Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:00, дипломная работа
Цель исследования – повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками.
Задачи исследования:
• Определение детей и подростков, как особой социально-демографической группы населения
• Изучение особенности социальной работы с детьми категории «группа риска
• Характеристика учреждений и организаций, способных оказывать социальную помощь детям и подросткам
• Анализ государственной и региональной политики в отношении детей и подростков
ВВЕДЕНИЕ
Трудности, с которыми
Молодое поколение в
Из-за образования нового
Все это говорит о том, что внимание к детям и подросткам должно быть усилено, причем как со стороны социальной работы, так и со стороны государства в целом. Дети и подростки – тема особенно актуальная также тем, что они – это будущие граждане нашей страны, и какими они гражданами будут: рачительными хозяевами, уважающими и любящими свою Родину или потребителями, сосущими из нее кровь, зависит как раз от того, сколько внимания мы им уделим именно на раннем этапе их развития, так как именно в детском и подростковом возрасте формируются и физиологические резервы, и характер, и большинство моральных принципов.
Проблема нашего исследования заключается в повышении эффективности работы специалиста по социальной работе с детьми и подростками.
Актуальность проблемы определяется следующими факторами. Сегодня наше общество характеризуют многие негативные факторы: изменяется уклад и образ людей, усиливается конфликтность и бездуховность, увеличивается количество семей «группы риска», растет число несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, употребление наркотиков, произошел резкий всплеск беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Часть подростков, не только из семей «группы риска», попадает в неформальные молодёжные объединения асоциальной направленности. Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств предупреждения и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних. Отрыв социального воспитания от обучения, подход к ним как к двум изолированным процессам, недостаточный уровень подготовленности специалистов к работе с подростками «группы риска» привели к тому, что система такой работы в учреждениях утратила способность противостоять негативным явлениям. В связи с этим сегодня остро стоит проблема теоретико-методического обеспечения процесса ресоциализации подростков «группы риска» в условиях учреждений. Возросшая потребность учреждений в теоретическом и методическом обеспечении системы работы с детьми и подростками определила выбор темы исследования «Дети как клиента социальных служб на примере КЦСОН».
Объект исследования – дети и подростки.
Предмет исследования – особенности социальной работы с детьми и подростками.
Цель исследования – повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками.
Задачи исследования:
Дипломная работа состоит
из двух глав. В первой главе
описываются социальные
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Дети
и подростки – особая социально-демографическая
группа населения, самая беззащитная
и бесправная. Одновременно – они
тонкий социальный барометр, чутко
реагирующий на экологические, экономические,
политические и социальные изменения
и неблагополучия в обществе. Дети
представляют собой будущий человеческий
капитал, который является одним
из ключевых детерминантов не только
индивидуального
Наряду
с малоимущими, инвалидами, лицами пожилого
возраста и рядом других категорий
населения, дети всегда рассматривались
и рассматриваются как безусловный
объект защиты, поддержки и помощи
со стороны государства и общества.
Во все времена и у всех народов
существовали формальные и неформальные
нормы и правила, ограждавшие
детей от неблагоприятных и опасных
воздействий со стороны природной
и социальной среды, гарантирующие
детям определённые социальные преимущества
и привилегии по сравнению с другими
возрастными группами населения. Такое
положение вещей обусловлено
следующими причинами: во-первых, объективной
заинтересованностью и
Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком, во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1990 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия. Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны. Столь значительный удельный вес детского населения в демографической структуре общества приводит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение
Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем.[25, c. 134]
Первичная система ограничений представляет собой совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка и его зависимости от взрослых членов общества. Эта система состоит из ряда элементов, каждый из которых, становится основанием для формирования у ребёнка целого комплекса потребностей. Удовлетворить последние самостоятельно он не может.
Прежде всего, это биологическая и физиологическая зависимость ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п. Следующий элемент – это ограниченные психологические, интеллектуальные и социальные возможности и способности ребёнка, результатом чего становятся его потребности в воспитании, образовании и развитии.
И, наконец,
ограниченные возможности и способности
ребёнка адекватно реагировать
на внешние воздействия и адекватно
оценивать собственные действия
и поступки. Это приводит к тому,
что возникает необходимость
удовлетворения потребностей ребёнка
в надзоре, социальном контроле, просвещении
и в правовой защите. Удовлетворение
всех них возможно только через возложение
на взрослых, семью, государство и
общество ряда обязанностей и обязательств,
что создаёт условия и
Наличие в обществе этих двух систем ограничения жизнедеятельности ребёнка и ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальной катастрофы (от распада семьи до геноцида).
Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:
1.Порождённые
возрастными особенностями
2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).
3.Порождённые
деятельностью некоторых
4.Порождённые
особенности социально-
Конечно,
полностью и окончательно разрешить
все социальные проблемы детей раз
и навсегда ни одно общество не может.
Кроме того, неправомерно рассматривать
работу по социальной поддержке и
защите детей только как обязанность
социальных служб и учреждений. Эта
деятельность подразумевает совместные
усилия учреждений образования, здравоохранения,
органов внутренних дел, учреждений
культуры, административных и государственных
организаций, которые действуют
в пределах своих возможностей и
своей компетенции, используя разнообразные
методы и формы деятельности.[56, c.
46]
1.2
Особенности социальной
работы с детьми
категории «группа
риска»
Принадлежность
детей к группе риска обусловлена
различной неблагоприятной
Дети «группы риска» -- это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Поэтому представляется целесообразным относить к детям «группы риска» младших школьников с особенностями в развитии.[41, c. 234]
Социально
незащищенные (группы риска) и
педагогически запущенные дети,
в основном психологически и
физически здоровы, но стали
трудными из-за неправильного
воспитания или отсутствия его
на протяжении длительного
Социально-педагогическая
запущенность рассматривается
Социально-педагогическая
запущенность во многом
Понятие
«детей группы риска»
1) дети
с проблемами в развитии, не
имеющими резко выраженной
2) дети,
оставшиеся без попечения
3) дети
из неблагополучных,
4) дети
из семей, нуждающихся в
Информация о работе Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками