Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Федерация независимых профсоюзов России на XV пленуме Совета ФНПР обсудила вопрос «О конституционной реформе в России». Пленум принял постановление, в котором подчеркнул тезис: «В интересах всех россиян должно быть закреплено федеративное устройство социального государства…». В июне 1993 года каждому участнику Конституционного совещания был направлен меморандум, подписанный 22 профобъединениями, в том числе ФНПР, Московской федерацией профсоюзов, в котором предлагалось следующее: «Государство должно быть признано не только демократическим, правовым и светским, но и социальным».

Содержание работы

Введение _________________________________________________ 3 стр.
1. Понятие и сущность государства ___________________________ 6 стр.
2. Понятие и сущность социального государства _____________ 10 стр.
3. Социальное государство. Возможности и механизмы его
функционирования _______________________________________ 14 стр.
4. Функции социального государства _________________________ 30 стр.
Заключение _______________________________________________ 33 стр.
Список использованной литературы __________________________ 34 стр.

Файлы: 1 файл

2 КонтрольнаяСоц гос-во.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Уральский социально-экономический  институт (филиал)

ОУП ВПО «Академия  труда и социальных отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Основы социального государства»

Тема

«Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества»

 

 

 

 

Выполнил: студент заочной  формы обучения

группы МЗ-102моу

Дик Максим Владимирович

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013г.

Содержание

 

Введение _________________________________________________ 3 стр.

1. Понятие и сущность государства ___________________________ 6 стр.

2. Понятие и сущность социального государства     _____________ 10 стр.

3. Социальное государство. Возможности и механизмы его

 функционирования  _______________________________________  14 стр.

4. Функции социального государства _________________________ 30 стр.

Заключение _______________________________________________ 33 стр.

Список использованной литературы __________________________ 34 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследования и обсуждения проблем социального государства в России начались в 1993 году, в период работы Конституционного совещания. В частности, в мае 1993 года в Академии труда и социальных отношений (АТиСО) состоялся конгресс на тему «Человек. Социальная политика». В его работе приняли участие видные ученые академических институтов, вузов, специалисты, профсоюзные работники, представители органов государственной власти и управления, других структур. Был проанализирован отечественный и зарубежный опыт государственного строительства, различные модели и теории государств, в том числе такие, как теория элит, технократическая теория, теория плюралистической демократии, теория правового государства, теории конвергенции, историко-материалистическая, социального государства. Участники форума в принятых на нем рекомендациях предложили Конституционному совещанию избрать для России модель социального государства, которое призвано придать реформам социальную направленность, в наиболее полной мере обеспечивать права и жизненные интересы российских граждан с учетом их менталитета, культуры, соборности, традиций, коллективизма и предыдущего опыта социализации.

Федерация независимых  профсоюзов России на XV пленуме Совета ФНПР обсудила вопрос «О конституционной реформе в России». Пленум принял постановление, в котором подчеркнул тезис: «В интересах всех россиян должно быть закреплено федеративное устройство социального государства…». В июне 1993 года каждому участнику Конституционного совещания был направлен меморандум, подписанный 22 профобъединениями, в том числе ФНПР, Московской федерацией профсоюзов, в котором предлагалось следующее: «Государство должно быть признано не только демократическим, правовым и светским, но и социальным». Поддержанная учеными, профсоюзами, депутатами – членами Конституционного совещания формула «Россия – социальное государство» была включена в проект Конституции, а после референдума стала нормой статьи 7 Конституции Российской Федерации.

Различные проблемы формирования и развития социального государства опубликованы и обсуждаются в журналах: «Общество и экономика», «Труд и социальные отношения», «Народонаселение», «Российская Федерация сегодня», «Социология власти», «Экономист», «Человек и труд», «Управление персоналом» и др.

30 сентября 1996 года Федерация  независимых профсоюзов России и Академия труда и социальных отношений провели первую научную дискуссию в виде круглого стола «Российская Федерация – социальное государство», на котором были представлены результаты исследований ученых академических учреждений и высших учебных заведений, государственных, профсоюзных и общественных деятелей: М.В. Шмакова, Н.Н. Гриценко, С.В. Калашникова, Ю.Е. Волкова, В.А. Торлопова, К.И. Микульского, Д.Ф. Шавишвили, В.К. Левашова, А.С. Тарасенко, В.П. Колмогорова, В.Д. Роик, А.Л. Жукова, Л.С. Ржаницыной, Ф.И. Шаркова, В.Н. Бобкова, В.С. Пронина, В.Р. Пашуто. В рекомендациях ученых и специалистов было отмечено, что главной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и передового отечественного и зарубежного опыта стратегической концепции развития нашего государства как социального, которое объединяло бы все силы для достижения нового, более производительного и эффективного социально-экономического уклада. Было предложено определение социального государства, которое должно, в частности, отвечать следующим требованиям: опираться на господство права и обеспечивать прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека; создать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие. Одновременно с этим было заявлено о настоятельной необходимости перевода декларированных ст. 7 Конституции РФ положений в плоскость практических согласованных действий всех ветвей государственной власти.

