Последсвия миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

Ощутимее всего проявляют себя экономические последствия миграции, так как данные последствия проявляют себя довольно быстро. Экономические последствия можно измерить в денежном эквиваленте, с помощью денежных переводов. Тем не менее, банковская статистика не может предоставить в полной мере точные цифры, так как не все мигранты заявляют о своих реальных доходах и платят полностью налоги. Важнейшим фактором экономических последствий миграции является трудовая миграция. С одной стороны, она способствует экономическому процветанию принимающих стран, в которых мигранты создают валовой внутренний продукт.

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ.docx

— 35.31 Кб (Скачать файл)

ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ.

  Ощутимее всего проявляют себя экономические последствия миграции, так как данные последствия проявляют себя довольно быстро. Экономические последствия можно измерить в денежном эквиваленте, с помощью денежных переводов. Тем не менее, банковская статистика не может  предоставить в полной мере точные цифры, так как не все мигранты заявляют о своих реальных доходах и платят полностью налоги.  Важнейшим фактором экономических последствий миграции является трудовая миграция. С одной стороны, она способствует экономическому процветанию принимающих стран, в которых мигранты создают валовой внутренний продукт. С другой стороны, значительных размеров достигают денежные переводы трудовых мигрантов на родину, которые помогают выживать семьям, сокращают бедность, стимулируют развитие потребительского рынка, развитие малого бизнеса, способствуют росту экономики.

   По данным Всемирного банка, в 2012 году денежные переводы в развивающиеся страны составили  372 миллиарда долларов.1 Масштабы денежных переводов превышаю масштабы иностранной помощи бедным странам. Для некоторых стран денежные переводы являются очень значительных процентом ВВП. В 2012 году мигранты всего мира отправили на родину 534 миллиарда долларов, и это на 128 миллиардов больше, чем в прошлом году. По абсолютным цифрам переводов пальму первенства держат Индия и Китай. Поднебесная в этом году получила от своих граждан, работающих за рубежом, 66 миллиардов долларов, Индия - 70 миллиардов долларов.2 Таджикистан стал лидером по поступлениям денежных переводов от мигрантов по итогам 2011г- почти 3,35 миллиарда долларов.. Денежные переводы таджикских мигрантов составили 47% от ВВП.3 Денежные переводы мигрантов, составляют треть ВВП Киргизии.4

  В посылающих странах денежные переводы  стимулируют рост некоторых отраслей национальной экономики. В большинстве своем это отрасли, производящие товары повседневного спроса или ориентированные на строительство жилья. Максимальный эффект от денежных переводов страна может получить в долгосрочной перспективе, если сможет направить денежный поток  в реальный сектор национальной экономики.

    В Индии  мигрантам  предоставляются таможенные льготы при импорте оборудования и сырья для вновь создаваемого бизнеса. В Пакистане, кроме того, даются еще и льготы при инвестировании этих денег в предприятия экспортоориентированных зон. В Мексике существует система привлечения средств «ассоциаций мигрантов» для реконструкции инфраструктуры их родных городов и сел. Во многих странах эти средства к взаимной выгоде направляются на строительство жилья (Марокко, Индонезия, Филиппины). Имеется и негативный опыт — в Бангладеш введение 15%-ного налога с денежных переводов из-за рубежа сразу же увело их значительную часть в тень.5 

    Другими экономическими эффектами для стран экспорта рабочей силы могут считаться увеличение возможностей внедрения трудосберегающих технологий без каких-либо 
социальных потрясений и негативных социальных последствий. Процесс этот также сложный, поскольку требует затрат со стороны владельцев предприятий и встречает сопротивление и порой противодействие со стороны профсоюзов и других социальных структур.

   Прямым экономическим эффектом может считаться поступление за счет деятельности фирм по организации трудоустройства за рубежом. Государство может напрямую получать определенную плату (процент) по результатам их деятельности, подвергая этот вид деятельности лицензированию. В иных случаях государства получат плату за трудоустройство непосредственно с мигранта.6 
Среди экономических издержек трудовой миграции для посылающих стран можно назвать зависимость страны от экспорта рабочей силы. Наглядным образом это проявляется через взаимосвязь рынка недвижимости и миграции в странах с высоким уровнем трудовой эмиграции (страны Африки, Азии, Молдова, Армения и пр.). В ситуации притока значительных средств из-за рубежа спрос на квартиры и жилье в целом возрос, так как у населения появились деньги, что должно стимулировать развитие строительства. Но пока в большей степени это приводит к росту цен на недвижимость, причем значительными темпами. А это в свою очередь приводит к тому, что люди, у которых нет денежного притока из-за рубежа, оказываются в крайне неблагоприятной ситуации, для них покупка жилья становится недоступной. И им тоже приходится идти по следам трудовых мигрантов для обеспечения себя и своей семьи. Таким образом, получается, что миграция стимулирует миграцию. При этом страна оказывается в «ловушке»: не развиваются другие отрасли производства, а экспортировать остается только рабочую силу.

  Возникает также проблема излишнего укрепления национальной валюты, но не за счет внутренних факторов, а путем привлечения крупного капитала из-за рубежа. Это приводит к росту зависимости от внешних экономических факторов, делает национальную экономику подверженной различным негативным явлениям в валютной и финансовой сферах. 7Прежде всего в стране растут цены. Никто не желает вкладывать деньги в производство, а только в потребление, опасаясь потери сбережений. 
   

    В принимающих странах имеются экономические эффекты миграции, которыми в разное время уже воспользовались многие государства, а некоторые пользуются сейчас. К сожалению, не все страны мира еще осознали те возможности, которые предоставляет приток трудовых мигрантов из-за рубежа. Прежде всего за счет миграции можно решать проблему снятия региональных диспропорций в социально-экономическом развитии и так называемых региональных сдвигов. Методы миграционной политики позволяют привлекать не только временных мигрантов, но и мигрантов-инвесторов, готовых вкладывать в экономику страны деньги. Разумное размещение инвестиций и капиталов в пределах страны позволяет решать не только проблему привлечения инвестиций в принципе, но и массу социально-экономических проблем, связанных с занятостью населения и повышением уровня жизни в некоторых регионах, а также модернизацией отдельных отраслей и предприятий за счет иностранных инвесторов.8 
В принимающих странах возникают и экономические издержки, прежде всего если у предпринимателей и предприятий в условиях притока большого количества дешевой рабочей силы теряются стимулы к развитию и внедрению ресурсосберегающих технологий. Особенно сильно эта зависимость проявляется в условиях притока нелегальной рабочей силы.

  Например, современная ситуация в российской строительной отрасли тому весьма наглядное подтверждение. Для того чтобы вырыть котлован и построить дом, строительной компании гораздо выгоднее не покупать новую технику и оборудование, а нанять десятки нелегальных трудовых мигрантов, которые будут копать и строить гораздо дешевле. Им можно заплатить гораздо меньше, уволить в любое время и нанять новых работников. В этой ситуации государственные инструменты должны быть направлены, с одной стороны, на пресечение нелегальной занятости путем усиления контроля над работодателями и ужесточения наказаний, а с другой стороны, необходимы экономические инструменты стимулирования вложений в инновационные технологии. Страна, принимающая мигрантов, может нести экономические издержки по социальному обеспечению мигрантов.

В богатых и развитых странах, например в Германии и Швеции, мигранты иногда становятся большим балластом  для социальной системы, учитывая, что  там высокие стандарты жизни  и потребления, поддерживаемые за счет социально ориентированной политики государства. Поэтому многие районы развитых стран деградируют, когда  в них поселяются нетрудовые мигранты и их семьи, которые не желают работать, но требуют соцвыплат и пособий.9

В большинстве своем в России трудовая миграция нелегальна, а поэтому трудовые мигранты практически не пользуются социальными благами за счет государства. Здесь экономические выгоды вступают в противоречие с базисным принципом трудовой миграции — она должна быть легальна. Поэтому такой временной экономической выгодой необходимо пожертвовать, чтобы не получить различных издержек от незаконной трудовой миграции в будущем.

 
Главный политический эффект, который  несет миграция, как для посылающих, так и для принимающих стран — это возможность реально углубить интеграцию между государствами за счет интеграции их рынков труда (наиболее наглядно этот эффект проявился на примере стран Евросоюза). Принимающие мигрантов страны при разумной политике с помощью мигрантов могут заселить и освоить пустующие и требующие хозяйственного освоения территории. Подобный опыт в истории использовали США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина и другие страны. Миграция представляет собой не только источник для компенсации дефицита трудовых ресурсов, но и может помочь частично решить вопросы пополнения численности населения и равномерности заселения территории государства.

  Среди издержек миграции для принимающих стран въезда можно назвать также рост рисков решения приграничных споров через ресурс миграции. Такие примеры в истории известны, когда присоединение пограничных территорий осуществлялось после постепенного изменения этнического состава населения путем миграции. В качестве примера можно привести Техас, Калифорнию и другие штаты, которые были отторгнуты США у Мексики в XIX в. после изменения там этнического состава населения. Подобные риски для России существуют в приграничных районах с Китаем, что следует учитывать при формировании миграционной политики страны в части расселения мигрантов. 
  Также в принимающих странах существует проблема вовлечения части мигрантов в деятельность, связанную с подрывом безопасности страны. Наглядный пример такой опасности продемонстрировали выходцы из Чечни, организовавшие теракт в американском городе Бостоне. Казалось бы, процедура получения американского гражданства столь сложна и многоэтапна, что получить его могут только проверенные люди, которые принимают ценности общества и готовы интегрироваться в него, но никак не террористы. 

Ряд стран мира столкнулись с проблемой формирования на своей территории замкнутых зон, населенных отдельными этническими группами иммигрантов, в которых затруднена интеграция мигрантов, существуют потенциальные риски для сепаратизма, распространения преступности. В условиях, когда неэффективно работают модели интеграции, мигранты предпочитают селиться компактно. Например, в крупных европейских городах существуют различные этнические кварталы.

  Турки составляют 7% населения берлинского Кройцберга. В Лондоне в целом около 16% населения составляют иммигранты и этнические меньшинства, во внутреннем Лондоне доля иммигрантов достигает примерно 30%, в определенных районах города превышает 70%. Индопакистанцы составляют 34% населения лондонского района Брикстон. Иногда иммигранты превращаются в довольно заметные группы населения. В Великобритании г. Лестер — единственный город в Европе, где белое население составляет меньшинство — всего 47%. 10

Для России показательными примерами формирования обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку являются некоторые рынки в крупных городах. Здесь мигранты из Китая и Вьетнама фактически живут и работают изолированно от внешнего мира, не ощущают потребности в особом изучении русского языка, познании культуры страны. Конечно же, это делает весьма призрачными перспективы их интеграции в российское общество. Со стороны местного населения, которое пользуется услугами рынков, тем не менее, велики опасения по поводу «китайской экспансии», люди с недоверием относятся к мигрантам, порой создается почва для конфликтов.

Идея компактного расселения мигрантов, прибывающих в Россию из государств «нового зарубежья», возникла еще до распада СССР и  появления первых массовых потоков  вынужденных мигрантов.11 Те не менее, по справедливому мнению французского социолога П.Бурдье, скопление в одном месте большого количества бедных и обездоленных не создает ничего, кроме эффекта гетто12

 
  Порой подобная этническая локализация мигрантов выливается в рост антимигрантских настроений и ксенофобии, а иногда выражается в открытых конфликтах и противостоянии между мигрантами и местным населением. Не в интересах государства иметь на своей территории такие «этнические анклавы». С ними нужно бороться не только методами депортации нелегальных мигрантов, а методами культурной интеграции этнических меньшинств в общество. Арсенал этих методов включает обязательное изучение языка и культуры, рассеянное расселение мигрантов по территории всей страны, обучение детей мигрантов в школах совместно с местными детьми, проведение праздников национальной культуры. 
  В условиях глобальной миграции кардинально изменяется этнический состав населения или этногенетические коды многих стран и крупных городов. В первую очередь это касается экономически развитых стран. Наиболее яркий пример — США. Здесь сегодня каждый четвертый житель страны — латиноамериканец или небелый. В 60% случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки.13 Что касается языка, эмигранты разговаривают на так называемом «спэнглише» - смеси английского и испанского языков. Тем не менее, знание этих двух языков совершенно не гарантирует вам понимание речи мигрантов.

Если современные тенденции  в области миграции и естественного движения сохранятся, то латиноамериканское и афроамериканское население увеличится к 2020 г. до 115 млн человек (или около 35% населения), в то время как численность белого населения почти не увеличится. К 2056 г. небелое население составит около 50% населения США. В этнической структуре населения Нью-Йорка доля белого населения сократится с 45 до 29%, афроамериканцев — с 27 до 25%, выходцев из азиатских стран, напротив, увеличится с 10 до 20%, а метисов и представителей других рас — с 18 до 26%. Сходные процессы происходят в Европе. В странах Евросоюза (до объединения) проживало около 19 млн иммигрантов, или около 5% населения. Однако если принимать во внимание нелегальных иммигрантов и натурализовавшихся иностранцев, то, по оценкам CEPS, эта цифра будет больше по крайней мере на 40-60%, т.е. примерно 25-29 млн человек. В Лондоне доля белого населения со-кратится с 72 до 45%, африканцев — с 11 до 9%, в то же самое время доля выходцев из Южной Азии увеличится с 10 до 26%, китайцев — с 3 до 6, метисов — с 4 до 14%.14 

  Изменение этнического состава населения крупных городов и стран — результат не только глобальной миграции, но и воспроизводства населения. И даже если гипотетически предположить, что в один момент прекратится миграция, это уже не остановит процесс трансформации этнической структуры населения, поскольку показатели естественного движения дифференцированы по расовым и этническим группам.  
В этих условиях не исключается, что на фоне продолжающейся смены этнического состава населения даже конфликты, вызванные нерасовыми причинами, будут усиливаться и осложняться межрасовой напряженностью.

  Например, диспропорция по возрасту в США в XXI в. примет ярко выраженный расовый характер — большинство пенсионеров будут белыми, в то время как большинство работающих — небелыми, что чревато конфликтами в пенсионной и трудовой сфере. Закон о признании английского языка государственным, принятый в нескольких штатах США, испаноязычные иммигранты сейчас считают дискриминационным, называя его «ограничительной реакцией на растущее латиноамериканское общество». Известен недавний конфликт по поводу существования расовых квот в ведущих университетах США.15 
В условиях глобализации требуется пересмотреть стратегию миграционной политики. Запретительных мер на границах уже недостаточно для сдерживания миграции, доказательством этому можно считать огромные потоки нелегальных мигрантов. Необходимо создавать условия для развития бедных стран и регионов — основных поставщиков мигрантов. В том числе вкладывать деньги в образование, новые медицинские и информационные технологии, развитие медицинской и социальной инфраструктуры. Это поможет повысить в данных государствах стандарты жизни и уровень общественного оптимизма, снизит внешнюю миграцию в развитые государства. Современная ситуация в глобальном масштабе накладывает ответственность за безопасность на экономически развитые страны — это есть своеобразная плата за ту огромную дистанцию, которая возникла в результате неравномерного развития и их резкого отрыва от беднейших стран на протяжении последних десятилетий. Стратегическим направлением должны стать экономические рычаги ограничения миграции— инвестиции в экономику развивающихся стран. В настоящее время назрела острая необходимость сократить пропасть в экономическом развитии между богатым Севером и бедным Югом.

Информация о работе Последсвия миграции