Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:00, дипломная работа
Цель исследования – повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками.
Задачи исследования:
• Определение детей и подростков, как особой социально-демографической группы населения
• Изучение особенности социальной работы с детьми категории «группа риска
• Характеристика учреждений и организаций, способных оказывать социальную помощь детям и подросткам
• Анализ государственной и региональной политики в отношении детей и подростков
-
оказание помощи семьям, воспитывающим
детей с отклонениями в
-
социально-реабилитационная
В состав центра могут входить
следующие структурные
-
отделение диагностики и
- отделение медико-социальной реабилитации, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий;
-
отделение психолого-
-
отделение дневного пребывания,
предназначенное для
-
стационарное отделение,
Детям - клиентам центра
Глава
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ
РИСКА» В УСЛОВИЯХ
ГБУ «КЦСОН ПЕРЕВОЗСКОГО
РАЙОНА»
2.1.
Анализ деятельности
отделения дневного
пребывания в отношении
детей «группы
риска»
Отделение
дневного пребывания является
структурным подразделением
Отделение
дневного пребывания относится
к отделениям
Оптимальная
численность граждан, одновременно
обслуживаемых отделением дневного
пребывания граждан пожилого возраста
и инвалидов, составляет от 25 до 35 человек,
а продолжительность
На базе
ГБУ «Комплексного центра социального
обслуживания населения Перевозского
района существует Детский оздоровительный
лагерь с дневным пребыванием
детей «Радость» в целях
ДОЛ комплектуется из числа детей из многодетных, малообеспеченных, детей-инвалидов, детей безработных родителей, детей родителей-инвалидов, детей из неполных семей, детей из семей « социального риска».
Количество
смен -3, продолжительность смены
- 18 дней, количество детей в
смену - 25 человек.
Цели
и задачи ДОЛ по
работе с детьми:
- Укреплять здоровье детей, формировать
здоровый образ жизни.
- Воспитывать уверенность в своих действиях,
содействовать укреплению у детей чувства
собственного достоинства.
- Формировать у детей положительный опыт
навыков общения со сверстниками и взаимодействия
с окружающим миром.
- Расширять кругозор, содействовать формированию
эстетического вкуса, развивать художественные
и творческие способности детей.
- Закреплять навыки самообслуживания,
учить культуре поведения в общественных
местах (умение вести себя за столом, в
кинотеатре, на улице).
- Воспитывать уважение к труду взрослых,
любовь к своей Родине.
Основные
принципы деятельности оздоровительного
лагеря
- Безопасность жизни и здоровья детей;
- Защита прав детей и личного достоинства;
- Личностное развитие и самореализация
ребёнка;
- Гуманный характер взаимоотношений.
Так как
ДОЛ « Радость» комплектуется
из числа детей из многодетных,
малообеспеченных, детей-инвалидов,
детей безработных родителей, детей
родителей-инвалидов, детей из неполных
семей, детей из семей « социального
риска» это позволяет нам причислить
их к детям «группы риска».
2.2. Исследование (диагностика) уровня дезадаптированности детей, пребывающих в ДОЛ «Радость»
Детский оздоровительный
Прежде чем проводить трененги, нам необходимо было провести диагностику для выбора оптимальной формы работы и тематики дискуссионных занятий. Для этого мы применили 2 диагностических теста:
Тест
на стрессоустойчивость. Был применен
нами для выявления возможных
агрессивных реакций со стороны
подростков на проводимые мероприятия
и возможного пресечения неадекватных
реакций, а так же для выявления
психологической устойчивости участников
проекта, при постороннем воздействии
на их поведенческие установки. Каждый
человек по-разному выходит из
затруднительных жизненных
Психодиагностический тест. Был применен нами для выявления предрасположенности к тому или иному виду деятельности, обнародованию тех или иных потенциальных способностей, как психологически обусловленных, так и интеллектуальных. Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.
(Приложение №2)
Результаты теста на стресоустойчивость показали, что четыре участника проекта легко примиряются с неприятностями, правильно оценивают ситуации и сохраняют душевное равновесие. Двое - не всегда с достоинством выдерживают удары судьбы, часто срываются, т.е. расстраиваются при возникновении проблем и расстраивают других. И всего один участник не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.
Результаты психогеометрического теста С. Деллингер можно кратко проинтерпретировать следующим образом:
Трое протестированных участников проекта проявили «правополушарное» мышление, т.е. нестандартное мышление. Принадлежность к данному типу характеризуется креативностью, интуитивностью, интегративностью и мозаичностью. Негативные черты данного типа – несдержанность, эспрессивность, эксцентричность, аполитичность.
Другие трое участников принадлежат к типичным коммуникаторам, для которых высокую роль играют люди и их благополучие. Характерными чертами данного типа являются: высокая чувствительность, развитая эмпатия, ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) наряду со слабыми организаторскими способностями, уступчивостью и нелогичностью.
И, наконец, один участник оказался в состоянии перехода и изменения. Это временное состояние, оно может быть свойственно любой личности в разные периоды времени. И тем ни менее характерные черты для данного типа личности – это непоследовательность и непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Но и в данном состоянии личности есть свои позитивные черты, это, прежде всего, - любознательность, пытливость и живой интерес ко всему происходящему.
В процессе
реализации диагностики было выявлено,
что участники проекта обладают
низким уровнем адаптации, низкими
коммуникативными навыками, они оказались
не способны к полноценному описанию
своего поведения, а тем более
своих мотивов и эмоции. Вследствие
чего нами был разработан социальный
проект «Школа Супергероев», в котором
были разработаны упражнения на развитие
адаптации, коммуникативных навыков,
умение выражать свои мысли в полном
объеме.
2.3.
Социальный проект
«Школа Супергероев»:
план, реализация, оценка
эффективности
Для проверки
эффективности социального
Упражнения тренинга, которые входят в состав социально проекта были разработаны, проверены и рекомендованы к применению педагогами и психологами. Упражнения были отобраны нами в соответствии с возрастом и количеством участников, с уровнем интеллектуального развития и тематикой проекта.
Соответствие
достигнутых результатов
Социальный
проект «ШКОЛА СУПЕРГЕРОЕВ» предназначен
для подростков, в поведении которых
наблюдается тенденция к
Цель - повышение уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей.
Задачи:
1. Снижение эмоционального психологического напряжения;
2. Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
3. Выполнение попечительских функций;
4. Восстановление (приобретение) ребенком чувства семьи, своей значимости;
5. Способствование личностному росту, самораскрытию.
6. Состав групп - 7 разнополых детей и подростков с небольшой разницей в возрасте, от 11 до 14 лет.
Место проведения – лагерь при КЦСОН .
Форма проведения - Групповые занятия (не исключает возможность осуществления индивидуального подхода). Частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение (анализ, выход из рабочей ситуации).
Программа рассчитана на 9 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 18 часов).
Вводная
часть и завершение рассчитаны примерно
на четверть всего времени занятия.
Остальное время уделено
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно - два разминочных упражнения. В начале каждого занятия ведущему важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой не обсуждаются.
Информация о работе Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками