Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Отсутствовали приемы перехода от эмпирических к теоретическим знаниям, и наоборот. Эти приемы были разработаны во второйполовине XX в. с помощью введения в оощую структуру социологического знания специальных социологических теорий или теорий среднего уровня (термин принадлежит американскому социологу Р. Мертону). Таким образом, принципиально разрыв между теоретическим и эмпирическим знанием был преодолен, появилась возможность движения от общих социологических теорий к эмпирическому знанию, и наоборот. Социгжогия, второй половины 20ого в. получила возможность обосновывать свои теоретические положения с помощью обращения к эмпирическому базису и строить особые типы теорий на основе анализа эмпирических данных. Эти теории получили название гипотетико-дедуктивных теорий. Такие теории в социологии до середины XX в. практически отсутствовали. Дедукция характеризует движение от теории к эмпирии, а индукция- от эмпирии к теории, к теориям среднего уровня и общим социологическим теориям. Эмпирические и теоретические исследования и уровни научного поиска диалектически взаимосвязаны, взаимно предполагают друг друга. При этом каждый из них обладает своими особенностями.

Файлы: 1 файл

Ответы..doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)


В-1. Структура соц. знания. Социологическое знание расчленяется на два уровня! теоретический и эмпирический. До середины XX в. между теорети­ческими и эмпирическими знаниями отсутствовали логически обоснованные связи. Отсутствовали приемы перехода от эмпирических к теоретическим знаниям, и наоборот. Эти приемы были разработа­ны во второйполовине XX в. с помощью введения в оощую структуру социологи­ческого знания специальных социологи­ческих теорий или теорий среднего уровня (термин принадлежит американскому социологу Р. Мертону). Таким образом, принципиально разрыв между теоретическим и эм­пирическим знанием был преодолен, появилась возможность движения от общих социологических теорий к эмпирическому знанию, и наобо­рот. Социгжогия, второй половины 20ого в. получила возможность обосновывать свои теоретические положения с помощью обращения к эмпири­ческому базису и строить особые типы теорий на основе анализа эмпирических данных. Эти теории получили название гипотетико-дедуктивных теорий. Такие теории в социологии до середины XX в. практически отсутствовали. Дедукция характеризует движение от теории к эмпирии, а индукция- от эмпирии к теории, к теориям среднего уровня и общим социологическим теориям. Эмпирические и теоретические исследования и уровни научного по­иска диалектически взаимосвязаны, взаимно предполагают друг друга. При этом каждый из них обладает своими особенностями.Теоретические и эмпирические исследования различаются по объекту по способам движения мысли (зависимо или независимо от объекта), по языку, с помощью которого формулируется знание; по процедуре по­лучения научного знания.Эмпирический объект существует в объективной реальности, он наблюдается или может быть реконструирован как наблюдаемый. Те­оретический объект идеален, вырабатывается в ходе исследования, его невозможно наблюдать, в то же время идеальность такого объекта даст возможность исследователю оперировать им относительно свободно.В эмпирических исследованиях научный поиск приближен к реаль­ности, от нее исходит и к ней возвращается, мышление носит эмпирико-индуктивный характер. В теоретических исследованиях ученый исходит из идеальных объектов, которые моделируют свойства реальности в их' существенных характеристиках. В ходе теоретических исследований уче­ный отыскивает в реальной действительности объекты, свойства кото­рых соответствуют свойствам идеального объекта. Мышление носит гипотетико-дедуктивный характер.

В-2. Формы теоретизирования в социологии. Теория — это концептуальная модель изучаемого объекта. Теоретические понятия (концепты) служат формами компактного и общезначимого выражения накопленного научного знания. Систематизация знания путем введения научных понятий и установления логических связей между ними составляет суть теоретизирования. В социологии можно выделить три основные формы теоретизирования. (теоретизирование - Заниматься вопросами теории, придавать наблюдениям и обобщениям вид теории. Рассуждать на теоретические темы, обычно отвлечённо, пренебрегая практической стороной дела) Во всех науках существуют одни и те же универсальные приемы про­верки теоретических знаний и их обоснований.Теоретическое исследование — процесс осмысления социальной действительности с помощью системы научцых понятий, отражаю­щих существенные свойства социальных явлений, событий, процес­сов. Понятия, которыми оперирует теоретик, всегда относятся к опре­деленному социальному явлению, являются особой формой его отра­жения, фиксируют и описывают внутренние и внешние связи, присущие данному явлению. Результат теоретического исследования — теория. Теория -— практически подтвержденная система представлений о соответствующих явлениях, системное и достоверное знание о предме­те. Теория фиксирует в явлении существенное, общее, повторяющееся. Высшая форма теоретизирования — суждения, в которых формулируют­ся закономерностиВ социологии теория трактуется в расширенном виде, т.е. характер теоретизирования часто не уточняется, не устанавливаются и возможно­сти дальнейшего движения к улучшению понимания изучаемого явле­ния. Таким образом, социологическая теория —• это не то же самое, что естественно-научная теория, котораястроится по более строгим правилам. Существует несколько форм теоретизирования. 1. Эмпирическое обобщение — форма концептуализации эмпиричес­ких данных или наблюдаемых явлений. 2. Ад хос (лат. — по случаю) теоретизирование — форма, которая используется в описании конкретного явления в данное время и в дан­ном месте (пространстве). При этом основание теории носит произволь­ный характер.3. Объяснение социального явления с помощью определенной карти­ны социального мира. 4. Типологизация — выработка идеальных типов или идеальных объектов, которые в чистом виде в реальном мире не существуют, но ко­торые отражают некоторые свойства реальных объектов. Например, свет­ское — священное общество; механическая — органическая солидар­ность; военное — промышленное общество. Исследователь ищет соот­ветствие идеального типа с существующим обществом. 5. Построение теоретических схем (концепции или прототеории). 6. Построение теории. 7. Построение системы теорий — системы, упорядочивающей отно­шения между разными типами теорий.  Социологические теории можно классифицировать с точки зрения доказанности основного их содержания и с точки зрения приверженнос­ти тех или других групп социологического сообщества к определенному типу и содержанию теорий. На основании критерия доказанности содер­жания теорий можно выделить три типа теорий.1.Принятые многими социологами теории, истинность которых до­казана многочисленными и независимыми наблюдениями за поведением людей. 2. Не доказанные, но и не опровергнутые социологические теории. Окончательных доказательств социология пока еще не предложила, но теории и не опровергнуты. Они могут находиться в таком состоянии долго 3. .Опровергнутые и отвергнутые теории. По некоторым оценкам, та­ких теорий приблизительно 15—20%.

Как уже отмечалось, социология XX. в. приступила к формированию новых теорий, построенных на гипотетико-дедуктивной основе. Это осо­бый тип социологической теории, который опирается на опытные дан­ные, наблюдения, эксперимент. Такие теории должны строиться исходя из следующих принципов.1. Эмгшрическая обоснованность, т.е. теоретические суждения долж-ньишпускать проверку выводимых из них следствий.2.Логическая выводимость, т.е. суждения теории должны быть пост­роены таким образом, чтобы из главных суждений можно было логичес­ки вывести производные.3.Логическая непротиворечивость.4.Компактность, экономность изложения, которые достигаются с помощью использования математического формализма. Логическая структура социологических теорий дедуктивного типа включает в себя четыре компонента, а также отношения между ними.1. Базовые теоретические понятия 2. Понятия-переменные.                                           3. Номологические суждения (суждения о законах).Логическая форма.Не все социологические теории построены по этому принципу. 1. Базовые теоретические понятия отражают качественное своеобра­зие социальных явлений, их отличие от других явлений: социальная груп­па, социальный институт, норма, ценность, интерес и т.д.2. Понятия-переменные выражают степень изменчивости свойств, при­сущих данному явлению: степень социальной интеграции общества, уро­вень доверия населения к власти и т.д.3.Номологические суждения — центральная часть социологических теорий, они отражают существенные, устойчивые, повторяемые, объек­тивные связи между явлениями. 4.Логическая форма — должна быть гипотетико-дедуктивной.Отношения между явлениями и свойствами явлений обычно выража­ются в логической форме: «чем.»..,тем...»; «если...,то...».

В-4. Логика соц. исслед-я. Логика социологического исследования — последовательность и взаимосвязь познавательных процедур, используя которые социолог может получить научные знания об изучаемых социальных явлениях. К основным исследовательским процедурам (приемам) обычно относят описание, объяснение, понимание и прогнозирование. Здесь будут рассмотрены описание, объяснение, предвидение. Описание — это процесс закрепления и передачи информации, полученной в результате как эмпирического, так и теоретического изучения объективно существующих социальных явлений. Описание — это первый этап научного изучения социального явления. В ходе описания не ставится задача проникновения в сущность явлений, а производится подробная фиксация внешних сторон объекта. Многие науки (геология, география, зоология, ботаника) по самой своей сути являются описательными. Социология также уделяет много внимания описанию социального явления. Постепенно социология переходит от простых форм описания к более сложным. Каждый ученый должен стремиться к тому, чтобы перейти от обычного повествования к строгой форме описания, ибо описание на базе естественного языка имеет серьезные недостатки (неточность, расплывчатость, многозначность толкований зафиксированных данных). Сегодня социология переходит от описания на основе естественного языка к описанию на основе искусственных языков Использование искусственных языков позволяет составлять протоколы наблюдений, носящие интерсубъективный характер. Объяснение — это раскрытие на основе теории и эмпирических данных сущности объекта путем демонстрации того, что объект подчиняется определенным закономерностям или их совокупности.
Социологическое объяснение — сложное и комбинированное объяснение, так как для объяснения социального явления нужно использовать различныевидыобъяснений.Объяснение — основная функция социологических исследований. Когда объяснение дано, то тем самым сформулировано знание, раскрывающее объективные, необходимые связи, присущие отдельно взятому явлению или совокупности взаимодействующих друг с другом явлений. Предвидение — познавательная деятельность, имеющая целью выявление перспектив развития социальных явлений, деятельность, направленная на установление возможных вариантов вмешательства лю¬дей в «естественное», неконтролируемое изменение социальных процессов. Таким образом, у предвидения можно выделить две основ¬ные функции. Одна связана с ориентацией на будущие состояния соци¬альных явлений, вторая — со стремлением выработать способы реше¬ния социальных проблем, обострение или появление которых обусловливается стихийным, спонтанным самодвижением социальных явлений.
В основе предвидения лежит способность человеческого разума к «опережающему отражению действительности», предвосхищению возможного развития социальных явлений. Научное предвидение в каче¬стве своей основы имеет знание закономерностей развития социальных явлений, а также теоретические положения, объясняющие необходи¬мость проявления этих закономерностей при определенных условиях. Такое предвидение иногда называют детерминистским. Выделяют так¬же интуитивные предвидения, которые не всегда опираются только на точную научную информацию, но включают в себя и «прозрения», «предчувствия». Различают качественную форму предвидения и коли¬чественную. В первой форме отсутствует информация о количествен¬ных изменениях социального явления, во второй содержатся сведения о возможных изменениях количественных характеристик явления. Количественное предвидение часто называют прогнозированием соци¬альных явлений. К прогнозированию предъявляются более строгие кри¬терии, нежели к качественному предвидению. И предвидение, и прогнозирование опираются на данные и положения, получаемые в результате описания и объяснения явления. Чем полнее, систематичнее описание и объяснение явления, тем более совершенным, точным будет предсказание и прогнозирование. Многие трудности в предвидении и прогнозировании социальных явлений обусловлены неполнотой, несовершенством имеющихся описаний и объяснений этих явлений.
В литературе выделяют два основных типа социального прогнозирования: поисковое (генетическое) и нормативное (телеологическое). Целью поискового прогноза является установление будущих состояний объекта на основе знаний о динамике его прошлых состояний и настоящего состояния. Нормативный прогноз дает характеристику желаемых будущих состояний объекта и путей и средств, позволяющих придать прогнозируемому объекту желаемые качества.

В-5. Фундаментальные и прикладные исслед-я. фундаментальные исследования это изучение действитсльности с целью открытия основных закономерностей, которым она подчи­няется, а также с целью создания системы социологических понятий, социологических теорий, которые адекватно отражают социальное явление.Фундаментальные исследования делятся на 2 типа1)методолого-методические исследования, где предметом является не необъективный социальный мир, а способ его изучения;2) объектные социологические исследования, где предметом выступают отдельные социальные явления или социальная действительность взятая в целом. Прикладные исследования связаны с применением реэультнтон фундаментальных исследований, положений социологических теорий, установленных эмпирических закономерностей. Целью прикладных ис-следований является опредсление состояния дел в конкрнтной сфере общественных отношений и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы социальных отношений. В прикладных исследованиях решаются не только научные задачи, и даже не столько они, сколько актуальные проблемы общественной практики. Разновидностью прикладных исследований выступают оценочные исследования, которые прежде_всего связаны с выявлением эффективности техили иных социальных вмешательств, тех или иных социальных программ, т.е гаких программ, которые нацелены на решение социальных проблем.Выделяютс три типа оценочных исследований.1.изучение конкретного результата реализации конкретного мероп­риятия, вмешательства, социальной программы. При этом сопоставляются свойства, существовавшие у того или иного объекта до реализации вмешательств, со свойствами, которые появляются после реализации вме­шательств, и делаются выводы об успешности и неуспешнбети осуще­ствленных вмешательств.2. Мониторинг социальных программ. В ходе мониторинга изучают-кторы, которые способствуют или препятствуют реализации про­граммы и делаются выводы относительно мероприятий, которые необ­ходимо осуществить, чтобы повысить эффективность программных ме­роприятий.3. Формирующие оценочные исследования. В ходе исследований выявляются факторы, которые можно дополнительно включить в програм­му с тем, чтобы обеспечить достижение программой своих целей.

В-6. Принципы системного подхода. Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания. Основные принципы системного подхода:1.Конечнойцели;2.измерения;3.эквифинальности;4.единства;5.связности;6.модульногопостроения;7.иерархии;8.функциональности;9.развития(историчности,открытости);10.децентрализации;11. неопределенности. Принцип конечной цели.Это абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели. Принцип имеет следующие правила o для проведения СА необходимо, в первую очередь, сформулировать цели исследования o анализ следует вести на базе первоочередного уяснения основной цели (функции основного назначения) системы, что позволит определить ее основные существенные свойства, показатели качества и критерии оценки; o при синтезе систем любая попытка изменения должна оцениваться относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели, o цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой,вкоторойисследуемаясистемаявляетсясоставнойчастью.Принцип измерения.О качестве функционирования какой-либо системы можно судить только применительно к системе более высокого порядка. Т.е. для определения эффективности функционирования надо представить ее как часть более общей и проводить оценку внешних исследуемой системы относительно целей и задач надсистемы. Принцип эквифинальности.Система может достигнуть требуемого конечного состояния, независимо от времени и опре-деляемого исключительно собственными характеристиками системы при различных начальных условиях и различными путями. Это форма устойчивости по отношению к начальнымиграничнымусловиям.Принцип единства.Это совместное рассмотрение системы как целого и как совокупность частей (элементов). Принцип ориентирован на «взгляд внутрь» системы, на расчленение ее с сохранением целост-ных представлений о системе. Принцип связности.
Рассмотрение любой части совместно с ее окружением подразумевает проведение процедуры выявления связей между элементами системы и выявление связей (учет внешней среды). В соответствии с этим принципом систему, в первую очередь, следует рассматривать как часть (элемент, подсистему)другойсистемы,называемойподсистемой.Принципмодульногопостроения.Полезно выделение модулей в системе и рассмотрение ее как совокупности модулей.Принцип указывает на возможность вместо части системы исследовать совокупность ее входных и выходных воздействий(абстрагироваться от излишней детализации) (учебный план, модули).
Принцип иерархии.Введение иерархии частей и их ранжирование упрощает порядок рассмотрения систем и, как следствие, разработку системы.
Принцип функциональности.Совместное рассмотрение структуры и функций с приоритетом функций над структурой. Принцип утверждает, что любая структура тесно связана с функцией системы и ее частей. При придании системе новых функций полезно пересматривать ее структуру, а не пытаться втиснуть новую функцию в старую схему. Поскольку выполняемые функции составляют процессы, то целесообразно рассматривать отдельно: процессы, функции, структуры. В свою очередь, процессы сводятся к анализу потоков различных видов:
o материальный,o энергии,o информации (энтропия, негэнтропия), смена состояний.С этой точки зрения структура есть множество ограничений на потокивпространствеивовремени. Принцип развития.Это учет изменяемости системы, ее способности к развитию, адаптации, расширению, замене частей, накапливанию информации. В основу систематизированной системы требуется закладывать возможность развития, наращивания, усовершенствования. Принцип децентрализации.Это сочетание в сложных системах централизованного управления.
Принцип неопределенности.Это учет неопределенностей и случайностей в системе.

 

 

 

В-8. Социологический реализм и соц. номинализм: сравнит.анализ. В основе социологического исследования лежат явные или неявные предположения социолога о действительности, которую он изучает. В социологии сформировались два онтологических представления о социальной действительности: социологический реализм и социологический номинализм.Социологический реализм исходит из представления о том, что в социальной действительности существует множество социальных целостностей различного уровня. Каждая из этих целостностей обладает своим качественным своеобразием, свойство целого нельзя свести к свойствам частей, составляющих это целое. Социологический реализм утверждает, что если мы используем «коллективные понятия», то под ними подразумеваем реальное существование надындивидуальных явлений: общество, социальные классы, социальные институты, организации, государство, право и т. д. Сторонники реализма полагают, что в социальной действительности имеют место объективные закономерности, которые действуют независимо от воли и сознания людей, подчиняя себе поведение отдельных индивидуумов и коллективов. В социальной действительности различные целостности взаимодействуют друг с другом на основе различных форм детерминизма, т. е. причинности. Реалисты утверждают, что формы причинности на различных уровнях социальной организации реализуются по-разному. Сторонниками реализма были О. Конт, Г. Спенсер, М. Ковалевский, Э. Дюркгейм. Социологическому реализму как онтологической ориентации соответствует методологический холизм (от английского whоlе (хол) — целое) — ориентация, которая исходит из признания приоритета целого над частью.Социологический номинализм возник позже и стал формироваться во второй половине XIX в. в Германии, а также в России. Его представители: Г. Зиммель, Л. фон Визе, М. Вебер, П. Новгородцев, Л. Петражицкий. Для номиналистов характерно представление об обществе как о совокупности отдельных субъектов. Номиналисты утверждают, что в социальной действительности нет ничего сверх того, что можно обнаружить в отдельных индивидуумах. Знание свойств отдельных индивидуумов, их целей, мотивов, ценностных ориентации достаточно для научного познания общества. Номиналисты также утверждают, что введение в социологию коллективных понятий является глубоким заблуждением и грубой ошибкой. Они настаивают на том, чтобы социология отказалась от коллективных понятий или чтобы она не онтологизировала их, т. е. чтобы не придавала этим понятиям статус реально существующих явлений. Номиналисты отрицают объективные социальные законы. По мнению номиналистов, в социальной действительности могут существовать закономерности, определяемые целями действующего субъекта, т. е. телеологические закономерности. Социологическому номинализму соответствует методологическая ориентация, получившая название методологического индивидуализма.
Абсолютизация основных положений сторонников реализма и сторонников номинализма ведет к крайностям и искажениям представлений о самой социальной действительности и обедняет возможности целостного отображения всего богатства свойств социальной действительности. Объединение, синтез положительных сторон, достоинств реализма и номинализма позволяет правильно понять общественную действительность и правильно организовать познавательный процесс.

 

В-9. Специфика социологической методологии. В истории социологии было разработано пять представлений о специфике социологической методологии.1. «Естественно-научная установка». Сторонники этой точки зрения исходят из идеи, что подлинно научной методологией является методология естествознания, и она должна применяться к познанию общества. Данная точка зрения подробную разработку получила в позитивистских направлениях. В XX в. на реализации такой установки настаивали американские социологи С. Додд,       Г. Ландберг и П. Лазарсфельд. Эта точка зрения развивалась и представителями математической социологии.2. «Модифицированная естественно-научная установка». Ее сторонники полагают, что для изучения социальных явлений действительно надо применять методологию естественных наук, но сфера ее применения должна быть ограничена. Методология естествознания является образцом для методологического самоопределения социологии, но необходимо определить возможности и границы изучения социальных явлений на основе методов естественных наук.3. «Методологический пессимизм». Сторонники этой точки зрения говорят, что поскольку не удается распространить методологию естественных наук на изучение социальных явлений, не удается получить точное знание, постольку научное познание социальных явлений невозможно. Социология должна отказаться от претензий на статус науки и оставаться формой социально-философской рефлексии.4. Доктрина принципиальной специфики методологии социологии. Сторонники этого представления исходят из идеи, что объективно в мире существуют две качественно противоположные реальности: реальность природы и реальность человеческого сознания, ценностей и норм культуры. Социальная реальность не может быть адекватно отображена на основе применения естественно-научной методологии. Социология обладает методологическим своеобразием и независима от статуса и прак¬тики естественных наук. Эту точку зрения активно начали развивать сторонники неокантианства. В. Дильтей сформулировал идею противоположности метода понимания и метода объяснения. В. Виндельбанд обосновал идею противостояния двух групп наук: номотетических и идеографических. Первые выявляют законы, вторые ставят своей задачей изучить индивидуальные, уникальные явления, какими считаются социокультурные явления. Г. Риккерт говорил о генерализирующем и индивидуализирующем образовании понятий. Последнее характерно для исторических наук, изучающих единичные явления в их соотнесенности с ценностями.5. «Синтетическое представление». Здесь утверждается, что социология должна развиваться в двух направлениях: критического осмысления практики использования методов естественных наук для изучения социо-культурных явлений и разработки новых методов их изучения, таких методов, которые позволяют выявлять специфику этих явлений и их отличия от других явлений.

Информация о работе Ответы