Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками.
Задачи исследования:
• Определение детей и подростков, как особой социально-демографической группы населения
• Изучение особенности социальной работы с детьми категории «группа риска
• Характеристика учреждений и организаций, способных оказывать социальную помощь детям и подросткам
• Анализ государственной и региональной политики в отношении детей и подростков

Файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 91.98 Кб (Скачать файл)
 

ВВЕДЕНИЕ

     Трудности, с которыми сталкивается  наше общество в процессе своего  развития и преобразования, являются  следствием сложившегося за многие  годы отношения  к детям  – неспособности, а  порой  нежелания или не понимания   необходимости проявить подлинную   заботу об их интеллектуальном  и эмоциональном  развитии.

    Молодое поколение в большинстве   своем оказалось без надежных  социальных ориентиров. Разрушение  традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности  жизненного пути, с одной стороны,  повысило личную ответственность  молодых людей  за свою судьбу, поставив их перед необходимостью  выбора, с другой – обнаружило  неготовность большинства из  них включиться в  новые  общественные отношения. Выбор   жизненного пути стал определяться  не способностями и интересами  молодого человека, а конкретными  обстоятельствами. Поэтому на данном  этапе особенно важно проведение  социальной работы с молодым  поколением, оказавшемся  в трудной  жизненной ситуации.

    Из-за образования нового государства  российские дети и подростки   утратили старые жизненные ценности  и ориентиры, по которым жили  предыдущие поколения, а новые  еще не сформировались. Отсюда  – бездуховность и потребительско-эгоистическое отношение к жизни, порождающее у части молодого поколения эгоизм, стремление к наживе, не прилагая особых усилий, и, одновременно апатию и безразличное отношение к себе и другим.

      Все это говорит о том, что  внимание к детям и подросткам  должно быть усилено, причем  как со стороны социальной  работы, так и  со стороны  государства в целом. Дети и подростки – тема особенно актуальная также тем, что они – это будущие граждане нашей страны, и какими они гражданами будут: рачительными хозяевами, уважающими и любящими свою Родину или потребителями, сосущими из нее кровь, зависит как раз от того, сколько внимания мы им уделим именно на раннем этапе их развития, так как именно в детском и подростковом возрасте формируются и физиологические резервы, и характер, и большинство моральных принципов.

Проблема нашего исследования заключается в повышении эффективности работы специалиста по социальной работе с детьми и подростками.

Актуальность  проблемы определяется следующими факторами. Сегодня наше общество характеризуют многие негативные факторы: изменяется уклад и образ людей, усиливается конфликтность и бездуховность, увеличивается количество семей «группы риска», растет число несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, употребление наркотиков, произошел резкий всплеск беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Часть подростков, не только из семей «группы риска», попадает в неформальные молодёжные объединения асоциальной направленности. Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств предупреждения и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних. Отрыв социального воспитания от обучения, подход к ним как к двум изолированным процессам, недостаточный уровень подготовленности специалистов к работе с подростками «группы риска» привели к тому, что система такой работы в учреждениях утратила способность противостоять негативным явлениям. В связи с этим сегодня остро стоит проблема теоретико-методического обеспечения процесса ресоциализации подростков «группы риска» в условиях учреждений. Возросшая потребность учреждений в теоретическом и методическом обеспечении системы работы с детьми и подростками определила выбор темы исследования «Дети как клиента социальных служб на примере КЦСОН».

Объект  исследования – дети и подростки.

Предмет исследования – особенности социальной работы с детьми и подростками.

Цель  исследования – повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками.  

Задачи  исследования:

  • Определение детей и подростков, как особой социально-демографической группы населения
  • Изучение  особенности социальной работы с детьми категории «группа риска
  • Характеристика учреждений и организаций, способных оказывать социальную помощь детям и подросткам
  • Анализ государственной и региональной политики в отношении детей и подростков
  • Анализ деятельности отделения дневного пребывания в отношении  детей «группы риска»
  • Исследование (диагностика) уровня дезадаптированности детей, пребывающих в ДОЛ «Радость»
  • Реализация социального проекта «Школа Супергероев»

             Дипломная работа состоит   из двух глав. В первой главе  описываются  социальные проблемы  детей и подростков. Во второй  главе рассматриваются  методы  и формы социальной работы  с детьми и подростками. 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ 

    1. Дети  и подростки, как  особая социально-демографическая  группа населения
 

Дети  и подростки –  особая социально-демографическая  группа населения, самая беззащитная  и бесправная. Одновременно – они  тонкий социальный барометр, чутко  реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения  и неблагополучия в обществе. Дети представляют собой будущий человеческий капитал, который является одним  из ключевых детерминантов не только индивидуального благосостояния, но и общего экономического роста и  развития.

Наряду  с малоимущими, инвалидами, лицами пожилого возраста и рядом других категорий  населения, дети всегда рассматривались  и рассматриваются  как безусловный  объект защиты, поддержки  и помощи со стороны государства  и общества. Во все времена и  у всех народов  существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие  детей от неблагоприятных  и опасных  воздействий со стороны  природной  и социальной среды, гарантирующие  детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими  возрастными группами населения. Такое  положение вещей обусловлено  следующими причинами: во-первых, объективной  заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности  своего существования, во-вторых, объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребёнку.[34, c 21]

Представления о том, кого и на каком основании, можно считать  ребёнком, во многом схожи в разных культурах и  традициях. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1990 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным  законодательством не установлен более  ранний возраст совершеннолетия. Сегодня  численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны. Столь значительный удельный вес  детского населения в демографической  структуре общества приводит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение

Основные  социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным  психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в  котором они  живут. Для любого общества характерно существование  двух основных систем ограничения жизнедеятельности  ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем.[25, c. 134]

Первичная система ограничений  представляет собой совокупность объективных, биологических  и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности  ребёнка  и его зависимости  от взрослых членов общества. Эта система  состоит  из ряда элементов, каждый из которых, становится основанием для  формирования у ребёнка целого комплекса  потребностей. Удовлетворить последние самостоятельно он не может.

Прежде  всего, это биологическая  и физиологическая  зависимость  ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п. Следующий  элемент  – это ограниченные психологические, интеллектуальные и социальные возможности  и способности ребёнка, результатом  чего становятся его потребности  в воспитании, образовании и развитии.

И, наконец, ограниченные возможности  и способности  ребёнка адекватно  реагировать  на внешние воздействия  и адекватно  оценивать собственные  действия и поступки. Это приводит к тому, что возникает необходимость  удовлетворения потребностей ребёнка  в надзоре, социальном контроле, просвещении  и в правовой защите. Удовлетворение всех них возможно только через возложение на взрослых, семью, государство и  общество ряда обязанностей и обязательств, что создаёт условия и возможности  для формирования вторичной системы  ограничений жизнедеятельности  ребёнка. В отличие от первичной, эта система представляет собой совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Основными её элементами являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчинённое положение в семье и других социальных общностях, наличие в обществе ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие социальные потребности детей, но действующих в интересах общества по формальным правилам, общественный и государственный контроль за выполнением гражданами своих родительских обязанностей.[65, c. 111]

Наличие в обществе этих двух систем ограничения  жизнедеятельности  ребёнка и  ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в  условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и  наименее защищённой группой участников любой социальной катастрофы (от распада  семьи до геноцида).

Всё множество  социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие  группы:

1.Порождённые  возрастными  особенностями детей, (кризис переходного  возраста, переход из дошкольного  учреждения  в среднюю школу,  недоверие  со стороны взрослых  и т.п.).

2.Обусловленные  основными  характеристиками  семьи ребёнка  (жестокое обращение  с ребёнком, непонимание в семье,  отсутствие  одного или обоих  родителей,  экономические трудности  и т.п.).

3.Порождённые  деятельностью  некоторых социальных  институтов  и организаций, работающих  с  детьми (конфликты с педагогами  в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Порождённые  особенности  социально-экономического  и социально  политического  развития общества (эксплуатация  детей, сокращение  детских учреждений, дети-беженцы,  дети – участники  незаконных  вооружённых формирований, угроза  жизни и здоровью детей).

Конечно, полностью и окончательно разрешить  все социальные проблемы детей раз  и навсегда ни одно общество не может. Кроме того, неправомерно рассматривать  работу по социальной поддержке и  защите детей только как обязанность  социальных служб и учреждений. Эта  деятельность подразумевает совместные усилия учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, учреждений культуры, административных и государственных  организаций, которые действуют  в пределах своих возможностей и  своей компетенции, используя разнообразные  методы и формы деятельности.[56, c. 46] 
 
 
 

1.2  Особенности социальной  работы с детьми  категории «группа  риска» 

Принадлежность  детей к группе риска обусловлена  различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Это категория детей в силу определенных причин своей жизни  более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

 Дети  «группы риска» -- это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Поэтому представляется целесообразным относить к детям «группы риска» младших школьников с особенностями в развитии.[41, c. 234]

 Социально  незащищенные (группы риска) и  педагогически запущенные дети, в основном психологически и  физически здоровы, но стали  трудными из-за неправильного  воспитания или отсутствия его  на протяжении длительного времени.

 Социально-педагогическая  запущенность рассматривается как  «негативное состояние личности  ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

 Социально-педагогическая  запущенность во многом определяется  особенностями семейной социализации  детей, особенно в период детства.  Основными факторами ее формирования  является педагогическая несостоятельность  родителей, низкий культурный  уровень семьи, нежелание замечать  особенностей развития детей,  невнимание к развитию детей,  отсутствие развивающей среды,  адекватной возрасту. У таких  детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.[16, c. 235]

 Понятие  «детей группы риска» подразумевает  следующие категории детей:

1) дети  с проблемами в развитии, не  имеющими резко выраженной клинико-патологической  характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей  в силу разных обстоятельств;

3) дети  из неблагополучных, асоциальных  семей;

4) дети  из семей, нуждающихся в социально-экономической  и социально-психологической помощи  и поддержке;

Информация о работе Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками