Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками.
Задачи исследования:
• Определение детей и подростков, как особой социально-демографической группы населения
• Изучение особенности социальной работы с детьми категории «группа риска
• Характеристика учреждений и организаций, способных оказывать социальную помощь детям и подросткам
• Анализ государственной и региональной политики в отношении детей и подростков

Файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 91.98 Кб (Скачать файл)

5) дети  с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Особенностью  детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или  нет. Вследствие этого этой категории  детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с  целью нивелирования неблагоприятных  факторов и создания условия для  оптимального развития детей.

 Слово  «риск» означает возможность,  большую вероятность чего-либо, как  правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не  произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов.

 Среди  факторов социального риска, выделяются  следующие, имеющие наибольшее  значение в плане воспитания  детей и подростков: [23, с.57]

1)Социально-экономические  факторы;

2) Медико-социальные факторы;

3) Социально-демографические;

4) Социально-психологические  факторы.

В современных  социальных условиях вряд ли можно  обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени  выраженности. Но все перечисленные  факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка  и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что  следует из этой причины. Понятно, что  наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы  понять, относится ли ребенок к  категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.

Анализ  условий жизни таких детей  и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую  фактором риска. Специалисты чаще всего  фиксируют сочетание многих неблагоприятных  условий, которые делают невозможным  дальнейшее проживание в семьях, где  создается прямая угроза здоровью ребенка  и его жизни.[57, c.134]

У детей  возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в  личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.

Семейное  неблагополучие порождает массу  проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями, уходящими  в их собственное детство.

Проживание  в асоциальных семьях приводит к  снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.[41, c.190]

Такие дети вырастают в страхе перед  жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь  сохраняется низкая самооценка, они  не верят в себя, в свои возможности.

По данным социологических и психологических  исследований, подростки группы риска  имеют следующие особенности:[18, c.231]

1. Отсутствие  ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности  в обществе, невозможности добиться  в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять  достойное положение среди сверстников,  достичь материального благополучия.

2. Проецирование  на себя современной жизни  собственных родителей, напоминающей  гонки на выживание.

3. Ощущение  эмоционального отвержения со  стороны родителей и одновременно  психологическая автономия.

4. Среди  ценностей на первом месте -- счастливая семейная жизнь, на втором -- материальное благополучие, на третьем -- здоровье.

5. В  то же время, кажущаяся недоступность  этих ценностей в жизни. Высокая  ценность в сочетании с недосягаемостью  порождает внутренний конфликт -- один из источников стресса.

6. Подкрепление  потери ценности образования  в реальной жизни -- пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) -- без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».

7. Повышенный  уровень тревожности и агрессивности.

8. Преобладание  ценности красивой, легкой жизни,  стремления получать от жизни  одни удовольствия.

9. Изменение направленности интересов -- свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).

10. В  отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.

Смысл жизни и ценностные ориентации у  детей группы риска отличаются по многим проявлениям от смысла жизни  и ценностных ориентации у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска  осуществляется путем самоутверждения  в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости граничащей с нарушением закона, а  также путем принятия особой жизненной  позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.[13, c. 315]

В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Они уверены в том, что  от них ничего не зависит, и поэтому  всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе.

Склонность  к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая  приносит только материальное удовлетворение, и в способах «добывания» средств  они проявляют неразборчивость. Особенно чувствительными к перемене ценностей и смысла жизни среди  группы риска оказываются юноши, возраст которых колеблется от 16 до 23 лет.

Особенностью  подростков группы риска является переживание  одиночества и беспомощность. Понятие  «беспомощность» рассматривается  нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у  других или находится в дискомфортном  состоянии.[55, c. 122]

У подростков группы риска это состояние связано  с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения  с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с  невозможностью принимать самостоятельные  решения или делать выбор; при  нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Для детей  старшего школьного возраста, относящихся  к группе риска, характерен особый процесс  социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по нашему мнению, относятся:[12, c.53]

1) неумение  общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов  со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

2) нарушения  в развитии чувств, не позволяющие  понимать и принимать других, опора только на свои желания  и чувства;

3) низкий  уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные  нормы, правила, необходимость  соответствовать им, находить себе  подобных и свой круг общения;

4) слабо  развитое чувство ответственности  за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;

5) потребительская  психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;

6) неуверенность  в себе, низкая самооценка, отсутствие  постоянных друзей и поддержки  с их стороны;

7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к виктимности (жертвенности) в поведении;

8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);

9) низкая  социальная активность, проявление  желания быть незаметным человеком,  не привлекать к себе внимания;

10) склонность  к аддиктивному (саморазрушающему) поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).

Дети  старшего школьного возраста стоят  на пороге самостоятельной жизни, к  которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят  жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны -- боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. [15, c. 167] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Характеристика учреждений  и организаций,  способных оказывать  социальную помощь  детям и подросткам 

Социальная  защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

В соответствии с Федеральными Законами Российской Федерации

  • от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
  • от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

  и в зависимости от предназначения  учреждений и групп обслуживаемых  детей и подростков установлены  следующие типы учреждений для  социального обслуживания детей  и подростков:

  - специализированные учреждения  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации;

  - учреждения для обслуживания  детей и подростков с ограниченными  возможностями.

  Примечание - В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим они вправе создавать на своих территориях необходимые им учреждения любых типов и видов наряду с указанными в настоящем стандарте.

  1. К специализированным учреждениям  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, в  соответствии с Федеральным законом  от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся:

  - социально-реабилитационные центры  для несовершеннолетних;

  - социальные приюты для детей;

  - центры помощи детям, оставшимся  без попечения родителей.

  1.1. Социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних - специализированное  учреждение, создаваемое в системе  социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками