимых ценностей подростками 13-16 лет обозначаются «родные и близкие», «здоровье», «друзья», то среди респондентов возрастной группы от 17 и старше первые позиции были отданы «любви» и  «браку». Представления подростков о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что треть из них считает регистрацию  своих отношений для создания семьи совсем не обязательной, треть  допускают такую возможность  при наличии определенных обстоятельств, остальные придерживаются традиционной точки зрения. Достаточно высокий  рейтинг семьи среди прочих ценностей  подтверждается тем, что многие подростки  субъективно испытывают острую потребность  в сохранении или создании семьи. Однако сегодня семья находится  в сложном кризисном состоянии. Об этом говорит огромное число разводов. Общеизвестно, какое важное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне, близком к тому процессу, который известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом (англ. «запечатление образа»). Такой подход не требует от родителей специальной работы с детьми, но делает значимым их, родителей, поведение. Кроме того, родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы. Не исключается и внушение, объяснение, установление причинно-следственных связей между поступком ребенка и результатом. Да родители стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время находятся в учебных учреждениях. Поэтому на помощь родителям в формировании ценностей детей приходят педагоги. Формирование ценностных ориентаций предполагает обязательное подключение ближайшего окружения подростка - родителей и близких ему родных.

В этом случае важно:

- содействовать формированию у  родителей ответственности за  создание благоприятного психологического  семейного климата;

- обогащать родителей знаниями  психологии и педагогики разных  возрастов, педагогической этики;

- раскрывать особенности формирования  ценностных ориентаций, с тем,  чтобы действовать совместно  и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, лекции и др. Любовь  и брак по-прежнему являются  одной из главных жизненных  ценностей современной молодежи, причем значимость любви и  брака увеличивается прямо пропорционально  возрасту. Изменения взглядов молодежи  на любовь и брак, внесенные  трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке. Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Рассмотрим некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного неблагополучия:

1) Семьи, ориентированные на  успех ребенка. Возможная разновидность  внутренне неблагополучной семьи  - кажущиеся совершенно нормальными  типичные семьи, где родители  вроде бы уделяют детям достаточно  внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений  разворачивается в пространстве  между возрастными и индивидуальными  особенностями детей и предъявляемыми  им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете,  формируют отношение ребенка  к себе и к своему окружению.  Родители внушают детям стремление  к достижениям, что часто сопровождается  чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок  чувствует, что все его положительные  связи с родителями зависят  от его успехов, боится, что  его будут любить, лишь пока  он все делает хорошо. Эта установка  даже не требует специальных  формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

2) Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений - псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные - отвергать. Подобная форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ

Для подтверждения  выдвинутой в работе гипотезы, а  именно, что ценностные ориентации подростков из различных типов семей  имеют особенности, нами было проведено  практическое исследование. 

В процессе работы в качестве метода исследования была использована методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем.

Эта методика является наиболее распространенной в настоящее время. Она  основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения  в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования  стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения  в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление  соответствует традиционному делению  на ценности-цели и ценности-средства.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении практического  исследования в качестве респондентов нами были взяты подростки из семей, отличающиеся по своему составу: из полных и неполных семей -     30 человек  из полных семей и 30 человек  из неполных семей,  общее количество 60 человек. Все подростки являются учащимися  10-11 классов средней образовательной  школы № 4 г.Ачинска.

Исследование проводилось  в групповой форме, на стандартизированных  бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в аудиториях. При проведении исследования все  испытуемые были спокойны, проявляли  умеренный интерес, внимательно  слушали инструкции, выполняли предложенные задания.

Исследование проводилось  в несколько этапов:

1 Этап. На первом этапе  исследования методами наблюдения  и опроса выявлялись старшеклассники  из полных и неполных семей.  Кураторам академических групп  было предложено заполнить в  журнале куратора страницу «Социальный  портрет группы», что позволило  выявить 30 старшеклассников из  полных и 30 из неполных семей.  В 98,8% случаев старшеклассники  из неполных семей воспитывались  матерями, в 0,6 % - отцами и в  0,6% - опекунами из числа родственников  (бабушками).

2 Этап. На втором этапе  экспериментального исследования  мы проанализировали и сравнили  иерархию ценностей старшеклассников  двух групп. 

Результаты обследования старшеклассников из полных и неполных семьей по методике М. Рокича представлены в таблицах1и 2 

Терминальные ценности подростков из разных типов семей   (%)                                     

                                                                                    Таблица 1

                

Ценности

Все 60

Полные семьи 30

Неполные семьи 30

1.Активная деятельная  жизнь

8,90

9,10

8,70

2.Жизненная мудрость

9,60

11,63

7,57

3.  Здоровье

5,03

5,10

4,97

4.Интересная работа

8,07

6,83

9,30

5. Красота природы, исскуства

13,63

13,00

14,27

6. Любовь

5,97

5,47

6,47

7. Материально обеспеченная жизнь

9,08

8,93

9,23

8. Наличие хороших и верных друзей

6,07

6,83

5.30

9.Общественное признание

9,93

9,93

9,93

10. Познание

10,85

10,83

10,87

11.Продуктивная жизнь

11,47

10,87

12,07

12.Развитие

10,20

10,03

10,37

13.Развлечение

12,97

12,70

12,27

14.Свобода

7,25

8,80

5,70

15.Счастливая семейная жизнь

7,52

7,23

7,80

16. Счастье других

13.35

13.30

13.40

17. Творчество

12,87

12,13

13,60

18.Уверенность в себе

7,60

7,90

7,30


 

Инструментальные ценности  подростков из разных типов семей (%)                                                                   Таблица 2

Ценности

Все 60

Полные семьи

Неполные семьи

1 . Аккуратность

7.39

7,59

7,20

2. Воспитанность

6,60

6,67

6,53

3. Высокие запросы

13.95

13,17

14,73

4. Жизнерадостность

7.65

7.53

7.77

5. Исполнительность

12,90

12,07

11,23

6. Независимость

9,22

10.60

7,83

7. Непримиримость к недостаткам в других и себе

13,75

13,93

13,57

8. Образованность

8.03

7.85

7,67

9. Ответственность

8,70

8,47

8,23

10. Рационализм

10,77

8,83

9,80

11. Самоконтроль

8,43

7,97

8,20

12.Смелость в отстаивании своего мнения взглядов

9,00

8,57

8,78

13. Твердая воля

8,83

8,83

8,83

14. Терпимость

10,30

9,40

8,50

15. Широта взглядов

10,95

10,60

11,30

16. Честность

6,93

6.60

6,27

17.Эффективность в делах

12,43

10,87

11,65

18. Чуткость

10,03

9,80

9,92

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей