Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками.
Задачи исследования:
• Определение детей и подростков, как особой социально-демографической группы населения
• Изучение особенности социальной работы с детьми категории «группа риска
• Характеристика учреждений и организаций, способных оказывать социальную помощь детям и подросткам
• Анализ государственной и региональной политики в отношении детей и подростков

Файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 91.98 Кб (Скачать файл)

Средством решения задач проекта служат групповые дискуссии и ролевые  игры.

В ходе групповой дискуссии участники  обучаются умению управлять групповым  процессом обсуждения проблемы. В  процессе такой работы участники  приобретают коммуникативные навыки, необходимые для общения в  группе

В ролевой  игре упор делается на межличностное  взаимодействие. В игре участники  «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. Игровой  характер ситуации раздвигает границы  поиска способов поведения, дает простор  для творчества. Следующее за игрой  подробное обсуждение усиливает  обучающий эффект.

 

Таблица 2.1 План график реализации социального  проекта «Школа Супергероев»

№ пп Название занятия Содержание  занятия Инструментарий Количество  занятий
1 Презентация Презентация проекта  «Школа Супергероев» Помещение, экран, компьютер, проектор, презентация, фотоаппарат 1
2 Диагностика Выявление «способностей  супергероя». Тест на стрессоустойчивость, Психодиагностический тест Диагностические тесты 1
3 Тренинги 1)Приветствие

2)Разминка

3)Основная  часть

4)Обсуждение  занятия

5)Завершение

Дневники супергероев, бейджики, карандаши, ручки, фломастеры, ватман, газетные листы, листы для записей и т.д.  
4
4 Автобиография Каждый участник пишет в дневник о своем  прошлом, настоящем и будущем Дневники, ручки 1
5 Дискуссии Обсуждение  различных тем, связанных со спецификой Супергероя Помещение, стол, стулья, ватманы, дневники, доска для  наглядного воспроизведения 3
6 Завершающее Вручение сертификатов и подарков детям, напутственные речи, воспоминание о занятиях, вынесение положительного опыта из «школы». Сертификаты, фотографии, фотоальбомы 1
7 Постскриптум Урок патриотического  воспитания, рассказ участника ВОВ, о его подвигах.   1

 

Результативность  данного проекта проявилась спустя несколько занятий, когда участникам было предложено записать в свои «дневники» все свои переживания, прошедшие  и настоящие, а так же описать  свои цели и планы на будущее. Участники  нашли необходимое описание для  своих переживаний без посторонней  помощи и смогли продуктивно поработать над самопознанием.

При описании эффективности социального проекта  «Школа Супергероев», необходимо отметить, что оценка результатов проделанной  работы проводится с существенным временным  отрывом от непосредственной реализации проектов, т.к. видимый эффект от решения  поставленных задач проявляется  лишь через продолжительный период времени.

Делая выводы на данном этапе, можно сказать, что в поведении участников проекта  наблюдается позитивная тенденция  развития необходимых для социальной адаптации коммуникативных навыков  и поведенческих качеств. В процессе реализации проекта участники стали  более раскрепощенными и более  активно высказывали свою позицию, нежели на первых этапах работы. Явным  так же был переход от негативного  агрессивного восприятия окружающих к  позитивному мышлению, он выражался  в поиске положительных качеств, благоприятных прогнозах и попытках объяснения негативных проявлений благими целями.

Мы считаем, что реализация социального проекта  «Школа Супергероев» стоила затраченных  средств и усилий, так как была направлена, прежде всего, на компенсацию  недостатков в воспитании безнадзорных подростков, на реализацию попечительских функций, на восстановление чувства  семьи, на формирование положительного опыта социального поведения, снижение психоэмоционального напряжения и  на способствование личностному  росту и самораскрытию. Эти задачи получили свое решение и продолжают двигаться по намеченному нами позитивному  плану. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, проведя  исследование основных форм оценки эффективности  социального проектирования, как  метода работы с детьми и подростками  «группы риска», мы можем подвести итоги и сделать некоторые  выводы, исходя из поставленных задач.

Исследуя  социальное проектирование как метод  работы именно с детьми и подростками  «группы риска», мы не могли оставить без внимания основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем.

Первичная система ограничений  представляет собой совокупность объективных, биологических  и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности  ребёнка  и его зависимости  от взрослых членов общества. Эта система  состоит  из ряда элементов, каждый из которых, становится основанием для  формирования у ребёнка целого комплекса  потребностей. Удовлетворить последние самостоятельно он не может.

Прежде  всего, это биологическая  и физиологическая  зависимость  ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п. Следующий  элемент  – это ограниченные психологические, интеллектуальные и социальные возможности  и способности ребёнка, результатом  чего становятся его потребности  в воспитании, образовании и развитии.

И, наконец, ограниченные возможности  и способности  ребёнка адекватно  реагировать  на внешние воздействия  и адекватно  оценивать собственные  действия и поступки. Это приводит к тому, что возникает необходимость  удовлетворения потребностей ребёнка  в надзоре, социальном контроле, просвещении  и в правовой защите. Удовлетворение всех них возможно только через возложение на взрослых, семью, государство и  общество ряда обязанностей и обязательств, что создаёт условия и возможности  для формирования вторичной системы  ограничений жизнедеятельности  ребёнка. В отличие от первичной, эта система представляет собой совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Основными её элементами являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчинённое положение в семье и других социальных общностях, наличие в обществе ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие социальные потребности детей, но действующих в интересах общества по формальным правилам, общественный и государственный контроль за выполнением гражданами своих родительских обязанностей.

Наличие в обществе этих двух систем ограничения  жизнедеятельности  ребёнка и  ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в  условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и  наименее защищённой группой участников любой социальной катастрофы (от распада  семьи до геноцида).

Всё множество  социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие  группы:

1.Порождённые  возрастными  особенностями детей, (кризис переходного  возраста, переход из дошкольного  учреждения  в среднюю школу,  недоверие  со стороны взрослых  и т.п.).

2.Обусловленные  основными  характеристиками  семьи ребёнка  (жестокое обращение  с ребёнком, непонимание в семье,  отсутствие  одного или обоих  родителей,  экономические трудности  и т.п.).

3.Порождённые  деятельностью  некоторых социальных  институтов  и организаций, работающих  с  детьми (конфликты с педагогами  в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Порождённые  особенности  социально-экономического  и социально  политического  развития общества (эксплуатация  детей, сокращение  детских учреждений, дети-беженцы,  дети – участники  незаконных  вооружённых формирований, угроза  жизни и здоровью детей).

Конечно, полностью и окончательно разрешить  все социальные проблемы детей раз  и навсегда ни одно общество не может. Кроме того, неправомерно рассматривать  работу по социальной поддержке и  защите детей только как обязанность  социальных служб и учреждений. Эта  деятельность подразумевает совместные усилия учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, учреждений культуры, административных и государственных  организаций, которые действуют  в пределах своих возможностей и  своей компетенции, используя разнообразные  методы и формы деятельности.

Именно  таким образом можно кратко охарактеризовать современные технологии социальной работы с детьми и подростками «группы риска». Далее мы исследовали такую технологию социальной работы, как социальное проектирование и получили следующую картину этого процесса: собственно социальное проектирование можно условно подразделить на 4 этапа, это идея (замысел), проектирование как таковое, реализация и оценка эффективности. Идея подразумевает под собой наличие желания, что-либо изменить в социальном пространстве и идею. Проектирование является основным этапом. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат. Реализация представляет собой проведение установленных на этапе проектирования мероприятий. Далее идет весьма сложный этап, это этап оценки эффективности проекта. На данном этапе применяются следующие методы оценки:

•  оценка процессов, которая дает ответ на вопрос, реализуется ли проект так, как задумывалось;

•  оценка вклада, представляющая собой попытку оценить воздействие проекта на показатели результативности изолировано.

В любом  случае оценка эффективности должна опираться на следующие принципы:

•  учет фактора времени, в том числе  динамичность параметров проекта его  экономического окружения, разрывы  во времени, неравноценность разновременных затрат и результатов;

•  сопоставление  ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом»;

•  оценка всех наиболее существенных последствий  проекта;

•  учет влияния на эффективность потребности  в текущих затратах, необходимых  для функционирования создаваемых  в ходе реализации проекта социальных и экономических институтов;

•  оценка влияния неопределенности и рисков.

Чтобы на собственном опыте убедится, в  сложности процесса эффективности, мы разработали свой социальный проект, следуя всем инструкциям авторов, ранее затрагивавших этот вопрос. И так наш социальный проект «ШКОЛА СУПЕРГЕРОЕВ» был предназначен для подростков из не благополучных семей. При описании эффективности нашего социального проекта, необходимо отметить, что оценка результатов проделанной работы проводится с существенным временным отрывом от непосредственной реализации проектов, и методом оценки было выбрано не только соответствие задач достигнутым результатам, но и метод включенного наблюдения.

Делая выводы на данном этапе, можно сказать, что в поведении участников проекта  наблюдается позитивная тенденция  развития необходимых для социальной адаптации коммуникативных навыков  и поведенческих качеств. В процессе реализации проекта участники стали  более раскрепощенными и более  активно высказывали свою позицию, нежели на первых этапах работы. Явным  так же был переход от негативного  агрессивного восприятия окружающих к  позитивному мышлению.

Мы считаем, что реализация социального проекта  «Школа Супергероев» стоила затраченных  средств и усилий, так как была направлена, прежде всего, на компенсацию  недостатков в воспитании подростков из неблагополучных семей, на реализацию попечительских функций, на восстановление чувства семьи, на формирование положительного опыта социального поведения, снижение психоэмоционального напряжения и способствовала личностному росту и самораскрытию. Эти задачи получили свое решение и продолжают двигаться по намеченному нами позитивному плану.

Информация о работе Повышение эффективности социальной работы с детьми и подростками