Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребнос
Введение
Стр………………………………….4
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Стр………………………………….7
1.1.Психолого-педагогические проблемы формирования ценностей
Стр…………………………………13
1.2. Характеристика подросткового возраста
Стр…………………………………..22
1.3. Развитие ценностных ориентаций подростков
Стр………………………………….27
Глава 2. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков
Стр…………………………..……...33
2.1. Семья как институт социализации подрастающего поколения
Стр………………………………….33
2.3. Формирование ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………...43
Глава 3. Особенности ценностных ориентаций подростков из различных типов семей
Стр…………………………………..57
Заключение
Стр………………………………...65
Список литературы
Семейные ценности
Место любви и брака в системе
жизненных ценностей
В этом случае важно:
- содействовать формированию у
родителей ответственности за
создание благоприятного
- обогащать родителей знаниями
психологии и педагогики
- раскрывать особенности
1) Семьи, ориентированные на
успех ребенка. Возможная
2) Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений - псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные - отвергать. Подобная форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ
В процессе работы в качестве метода исследования была использована методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем.
Эта методика является наиболее распространенной в настоящее время. Она основана на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные - убеждения
в том, что какой-то образ действий
или свойство личности является предпочтительным
в любой ситуации. Это деление
соответствует традиционному
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При проведении практического
исследования в качестве респондентов
нами были взяты подростки из семей,
отличающиеся по своему составу: из полных
и неполных семей - 30 человек
из полных семей и 30 человек из неполных
семей, общее количество 60 человек.
Все подростки являются учащимися
10-11 классов средней
Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в аудиториях. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 Этап. На первом этапе
исследования методами
2 Этап. На втором этапе
экспериментального
Результаты обследования старшеклассников из полных и неполных семьей по методике М. Рокича представлены в таблицах1и 2
Терминальные ценности подростков
из разных типов семей (%)
Ценности |
Все 60 |
Полные семьи 30 |
Неполные семьи 30 |
1.Активная деятельная жизнь |
8,90 |
9,10 |
8,70 |
2.Жизненная мудрость |
9,60 |
11,63 |
7,57 |
3. Здоровье |
5,03 |
5,10 |
4,97 |
4.Интересная работа |
8,07 |
6,83 |
9,30 |
5. Красота природы, исскуства |
13,63 |
13,00 |
14,27 |
6. Любовь |
5,97 |
5,47 |
6,47 |
7. Материально обеспеченная жизнь |
9,08 |
8,93 |
9,23 |
8. Наличие хороших и верных друзей |
6,07 |
6,83 |
5.30 |
9.Общественное признание |
9,93 |
9,93 |
9,93 |
10. Познание |
10,85 |
10,83 |
10,87 |
11.Продуктивная жизнь |
11,47 |
10,87 |
12,07 |
12.Развитие |
10,20 |
10,03 |
10,37 |
13.Развлечение |
12,97 |
12,70 |
12,27 |
14.Свобода |
7,25 |
8,80 |
5,70 |
15.Счастливая семейная жизнь |
7,52 |
7,23 |
7,80 |
16. Счастье других |
13.35 |
13.30 |
13.40 |
17. Творчество |
12,87 |
12,13 |
13,60 |
18.Уверенность в себе |
7,60 |
7,90 |
7,30 |
Инструментальные ценности
подростков из разных типов семей (%)
Ценности |
Все 60 |
Полные семьи |
Неполные семьи |
1 . Аккуратность |
7.39 |
7,59 |
7,20 |
2. Воспитанность |
6,60 |
6,67 |
6,53 |
3. Высокие запросы |
13.95 |
13,17 |
14,73 |
4. Жизнерадостность |
7.65 |
7.53 |
7.77 |
5. Исполнительность |
12,90 |
12,07 |
11,23 |
6. Независимость |
9,22 |
10.60 |
7,83 |
7. Непримиримость к недостаткам в других и себе |
13,75 |
13,93 |
13,57 |
8. Образованность |
8.03 |
7.85 |
7,67 |
9. Ответственность |
8,70 |
8,47 |
8,23 |
10. Рационализм |
10,77 |
8,83 |
9,80 |
11. Самоконтроль |
8,43 |
7,97 |
8,20 |
12.Смелость в отстаивании своего мнения взглядов |
9,00 |
8,57 |
8,78 |
13. Твердая воля |
8,83 |
8,83 |
8,83 |
14. Терпимость |
10,30 |
9,40 |
8,50 |
15. Широта взглядов |
10,95 |
10,60 |
11,30 |
16. Честность |
6,93 |
6.60 |
6,27 |
17.Эффективность в делах |
12,43 |
10,87 |
11,65 |
18. Чуткость |
10,03 |
9,80 |
9,92 |
Информация о работе Особенности ценностных ориентаций подростков из разных типов семей