Педагогический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель модуля – помочь учителю овладеть с азами конфликтологической грамоты.
Задачи:
- познакомить слушателей с основными характеристиками конфликта;
- показать специфику педагогического конфликта;
- раскрыть особенности развития педагогического конфликта и дать типологию конфликтно-стрессовых ситуаций на разных ступенях обучения;
- показать варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе.

Содержание работы

Введение
1. Основные характеристики конфликтов:
2. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе
3. Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе
4. Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам
5. Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах.
6. Типология конфликтов при обучении подростков.
7. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе
8. Барьеры в педагогическом общении при столкновении ценностей и рекомендации к их преодолению.
9. Вопросы для проверки знаний:
Литература.

Файлы: 1 файл

ist_3.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Кафедра ИСПО

Качкин А.В., доцент, к.ф.н.

Педагогический конфликт

 

Содержание:

Введение

1. Основные характеристики  конфликтов:

2. Основные линии противоречий  в социально-педагогическом процессе

3. Причины возникновения  конфликтов в социально-педагогическом процессе

4. Способы урегулирования  конфликтов, используемые участниками  педагогического процесса, и их  отношение к конфликтам

5. Типология конфликтно-стрессовых  ситуаций в младших классах.

6.  Типология конфликтов  при обучении подростков.

7. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе

8. Барьеры в педагогическом  общении при столкновении ценностей  и рекомендации к их преодолению.

9. Вопросы для проверки знаний:

Литература.

 

Введение:

Цель  модуля – помочь учителю овладеть с азами конфликтологической грамоты.

Задачи:

- познакомить слушателей  с  основными характеристиками конфликта; 

- показать специфику педагогического конфликта;

- раскрыть особенности  развития педагогического конфликта и дать типологию конфликтно-стрессовых ситуаций  на разных  ступенях обучения;

- показать варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе.

 

1. Основные характеристики конфликтов:

- Конфликт не есть  нечто исключительное.  Это способ  преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем (каковой является педагогический процесс).

- Конфликты могут   выполнять позитивную и негативную  функцию. Он может нести   деструктивные разрушения или   привести  образованию  новой   системы. Конфликт может нарушать порядок, поддерживать порядок, устанавливать новый порядок.

- Конфликт  может служить  фактором как разъединения, так  и объединения,  групповой солидарности.

- Существуют общие  законы, на основании которых  развиваются  конфликты. Следовательно, конфликтами можно управлять (прогнозировать, предупреждать, направлять их развитие, разрешать).

- Любой конфликты,  даже будучи типовыми, всегда  уникален.

- Конфликт - сложная система  эмоционально окрашенного противоборства  со слабо предсказуемым поведением конфликтующих.

 Рассмотрим конфликты, наиболее характерные для системы образования, уделив особое внимание противоречиям, возникающим в процессе взаимодействия учитель — ученик.

2. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе

Основной целью социально-педагогического процесса является воспитание (образование, обучение и. т. д.) личности с определенными социокультурными качествами  Главным заказчиком в этом процессе является общество, а исполнителем — вся система образования и воспитания. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом (рис.  1).

На среднем уровне линии противоречий проходят:

  • между администрацией (разного уровня руководством в системе образования) с одной стороны и учителями (преподавателями) с другой;
  • между администрацией и родителями;
  • между администрацией учебных заведений и учащимися.

 

Высший уровень противоречий

 

 

Средний уровень противоречий

 

 

Низкий уровень противоречий




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема линий  противоречий в системе образования.

 

На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик»  и «родитель — ученик».

Все вышеперечисленные  конфликты можно условно отнести  к вертикальным конфликтам.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Схема линий  противоречий в системе образования

 

Кроме вертикальных конфликтов на каждом уровне социально-педагогического  процесса имеют место и горизонтальные конфликты. Например, на уровне «Общество» могут возникать противоречия и  конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан (гражданским обществом), с одной стороны, и высшими руководящими структурами (государством) — с другой.

На уровне «Администрация»  возможны как вертикальные конфликты (между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования), так и горизонтальные (между администрацией различных учебных заведений.)

На уровне «Учитель»  и «Родители» возникают горизонтальные конфликты: «учитель — родитель», «учитель — учитель», «родитель — родитель».

На уровне «Ученик» возникают  горизонтальные конфликты типа «ученик  — ученик».

Обозначенные линии  противоречий (рис. 1,2) в наибольшей степени соответствуют основным видам взаимодействия в системе  общего среднего образования.

 

3. Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе

Вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — учитель», «учитель — учитель» и «администрация —  администрация» по сути представляют типичные организационные конфликты. Остановимся лишь на некоторых особенностях, характерных для педагогических организаций.

Для учительских коллективов  средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:

  • нетактичное отношение друг к другу;
  • неудобное расписание занятий;
  • непродуманные нововведения в школе;
  • перекладывание чужих обязанностей на учителей;
  • неравномерное распределение педагогической нагрузки;
  • административные и финансовые злоупотребления.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. 87% учителей считают ее главной причиной внутришкольных конфликтов, при этом их не устраивает, примерно в одинаковой мере, как избыток, так и недостаток учебной нагрузки.

Причинами роста напряженности  и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников, школьников. По данным исследования, четыре из пяти опрошенных учителей однозначно заявили о своей полной незащищенности. При этом учителя, проявляющие глубокий интерес к своему делу, чаще вступают в конфликты с представителями администрации и другими коллегами, которые формально относятся к своим обязанностям, а последние чаще конфликтуют со школьниками и их родителями и, соответственно, со своими более «добросовестными» коллегами.

Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах  также создают необоснованные, по мнению значительной части учителей (65,3%), льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников.

Если обобщить все  перечисленные причины конфликтов, имеющих место в учительской  среде, то их можно свести к двум основаниям:

  1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость, 
    нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;
  2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник-подчиненный».

На линии взаимодействия «учитель — родитель» главным  объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя, как правило, обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители, в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/или в некомпетентности.

Конфликты типа «ученик  — родители» в основном сводятся к следующим причинам:

  • плохая учеба детей: мало занимаются уроками дома, много гуляют или смотрят телевизор, прогуливают уроки в школе и т. д.;
  • взаимное непонимание детей и родителей;
  • грубость, несдержанность в отношениях;
  • борьба ребенка за самостоятельность, расцениваемая родителями, как непослушание;
  • невыполнение детьми просьб и поручений родителей;
  • неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье (пьянство, конфликты между родителями).

Конфликты типа «учитель — ученик» возникают (по мнению самих  учителей) по следующим причинам:

  • нарушение дисциплины на уроке;
  • плохое выполнение домашних заданий;
  • нездоровые отношения между учениками.

С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями  являются:

  • оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность; 
    •необъективность при оценке знаний;
  • неинтересное ведение урока учителем; неподготовленное домашнее задание;
  • пропуск уроков.

Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение  учителей к своим ученикам, нежелание  или неспособность увидеть в  ученике союзника и партнера по совместной деятельности.

Межличностные и групповые  конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т. д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления («учитель-ученик», «старший - младший», «сильный - слабый», «успевающий - неуспевающий» и т. д.) стимулирует детскую конфликтность. Кроме того, ученики «несут» с собой в школу в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества.

«Накладываясь» на неокрепшую детскую психику, эти противоречия (наряду с другими причинами) порождают  грубость, жестокость,  озлобленность  в групповых и межличностных  отношениях школьников.

 

4. Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам

Социологические исследования показали, что в конфликтной ситуации 40% учителей-респондентов применяют  тактику защиты, 11% — нападения  и внешнего безразличия, а каждый третий опрошенный не смог определить свою позицию. 42% учителей ответили, что сами являются инициаторами разрешения конфликтной ситуации, 19% — прибегли к третьему лицу, а 34% — затруднились ответить.

Приведенные данные говорят, что одна треть школьных педагогов  не владеет методами разрешения конфликтов, поэтому многие конфликты остаются не урегулированными.

В разрешении конфликтов типа «учитель — ученик» явно преобладают  репрессивные методы. 66,7% учителей-респондентов пресекают конфликты с учащимися  путем наложения на них различных санкций (самостоятельно, с помощью родителей, через администрацию); 50% — разрешают конфликты методом проведения индивидуальной работы с учащимися; 19,4% — в урегулировании конфликтов учитывают индивидуальные и возрастные особенности учащихся; 11,1% — стараются не замечать возникшей конфликтной ситуации.

В разрешении конфликтов типа «родители — ученик» также  доминируют репрессивные методы (физические наказания, ограничения личной свободы  ребенка, различного рода запреты и  т. д.). Другая крайность — это  полное попустительство и/или безразличие родителей к судьбе ребенка-ученика.

В конфликте «учитель — ученик» нередко родители, защищая своего ребенка, вступают в конфликт с учителем. Но значительно чаще учитель и родители объединяются для совместных действий против ученика. Последствия такого «воспитания» бывают весьма печальными. В результате ребенку с его проблемами просто некуда податься и он «замыкается в себе», либо ищет защиты и убежища «во дворе». В отдельных случаях отвергнутый всеми ребенок может пойти на самоубийство. По данным статистики, подавляющее число детских попыток лишить себя жизни происходит на фоне конфликтов в семье и школе.

 Таким образом,  вырисовывается отнюдь не радужная  картина о состоянии конфликтологической  культуры в российской системе образования.

 

5. Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах.

  Если речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто.

Информация о работе Педагогический конфликт