Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:00, дипломная работа
Цель исследования – повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками.
Задачи исследования:
• Определение детей и подростков, как особой социально-демографической группы населения
• Изучение особенности социальной работы с детьми категории «группа риска
• Характеристика учреждений и организаций, способных оказывать социальную помощь детям и подросткам
• Анализ государственной и региональной политики в отношении детей и подростков
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Особенностью
детей «группы риска» является то,
что они находятся под
Слово
«риск» означает возможность,
большую вероятность чего-либо, как
правило, негативного,
Среди
факторов социального риска,
1)Социально-экономические факторы;
2) Медико-социальные факторы;
3) Социально-демографические;
4) Социально-психологические факторы.
В современных
социальных условиях вряд ли можно
обнаружить детей, которые совсем не
были бы подвержены влиянию факторов
риска в той или иной степени
выраженности. Но все перечисленные
факторы могут являться причиной
нарушения в развитии ребенка
и вовсе не определяют, чем он
рискует в действительности. Не сама
причина является риском, а то, что
следует из этой причины. Понятно, что
наибольшему риску могут
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.[57, c.134]
У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями, уходящими в их собственное детство.
Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.[41, c.190]
Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.
По данным
социологических и
1. Отсутствие
ценностей, принятых в обществе
(творчество, познание, активная деятельность);
убеждение в своей ненужности
в обществе, невозможности добиться
в жизни чего-либо своими
2. Проецирование
на себя современной жизни
собственных родителей,
3. Ощущение
эмоционального отвержения со
стороны родителей и
4. Среди ценностей на первом месте -- счастливая семейная жизнь, на втором -- материальное благополучие, на третьем -- здоровье.
5. В
то же время, кажущаяся
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни -- пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) -- без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
7. Повышенный
уровень тревожности и
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
9. Изменение направленности интересов -- свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
Смысл жизни и ценностные ориентации у детей группы риска отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентации у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.[13, c. 315]
В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Они уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе.
Склонность к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая приносит только материальное удовлетворение, и в способах «добывания» средств они проявляют неразборчивость. Особенно чувствительными к перемене ценностей и смысла жизни среди группы риска оказываются юноши, возраст которых колеблется от 16 до 23 лет.
Особенностью
подростков группы риска является переживание
одиночества и беспомощность. Понятие
«беспомощность»
У подростков
группы риска это состояние связано
с конкретными жизненными ситуациями
жизни: невозможностью изменить взаимоотношения
с родителями, взрослыми, педагогами,
сверстниками; с трудными положениями,
в которых они оказываются; с
невозможностью принимать самостоятельные
решения или делать выбор; при
нахождении в учреждениях социально-
Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по нашему мнению, относятся:[12, c.53]
1) неумение
общаться с людьми вне
2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
3) низкий
уровень социального
4) слабо
развитое чувство
5) потребительская
психология отношения к
6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к виктимности (жертвенности) в поведении;
8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
9) низкая
социальная активность, проявление
желания быть незаметным
10) склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).
Дети
старшего школьного возраста стоят
на пороге самостоятельной жизни, к
которой они не считают себя готовыми.
С одной стороны, они хотят
жить самостоятельно, отдельно, не зависеть
ни от кого; с другой стороны -- боятся
этой самостоятельности, так как понимают,
что без поддержки родителей, родственников
им не выжить, а на нее они рассчитывать
не могут. [15, c. 167]
1.3.
Характеристика учреждений
и организаций,
способных оказывать
социальную помощь
детям и подросткам
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
В соответствии с Федеральными Законами Российской Федерации
и в зависимости от
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
-
учреждения для обслуживания
детей и подростков с
Примечание - В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим они вправе создавать на своих территориях необходимые им учреждения любых типов и видов наряду с указанными в настоящем стандарте.
1.
К специализированным
-
социально-реабилитационные
- социальные приюты для детей;
-
центры помощи детям,
1.1.
Социально-реабилитационный
Информация о работе Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками