Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:14, курсовая работа
Цель модуля – помочь учителю овладеть с азами конфликтологической грамоты.
Задачи:
- познакомить слушателей с основными характеристиками конфликта;
- показать специфику педагогического конфликта;
- раскрыть особенности развития педагогического конфликта и дать типологию конфликтно-стрессовых ситуаций на разных ступенях обучения;
- показать варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе.
Введение
1. Основные характеристики конфликтов:
2. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе
3. Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе
4. Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам
5. Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах.
6. Типология конфликтов при обучении подростков.
7. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе
8. Барьеры в педагогическом общении при столкновении ценностей и рекомендации к их преодолению.
9. Вопросы для проверки знаний:
Литература.
Еще одна психологическая истина состоит в том, что для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых, и прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются.
Конфликтующими сторонами могут быть все участники учебно-воспитательного процесса. В том числе и родители школьников, руководители методических служб и управленческого аппарата. По характеру возникновения конфликты в младших классах могут быть внезапными, непредсказуемыми. Это наиболее опасный вариант конфликта, т. к. здесь требуется безошибочная реакция педагога в условиях дефицита времени. Именно в подобных случаях импровизация часто подводит учителя, и последствия внезапных столкновений с непродуманными реакциями со стороны учителя могут оказаться болезненными.
Кроме внезапных происходят и такие конфликты, характер и протекание которых типичны. Здесь в опыте учителя обычно уже имеются более или менее отработанные сценарии реагирования. Остается лишь откорректировать их в связи с данной ситуацией.
Наконец, в поле зрения учителя должны быть ситуации, где предстоит создать направленный конфликт, вовлечь своих подопечных в его разрешение и этим обеспечить продвижение вперед.
Сравнение частоты возникновения стрессогенных конфликтных ситуаций в младших, подростковых, старших классах позволяет сделать заключение о том, что младшие школьники существенно реже своих старших товарищей оказываются вовлеченными в события конфликтного рода. Около половины опрашивамых не могут назвать ни одного конфликтного события, которое бы оставило в их памяти неприятный знак, негативно сказавшийся на облике их бывшей учительницы.
Можно предположить, что многие конфликтогенные столкновения остались в стороне от наблюдений и переживаний. Что-то исчезло из памяти.
Но для профессионального мышления будущего учителя важен факт возможности такой атмосферы взаимодействия с малышами в школе, когда господствует психологическая уравновешенность и психические травмы не допускаются принципиально.
Перейдем к освещению конфликтогенных событий, следы которых остаются в сознании школьников надолго, на всю жизнь.
В начальных классах состав конфликтующих достаточно устойчив и основными сторонами выступают ученики и учителя, слабо успевающие школьники и дети с высокими показателями, авторитетные и неавторитетные, мальчики и девочки, группы.
Конфликты дидактического характера
Стрессогенные события в процессе обучения младших школьников по существу не отличаются многообразием. Доминирует три группы взаимоотношений ученик-учитель, где возникают психотравмы школьников. Происходят они на уроке и касаются а поведения учителя, т. е. его тактики, стиля, реакции на поступки учащихся. Сильнее всего на психику учащихся влияют в негативном плане происшествия, ● вызванные приемами дисциплинирования: все шумят, а удаляется из класса только один ученик или виноваты двое, а наказывают одного; ставят на ноги за парту надолго; строго наказывают, не разобравшись в мотивах и причинах; снижают оценки за дисциплину на уроке; не разобравшись наказывают и правых и виноватых
● Вторую группу конфликтогенных ситуаций в начальных классах образуют поступки учителей, которые могут объединяться термином «дискриминация» по отношению к учащимся. Формы их проявления не отличаются разнообразием: делят учеников на способных и неспособных, открыто заявляя об этом; часть учеников называют по имени, часть по фамилиям; чрезмерно хвалят успевающих и дисциплинированных учащихся; предсказывают серое будущее слабым учащимся; проявляют необъективность во всем по отношению к школьникам с неодинаковыми успехами в учебе, автоматически ставят высокую оценку отличникам по всем предметам; дети учителей пользуются послаблением.
● Третью группу дидактических конфликтов образуют события, происходящие в ситуациях оценки успеваемости младших учащихся: завышают оценки по просьбе родителей, по знакомству с ними; занижают оценки новичкам, чтобы продемонстрировать свои якобы более высокие требования; предъявляют неравномерны требования к ответам; могут ставить оценки по инерции; не принимают во внимание старательность, с которой выполнены практические задания.
Оценка не должна зависеть от настроения учителя. Надо использовать оценку как стимул познавательной активности, старательности ребенка. Необходима гибкость использования самого результата и трудоемкости его достижения со стороны ученика. Необходимо аналитическое внимание к процедуре контроля успеваемости.
Конфликты этики
Классификация грубых нарушений педагогической и человеческой этики учителей начальных классов дает основание выделить прежде всего типы проявлений бескультурья педагога, его бестактности, оскорбительного обращения к малышам. Это не повсеместная практика, но следует учесть и единичные факты аномалий.
Бестактность и грубость: кричат, обзывают учеников оскорбительными словами, озвучивают на уроках неблагополучные семейные дела, преувеличивают тяжесть поступка учеников (замечание в форме: «вот такие ученицы позорят нашу школу», «ничего путного из тебя не выйдет»), высмеивают внешность, поступки, произношение.
Такие факты хранятся в памяти взрослых людей как царапины на их душе. Лишь незначительное место занимают позитивные последствия, которые могут выражаться в улучшении учебных успехов, нормализации поведения, исчезновении дурных поступков и укреплении исполнительности. Многообразнее негативные последствия конфликтов: ухудшение успеваемости, поведения, потеря доверия к учителю, выработка двойного стиля поведения.
Отмечаются факты двойного вреда конфликтных событий: для школьников и учителя. Наконец, имеют место двусторонние перемены отношений, когда конфликт влечет за собой осознание ошибок, извинения учащихся, учителя и последующий процесс эмоционального замещения пережитого положительными происшествиями.
Нельзя допустить привыкания к бестактному поведению со стороны учителя. Следует избегать несдержанности, склонности к вспышкам. Необходимо формировать механизмы саморегуляции, учиться предвидеть возможные причины своего взрыва и отработать сценарии управляемых нервных переживаний, которые поддаются включению в методику использования эмоций для решения педагогических задач и безболезненного преодоления конфликтов без травмирования учителя и детей.
Запредельно—этические конфликты
Крайний ряд конфликтных
ситуаций составляют факты жестокости
и криминальных форм и поступков
учителя в обращении с
Статистическая картина
всего спектра конфликтных
Разновидности педагогических правонарушений, допускаемых учителями младших классов общеобразовательной школы:
Словесное оскорбление, наносимое, как правило, публично.
Физическое воздействие, т. е. - рукоприкладство.
Наконец, к правонарушениям учителей есть основание отнести вымогательство подарков от родителей через школьников. Сюда же можно отнести и такие стрессогенные факты в поведении учителей, где проявляется их жестокость по отношению к малышам.
6. Типология конфликтов при обучении подростков.
Дидактические процессы взаимодействия подростков с их учителями существенно отличаются от того, что происходит на первой ступени школьного обучения.
Авторы учебников по педагогике прибегают для характеристики подросткового возраста к таким словосочетаниям, как «кризисный», «трудный», «переломный», «конфликтный», «болезненный» и т. д.
Для подростка свойственна потеря интереса к учебной работе. Он склонен к романтике. У него пробуждается интерес к сексуальным знаниям и опыту. Он склонен переоценивать свои силы и способности. Тяга к взрослости и слепое подражание привычкам старших.
Психологи пишут о появлении резкости, грубости, недисциплинированности у того, кто в начальной школе был вполне благополучным. Вместо прежнего лояльного отношения к требованиям учителя начальных классов у подростка появляется собственное мнение, преувеличенное представление о своем человеческом достоинстве. Он не все принимает на веру. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызывать протест, сопротивление. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми.
Интерес в этом отношении
представляют исследования типов общительности
школьников. Выявлено три разновидности общительност
1) Школьник-отшельник, склонный к одиночеству. Его утомляют контакты с ровесниками. Он испытывает комфорт, оставшись наедине с собой, с собакой, кошкой или с предметами, делами, которые лучше делаются в одиночку.
2) Школьник, склонный к парному типу общительности. У него должен быть надежный друг (подруга). Без друга нет ощущения полнокровной жизни. Нередко дружба имеет далеко не положительные результаты как источник формирования негативных видов социального опыта. И наоборот.
3) Школьники, склонные к групповой общительности. Из них формируются стихийные подростковые объединения по месту жительства как со здоровыми, так и с предосудительными программами взаимодействия.
Если первый тип в условиях конфликта переживает нервные потрясения один, сам с собой, то у вторых и особенно третьих по типу общительности подростков находятся естественные внешние защитные средства.
В подростковых классах резко расширяется число вступающих в конфликт, поскольку вместо одного - двух учителей в начальной школе подросток вступает в сотрудничество с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д.
Нельзя не отметить того, что фактов бесконфликтных взаимодействий учащихся-подростков с педагогами-предметниками почти не встречается. Это не значит, что подросткам не везет на хороших учителей. Они, бесспорно, встречаются и с такими педагогами. Дело все в том, что предметом нашего рассмотрения выступают конфликты как предпосылки возникновения стрессовых переживаний учащимися и учителями.
Конфликты дисциплины
Попытка выразить статистическую картину типовых стрессогенных и конфликтогенных происшествий в ходе обучения подростков позволяет выделить в качестве преобладающих ситуации - нарушения преимущественно учащимися и редко педагогами тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим. Среди фактов негативного поведения выделяются как неспровоцированные, так и вызванные действиями учителей. Действия подростков в их индивидуальной и групповой формах часто противоречат здравому смыслу. Обе конфликтующие стороны порой доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам.
Рассмотрим конфликты, происхождение которых связано с педагогическим непрофессионализмом учителей.
1. Учителя не владеют
классом, не в состоянии органи
Подростки со своей стороны доказывают свою свободу от требований к дисциплине в школе и на уроках. Не приходят на урок, отказываются отвечать.
Можно до бесконечности продолжать иллюстрации профессиональной неумелости педагогов, с одной стороны, бестактности и даже жестокости подростков к своим учителям,— с другой.
Изжить многое из происходящего невозможно. Педагогика благополучия в сотрудничестве учителей с подростками во многом определяется целесообразностью реакции на то, что логично отнести к шалостям, что дезорганизует учебу, препятствует формированию опыта нормальной человеческой жизни в условиях школы.
Конфликты в сфере дидактического взаимодействия
На втором по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками и, главным образом, в ● методике оценивания знаний и умений подростков.
И здесь следует подчеркнуть установленные педагогами-исследователями закономерности так называемого наивного или, по-другому, интуитивного педагогического профессионализма у учащихся. Доказано, что в результате педагогики сотрудничества у школьников вырабатываются критерии оценки учительского труда по его результативности по степени продвижения школьников к успехам в освоении учебных предметов. Подростки безошибочно, за редким исключением, выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей, лиц, лишенных способностей научить своему предмету.
Какие же промахи и методически несовершенные, по мнению подростков, методы и приемы встречаются у учителей?
● В выставлении оценок.
Чаще всего претензии подростков вызваны
фактами, как они считают, несправедливых
отметок за письменные и устные ответы.
Протест вызывают факты снижения оценки
за грязные записи, плохую каллиграфию.
Особенно возмущают подростков разные
оценки за одинаковые ошибки в письменных
работах. Заявление подростков в форме
«вы не правы» в оценке ответа не остается
без раздраженной реакции части учителей,
конфликты с которыми довольно обычное
дело.
А между тем стандартным