Педагогический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель модуля – помочь учителю овладеть с азами конфликтологической грамоты.
Задачи:
- познакомить слушателей с основными характеристиками конфликта;
- показать специфику педагогического конфликта;
- раскрыть особенности развития педагогического конфликта и дать типологию конфликтно-стрессовых ситуаций на разных ступенях обучения;
- показать варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе.

Содержание работы

Введение
1. Основные характеристики конфликтов:
2. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе
3. Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе
4. Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам
5. Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах.
6. Типология конфликтов при обучении подростков.
7. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе
8. Барьеры в педагогическом общении при столкновении ценностей и рекомендации к их преодолению.
9. Вопросы для проверки знаний:
Литература.

Файлы: 1 файл

ist_3.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Традиционной причиной взаимонепонимания  и недовольства подростков действиями учителя остается подмена функций оценок. Вместо средства, с помощью которого фиксируются факты движения учащихся к овладению знаниями, оценка становится орудием наказаний, мести, запугивания.

Встречают у подростков протест  и такие несуразности, как манипуляции с оценками, когда единицы вдруг превращаются в четверки, то же происходит с тройками к удивлению подростков.

Причиной раздражения и вражды к учителям относятся факты дискриминации при выставлении оценок определенным категориям учащихся.

К методическим ошибкам  и искажениям в выставлении оценок можно отнести высказываемые  вслух колебания учителей по поводу оценки, неуверенность в поведении, Но особый вред приносит проявление мстительности учителей, которые допускают преследование подростка за тот или иной проступок, не имеющий отношения к знаниям.

● Конфликты в методике обучения

Выше мы говорили о  формировании дидактического интуитивного опыта у подростков в результате их длительного участия в сотрудничестве с учителем на уроках. Но насколько верны претензии учащихся среднего школьного возраста к методикам преподавания учителей разных дисциплин?

Чаще всего причиной недовольства подростков оказываются  такие методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью. Подростки констатируют такие факты методического несовершенства учителя, как неумение заинтересовать предметом. Учащиеся подросткового возраста видят, когда учитель пришел на урок неподготовленным.

К числу осознаваемых школьниками промахов учителя на уроках относятся разнообразные  отступления от требований к организации  контроля знаний учащихся. Их прямые замечания сводятся к следующему: несогласие с нетерпимостью учителей к сверхпрограммным знаниям в ответах при опросе на уроках, к отступлениям учащихся от стандартных моделей ответов на вопросы учителя; возражения подростков против того, что на уроках некоторых учителей оценку 2 ставят за неподготовленность к занятиям без учета причин этого; протест против того, что их стыдят или им читают длинные нотации за слабые ответы.

Возмущение подростков вызывают контрольные работы, проводимые без предупреждения, неприемлемость элементов шутки учащихся при опросе на уроках, проверка того, что не было задано и др.

 Раздражение у подростков возникает, когда они видят, как на уроке учитель занимается посторонними делами.

 Все это может  привести к конфликтам между  учителем и учениками. 

 ● Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками.

Существует два фактора, определяющих профессиональную физиономию учителя: его личностные качества и  обученность работать с подростками. 
К тяжелым последствиям ведут такие неправомерные действия учителей, как мстительность к учащимся и дискриминация в отношениях к отдельным подросткам. 

- Резко отличается стиль отношений к «плохим» и «хорошим», отличникам и слабым, лидерам и аутсайдерам, любимчикам и не любимчикам;

 - Дискриминации по отношению к отдельным классным коллективам.

- Подчеркивание природной «серости» слабых и средних учеников.

 Конфликты этики

Перехваченные и озвученные записки, придирчивость учителей к внешнему виду: прическам, подкрашенным векам, юбкам по их длине, передразнивание речи,   насмешка над неудачными движениями, обзывания.

Какие способы обращения  учителей с подростками оказываются  ненавистными, раздражающими, ведущими к разрыву нормальных отношений? Здесь доминируют прежде всего высокомерие  учителя, демонстрация своего интеллектуального превосходства, отсутствие индивидуального подхода, крик, унижение личности, окрики.  

Редко, но жертвами оскорблений  бывают и родители учащихся.

В этом же контексте можно  интерпретировать и физические меры воздействия.

 

7. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе

Одной из главных преград  в реформировании системы образования  и причиной ее повышенной конфликтности  является существующая авторитарная структура  управления педагогическим процессом.

Эта структура была создана  по образу и подобию авторитарного  государства и десятилетия исправно выполняла его социальный заказ  — готовила авторитарную личность. Архаичность такого управления в  современном педагогическом процессе вполне очевидна. Необходимо избавиться от синдрома авторитаризма на всех уровнях взаимодействия в системе образования и установить демократические принципы управления, основанные на принципе партнерства, диалоге, компромиссах и консенсусе.

Следующая задача конфликтологии образования состоит в разработке системы обучения преподавателей методам урегулирования и управления конфликтов. Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов.

Более того, в определенном случае конфликт является необходимым  условием для решения назревших проблем. Он может быть использован и как инструмент для вскрытия латентных противоречий, которые мешают нормальному развитию организации или взаимоотношениям людей. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить реальные причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его разрешения.

Существует также проблема, связанная с культурой общения. Результаты социологических исследований говорят о том, что подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса. При этом 54% педагогов считают, что решение проблем зависит от личной и профессиональной культуры каждого. Мы привыкли оперировать такими понятиями, как «должность», «статус», «функция», «роль», забывая, что общаемся с человеком, личностью, индивидом. Во взаимоотношениях друг с другом мы видим, прежде всего, ученика, студента, учителя и т. д., а надо увидеть человека со всеми его проблемами и особенностями.

 Неразрешенный своевременно конфликт, так же как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения.  Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному.

Особенно велика роль учителя в тех случаях, когда  в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник  «учитель — ученик — родитель» (рис. 3).

В таком случае возможно возникновение следующих вариантов конфликта:

  • учитель в союзе с родителями действуют против ученика;
  • родители с учеником — против учителя;
  • учитель с учеником — против родителей;
  • все — против всех и каждый за себя.

Если конфликт не удается  урегулировать своевременно, то в  него могут быть вовлечены новые участники, например, администрация учебного заведения, которая может занять либо позицию арбитра в конфликте, либо встать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов развития конфликта значительно увеличится (рис. 4).

        

                       Учитель             Учитель            Администрация школы


 

 

 

 

 

 

     

         Родитель                   Ученик      Родитель    Ученик

     Рис. 3.              Рис. 4.

 

При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт — в конструктивный.

Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.

1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителем, студентом, коллегой. Для этого можно использовать следующие приемы:

  • не отвечайте на агрессию агрессией;
  • не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, 
    ни взглядом;
  • дайте возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;
  • старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;
  • не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных 
    советов — ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
  • предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Если в результате перечисленных действий вам удалось  убедить оппонента, что вы ему  не враг и готовы к равноправному  сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта.

2. Диалог можно рассматривать и как цель и как средство. На первой стадии диалог — способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй — средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.

Мы все привыкли к  монологам, особенно в педагогическом процессе. Каждый стремится высказать свое, наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное — не только говорить и слушать, но и услышать собеседника и быть услышанным.

Во время диалога  желательно придерживаться правил:

  • соблюдайте такт, корректность по отношению к оппоненту. Это 
    должен быть разговор равного с равным;
  • не перебивайте без надобности, сначала слушайте, а потом говорите;
  • не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе;
  • отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе;
  • в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения;
  • старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;
  • не давайте готовых «рецептов» решения проблем, постарайтесь так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

В ходе диалога оппоненты  уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более  информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.

3. Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта. По сути, взаимодействие включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.

В ходе взаимодействия оппоненты  уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля. Взаимодействие предполагает также дополнительные встречи, консультации, обмен мнениями и т. д.

Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему  обсуждению проблем, создание атмосферы  взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существовавших проблем способствуют превращению  деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних оппонентов в сотрудников и даже друзей. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания. Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован в других конфликтных ситуациях.

Конфликты можно не только предупреждать, разрешать, но и прогнозировать. Для этого требуется анализ и  осмысление основных компонентов конфликта;

  1. проблемы;
  2. конфликтной ситуации;
  3. участников конфликта;
  4. инцидента, провоцирующего конфликт.

 

Хорошее владение технологиями управления и разрешения конфликтов дает возможность педагогу создавать  направленный конфликт. Например, педагог  может спровоцировать в учебной  группе конфликт по поводу успеваемости или дисциплины. Вовлекая своих подопечных в разрешение конфликтной ситуации, он активизирует их деятельность и добивается желаемых результатов.

Преподавание требует  огромного эмоционального напряжения, но усталость от трудной работы и  раздражение — вовсе не одно и  то же. Теперь мы перейдем к рассмотрению ситуаций, в которых проблема принадлежит учителю. Мы можем достаточно успешно дифференцировать принадлежность проблем. Дополнительные ключи — ощущение и чувства, переживаемые преподавателем:

• раздражение;

• фрустрация;

• гнев;

• возмущение;

• общее ощущение дискомфорта;

• головная боль;

• боль в желудке и  т.п.

Если проблема принадлежит  вам, то и ответственность за испытываемые чувства — тоже ваша. Это наказание  за то, что вы не решаете проблему, либо решаете неэффективно.

Информация о работе Педагогический конфликт