17 ноября 1999 года на I Международной  научно-практической конференции (Москва – Киев – Минск) «Социальное государство в XXI веке. Взгляд молодежи» обсуждены доклады по концепции социального государства, места и роли молодежи в строительстве и функционировании социального государства.

6 апреля 2000 года на  международной научно-практической  конференции «Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграции», в которой участвовали представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Совета Федерации РФ, были обсуждены и выработаны рекомендации, направленные на усиление научной, практической и законотворческой деятельности социальных государств по осуществлению социальной политики.

Начиная с 2000 года, на ежегодных  научных конференциях юридического факультета Академии труда и социальных отношений обсуждаются проблемы формирования правовых основ социального государства. В частности, в 2001 году рассмотрены научные доклады ученых Академии: Н.Н. Гриценко, Г.А. Николаева, М.А. Митюкова, А.В. Корнева, В.С. Афанасьева, Н.Л. Гранат, Д.В. Дозорина, М.И. Кучмы, И.О. Снигиревой и других, в которых изложен мировой и отечественный опыт становления и развития социального государства и предложены конкретные рекомендации. В частности, участники научной конференции «Социальное государство: мировой опыт и реалии России» большое внимание уделили проблемам социально-экономической функции, правовым и экономическим основам социального государства.

Учитывая рекомендации первого заседания круглого стола, проходившего в 1996 году, было решено разработать Концепцию социального государства Российской Федерации. Это предложение было поддержано Премьер-министром того периода В.В. Путиным и в мае 2002 года на базе Академии труда и социальных отношений был создан Межведомственный (первоначально назывался как временный) творческий коллектив по разработке Концепции социального государства Российской Федерации.

19 ноября 2002 года в  Академии труда и социальных отношений было проведено заседание круглого стола, которое приняло Концепцию социального государства РФ, разработанную Межведомственным творческим коллективом. После этого Госсовет обратился с просьбой к творческому коллективу разработчиков Концепции подготовить предложения по ее реализации. Они были подготовлены и направлены в январе 2006 года в Госсовет и нашли отражение в целом ряде важных решений, в том числе при разработке и реализации национальных проектов по развитию здравоохранения, образования, жилищного хозяйства, агропромышленного комплекса, решения демографических проблем.

Были активизированы исследования проблем социальной политики социального государства и этому был посвящен ряд публикаций ученых. Существенным шагом вперед стал выход в свет Краткого словаря-справочника «Социальное государство», подготовленного группой ведущих ученых Академии труда и социальных отношений и других высших учебных заведений и научных центров страны.

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 годы нашли отражение ряд мер, вытекающих из Концепции социального государства РФ и предложений по ее реализации. В частности, предусмотрено включение в государственный стандарт высшего профессионального образования дисциплины «Основы социального государства».

В декабре 2008 года, в год 15-летия Конституции РФ, прошло совместное заседание Научного совета Академии труда и социальных отношений по проблемам социального государства и Межведомственного творческого коллектива по разработке Концепции социального государства Российской Федерации, обсудившие меры по участию в реализации задач, вытекающих из положения Послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию РФ о России как социальном государстве. Были выработаны предложения по реализации Концепции на последующие годы.

Из вышеизложенного  можно сделать вывод, что выбор  конституционной модели социального государства для России не был навязан извне. Это был сознательный выбор и решение самих граждан страны, опиравшихся на научные исследования и обоснования ученых и специалистов.

 

 

 

 

1. Понятие и сущность государства

 

На современном этапе  развития российского общества, когда  практически еще идет формирование многосубъектного гражданского общества, историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Древнегреческий мыслитель Платон определял государство, как общность людей достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии, как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших. Аристотель давал определение государству, как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающиеся и ни от кого другого не зависящие».

Сам термин «государство»  впервые применил Н. Макиавелли, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение.

Государство – мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны, оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т. п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

Государство – гарант уверенности граждан в обладании своей собственностью. «Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение – это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство, – часто оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации».

Государство представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя: социальное назначение государства; его организационную структуру; специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами; характер отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Государство в любой  стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того каким типом государства оно является. «Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и других общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое»

Важнейшими характеристиками государства являются государственное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества. «Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную». Таким образом, государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Одним из его типов является социальное государство.

Информация о работе Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества