Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками.
Задачи исследования:
• Определение детей и подростков, как особой социально-демографической группы населения
• Изучение особенности социальной работы с детьми категории «группа риска
• Характеристика учреждений и организаций, способных оказывать социальную помощь детям и подросткам
• Анализ государственной и региональной политики в отношении детей и подростков

Файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 91.98 Кб (Скачать файл)

  - оказание помощи семьям, воспитывающим  детей с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий  в домашних условиях;

  - социально-реабилитационная работа.

    В состав центра могут входить  следующие структурные подразделения:

  - отделение диагностики и разработки  программ социальной реабилитации, предназначенное для обеспечения  задач;

  - отделение медико-социальной реабилитации, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий;

  - отделение психолого-педагогической  помощи, предназначенное для организации  поэтапного выполнения индивидуальных  программ социальной реабилитации  детей в части социально-психологических  и социально-педагогических мероприятий;

  - отделение дневного пребывания, предназначенное для реализации  индивидуальных программ социально-медицинской,  социально-психологической, социально-педагогической  реабилитации детей в дневное  время в условиях центра в  период, установленный программой;

  - стационарное отделение, предназначенное  для реализации программ социально-медицинской  реабилитации детей в условиях  круглосуточного пятидневного их  пребывания в центре.

    Детям - клиентам центра предоставляются  все необходимые им виды социальных  услуг (социально-бытовых, социально-медицинских,  социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых), установленных ГОСТ Р 52143. 
 

Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ  РИСКА» В УСЛОВИЯХ ГБУ «КЦСОН ПЕРЕВОЗСКОГО РАЙОНА» 

2.1. Анализ деятельности  отделения дневного  пребывания в отношении   детей «группы  риска» 

 Отделение  дневного пребывания является  структурным подразделением Государственного  бюджетного учреждения «Комплексный  центр социального обслуживания  населения Перевозского района» 

 Отделение  дневного пребывания относится  к отделениям полустационарного  типа и предназначается для  оказания социальных, бытовых, культурных  услуг гражданам, сохранившим  способность к самообслуживанию  и активному передвижению, предоставления  им медицинской помощи, организации  питания и отдыха, привлечения  к посильной трудовой деятельности  и поддержания активного образа  жизни.

Оптимальная численность граждан, одновременно обслуживаемых отделением дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, составляет от 25 до 35 человек, а продолжительность обслуживания не менее двух недель.

На базе ГБУ «Комплексного центра социального  обслуживания населения Перевозского района существует Детский оздоровительный  лагерь с дневным пребыванием  детей «Радость» в целях оздоровления детей в возрасте от 7 до 14 лет, развития их интеллектуальных способностей, гигиенической  и физической культуры, реализации медицинских, профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых  программ и услуг, обеспечивающих нравственное, гражданское, патриотическое экологическое  воспитание и развитие детей.

ДОЛ комплектуется  из числа детей из многодетных,     малообеспеченных,  детей-инвалидов, детей безработных родителей, детей  родителей-инвалидов, детей из неполных семей, детей из семей « социального  риска».

  Количество  смен -3, продолжительность смены  -  18 дней, количество детей в  смену - 25 человек. 

Цели  и задачи ДОЛ по работе с детьми:  
- Укреплять здоровье детей, формировать здоровый образ жизни. 
- Воспитывать уверенность в своих действиях, содействовать укреплению у детей чувства собственного достоинства. 
- Формировать у детей положительный опыт навыков общения со сверстниками и взаимодействия с окружающим миром. 
- Расширять кругозор, содействовать формированию эстетического вкуса, развивать художественные и творческие способности детей. 
- Закреплять навыки самообслуживания, учить культуре поведения в общественных местах (умение вести себя за столом, в кинотеатре, на улице). 
- Воспитывать уважение к труду взрослых, любовь к своей Родине.
 

Основные  принципы деятельности оздоровительного лагеря 
- Безопасность жизни и здоровья детей; 
- Защита прав детей и личного достоинства; 
- Личностное развитие и самореализация ребёнка; 
- Гуманный характер взаимоотношений.

Так как  ДОЛ « Радость» комплектуется  из числа детей из многодетных,     малообеспеченных,  детей-инвалидов, детей безработных родителей, детей  родителей-инвалидов, детей из неполных семей, детей из семей « социального  риска» это позволяет нам причислить их к детям «группы риска». 

2.2. Исследование (диагностика)  уровня дезадаптированности детей, пребывающих в ДОЛ «Радость»

   Детский оздоровительный лагерь  «Радость» при Государственном  бюджетном учреждении «Комплексный  центр социального обслуживания  населения Перевозского района»  комплектуется из числа детей  из многодетных,     малообеспеченных,  детей-инвалидов, детей безработных  родителей, детей родителей-инвалидов,  детей из неполных семей, детей  из семей « социального риска»  это позволяет нам причислить  их к детям «группы риска».

Прежде  чем проводить трененги, нам необходимо было провести диагностику для выбора оптимальной формы работы и тематики дискуссионных занятий. Для этого мы применили 2 диагностических теста:

Тест  на стрессоустойчивость. Был применен нами для выявления возможных  агрессивных реакций со стороны  подростков на проводимые мероприятия  и возможного пресечения неадекватных реакций, а так же для выявления  психологической устойчивости участников проекта, при постороннем воздействии  на их поведенческие установки. Каждый человек по-разному выходит из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые  связаны с педагогической работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Четвертые  поступают как-то по-другому. Тест на стресоустойчивость позволяет выявить доминирующий у конкретного человека способ решения жизненных проблем (Приложение №1);

Психодиагностический  тест. Был применен нами для выявления  предрасположенности к тому или  иному виду деятельности, обнародованию  тех или иных потенциальных способностей, как психологически обусловленных, так и интеллектуальных. Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.

(Приложение  №2)

Результаты  теста на стресоустойчивость показали, что четыре участника проекта легко примиряются с неприятностями, правильно оценивают ситуации и сохраняют душевное равновесие. Двое - не всегда с достоинством выдерживают удары судьбы, часто срываются, т.е. расстраиваются при возникновении проблем и расстраивают других. И всего один участник не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.

Результаты  психогеометрического теста С. Деллингер можно кратко проинтерпретировать следующим образом:

Трое  протестированных участников проекта  проявили «правополушарное» мышление, т.е. нестандартное мышление. Принадлежность к данному типу характеризуется  креативностью, интуитивностью, интегративностью и мозаичностью. Негативные черты данного типа – несдержанность, эспрессивность, эксцентричность, аполитичность.

Другие  трое участников принадлежат к типичным коммуникаторам, для которых высокую  роль играют люди и их благополучие. Характерными чертами данного типа являются: высокая чувствительность, развитая эмпатия, ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) наряду со слабыми организаторскими способностями, уступчивостью и нелогичностью.

И, наконец, один участник оказался в состоянии  перехода и изменения. Это временное  состояние, оно может быть свойственно  любой личности в разные периоды времени. И тем ни менее характерные черты для данного типа личности – это непоследовательность и непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Но и в данном состоянии личности есть свои позитивные черты, это, прежде всего, - любознательность, пытливость и живой интерес ко всему происходящему.

В процессе реализации диагностики было выявлено, что участники проекта обладают низким уровнем адаптации, низкими  коммуникативными навыками, они оказались  не способны к полноценному описанию своего поведения, а тем более  своих мотивов и эмоции. Вследствие чего нами был разработан социальный проект «Школа Супергероев», в котором  были разработаны упражнения на развитие адаптации, коммуникативных навыков, умение выражать свои мысли в полном объеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Социальный проект  «Школа Супергероев»: план, реализация, оценка  эффективности 

Для проверки эффективности социального проектирования нами был разработан и реализован социальный проект, направленный на социальную адаптацию детей и подростков из не благополучных семей, которые  посещают лагерь при Комплексном  Центре Социального Обслуживания Населения (КЦСОН).

Упражнения  тренинга, которые входят в состав социально проекта были разработаны, проверены и рекомендованы к  применению педагогами и психологами. Упражнения были отобраны нами в соответствии с возрастом и количеством  участников, с уровнем интеллектуального  развития и тематикой проекта.

Соответствие  достигнутых результатов поставленным задачам было не единственным критерием  эффективности данного социального  проекта, нами так же учитывались  результаты, отмеченные нами по средству включенного наблюдения за участниками  тренинга.

Социальный  проект «ШКОЛА СУПЕРГЕРОЕВ» предназначен для подростков, в поведении которых  наблюдается тенденция к девиантному поведению. Подростки проживают в неблагополучных семьях, что дает основания причисления их к группе риска возникновения девиантного поведения и разработки социально проекта для их социальной адаптации.

Цель - повышение уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей.

Задачи:

1.  Снижение эмоционального психологического напряжения;

2.  Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

3.  Выполнение попечительских функций;

4.  Восстановление (приобретение) ребенком чувства семьи, своей значимости;

5.  Способствование личностному росту, самораскрытию.

6.  Состав групп - 7 разнополых детей и подростков с небольшой разницей в возрасте, от 11 до 14 лет.

Место проведения – лагерь при КЦСОН .

Форма проведения - Групповые занятия (не исключает возможность осуществления индивидуального подхода). Частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная  часть (разминка).

2. Основная  часть (рабочая).

3. Завершение (анализ, выход из рабочей ситуации).

Программа рассчитана на 9 занятий по 2 академических  часа (общая продолжительность 18 часов).

Вводная часть и завершение рассчитаны примерно на четверть всего времени занятия. Остальное время уделено основной части.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно - два разминочных упражнения. В начале каждого занятия ведущему важно почувствовать группу, диагностировать  состояние участников, чтобы скорректировать  план работы на занятие. В этом могут  помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой не обсуждаются.

Информация о работе Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками