Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Федерация независимых профсоюзов России на XV пленуме Совета ФНПР обсудила вопрос «О конституционной реформе в России». Пленум принял постановление, в котором подчеркнул тезис: «В интересах всех россиян должно быть закреплено федеративное устройство социального государства…». В июне 1993 года каждому участнику Конституционного совещания был направлен меморандум, подписанный 22 профобъединениями, в том числе ФНПР, Московской федерацией профсоюзов, в котором предлагалось следующее: «Государство должно быть признано не только демократическим, правовым и светским, но и социальным».

Содержание работы

Введение _________________________________________________ 3 стр.
1. Понятие и сущность государства ___________________________ 6 стр.
2. Понятие и сущность социального государства _____________ 10 стр.
3. Социальное государство. Возможности и механизмы его
функционирования _______________________________________ 14 стр.
4. Функции социального государства _________________________ 30 стр.
Заключение _______________________________________________ 33 стр.
Список использованной литературы __________________________ 34 стр.

Файлы: 1 файл

2 КонтрольнаяСоц гос-во.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Создание университетских комплексов как нового типа учебных заведений будет предусматривать интеграцию учебных заведений различных уровней образования: формирование ассоциаций и консорциумов, включающих в себя как учебные заведения, так и научно-исследовательские институты, экспериментальные и венчурные предприятия.

В рамках комплексов будут  разработаны сопряженные образовательные программы разных уровней профессионального образования. Для опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям предусматривается расширить масштабы создания федеральных и исследовательских университетов, то есть по существу научно-образовательных центров.

Эффективная модернизация образования предполагает создание федеральной и региональных систем управления качеством образования. Будет продолжена работа по обеспечению объективности итоговой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования.

Приоритетной сферой государственных интересов является создание условий для качественной реализации на основе бюджетного финансирования образовательных программ всех уровней.

Необходимо обеспечить увеличение средств федерального бюджета, направляемых на нужды образования, а также сформировать механизм многоканального финансирования образования.

Планируется осуществить  изменение структуры бюджетных  расходов на образование, в которой должны быть сформированы три крупных блока:

•обеспечение реализации образовательных программ (текущее финансирование), осуществляемое главным образом на нормативноподушевой основе (по итогам соответствующих экспериментов);

•развитие материально-технической базы образовательных учреждений и организаций, компьютеризация и информатизация образовательного процесса, приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, научной и учебной литературы, разработка современных учебных программ (бюджет инноваций). Распределение указанных средств будет осуществляться в основном на конкурсной основе при условии привлечения софинансирования со стороны бизнеса, бюджетов других уровней, внебюджетных средств;

•адресное финансирование социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу.

Особую актуальность приобретает решение проблемы расширения базы финансирования образования за счет стимулирования притока в отрасль средств из внебюджетных источников, включая средства населения, инвесторов и спонсоров.

Будет развита нормативная  база образования, предусматривающая увеличение разнообразия организационно-правовых форм государственных образовательных учреждений и организаций, увеличение их хозяйственной самостоятельности.

Предполагается приступить к введению системы адресного стипендиального обеспечения путем предоставления стипендий студентам из числа детей-сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, а также социальных стипендий для лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при сохранении и развитии системы академических стипендий, поощряющих успеваемость студентов, их участие в научной работе.

Острой остается проблема сиротства. В целях преодоления этого негативного социального явления, обустройства и облегчения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо принятие решений, направленных на стимулирование передачи указанных категорий детей на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа.

Важное значение для  совершенствования правовой базы представляет собой интегрированный закон в сфере образования и практическая его реализация, а также комплекс мер социальной поддержки педагогических работников системы образования и переход на отраслевые системы оплаты труда.

Трудовые отношения, занятость  и миграция населения Приоритетным направлением в деятельности Правительства РФ в сфере труда является создание условий для более полной продуктивной занятости, обеспечение согласованности и взаимодействия сферы образования и рынка труда, поэтапное приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Принятие Трудового  кодекса РФ и иных нормативных  правовых актов в его развитие призваны сформировать основу обеспечения гармонизации интересов работников, работодателей и государства, повышения гибкости трудовых отношений. При этом особое внимание должно быть уделено усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника.

Предстоит законодательно определить, когда льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, обеспечиваются работодателем, а когда государством или иными организациями.

Государственные меры по повышению эффективности защиты трудовых прав граждан будут осуществляться в следующих основных направлениях:

•совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав;

•введение новых законодательных норм, расширяющих возможности граждан в защите трудовых прав;

•поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан;

•информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости;

•оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав.

В среднесрочный период получит дальнейшее развитие система социального партнерства, прежде всего на уровне организации с тем, чтобы способствовать повышению роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.

Будет продолжено совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, в том числе системы представительных органов социального партнерства – объединений профсоюзов и работодателей, процедур переговорного процесса, контроля за ходом реализации договоров и соглашений между профсоюзными организациями и работодателями.

Признание позитивной, социально  значимой роли профсоюзов, защищающих трудовые права граждан, в деле формирования в России новых трудовых отношений и развития современной рыночной экономики будет подкрепляться регулярными консультациями между Правительством РФ и представителями работников и работодателей.

Адаптация трудового  законодательства к реалиям рыночной экономики позволит создать цивилизованный рынок труда, легализовать доходы по заработной плате и наладить регулирование трудовых отношений, обеспечить действенную защиту трудовых прав работников.

Особое место в области  трудовых отношений принадлежит  вопросам оплаты труда. Предстоит обеспечить функционирование механизма регулирования заработной платы, основанного на взаимодействии социальных партнеров и государства.

В реальном секторе экономики  политика оплаты труда будет реализовываться на основе формирования рыночного механизма организации оплаты труда, основанного на социальном партнерстве и включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, тарифное регулирование в организациях всех форм собственности через утверждаемые ими системы заработной платы.

Сферой прямого и непосредственного воздействия государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления остается установление и обеспечение минимальных социальных гарантий в оплате труда; регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций; районное регулирование заработной платы и налоговое регулирование оплаты труда.

В среднесрочном периоде  важнейшими задачами должны стать:

•поэтапное, в том числе и с учетом роста инфляции повышение минимального размера оплаты труда;

•формирование принципов и организационных основ системы тарифного регулирования, учитывающей различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающей правовые гарантии оплаты труда и обоснованные соотношения между ставками (окладами) профессионально-квалификационных групп работников для использования в системе социального партнерства;

•совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы на основе отраслевой системы;

•разработка и осуществление комплекса мер по восстановлению стимулирующей роли заработной платы, повышению ее удельного веса в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения;

•создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, а также погашение задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности;

•введение нового порядка установления и применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Важными вопросами государственной социальной политики будут оставаться также вопросы улучшения условий и охраны труда. Основными направлениями государственной политики на рынке труда в среднесрочной перспективе будут следующие:

•расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности, внедрение обязательных процедур оценки эффективности программ занятости;

•осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством обученных;

•изменение оснований и порядка выплаты пособий по безработице и достижение более тесной увязки выплаты пособий по безработице с результатами профилирования безработных;

•дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

•улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

•оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;

•проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентации программ трудоустройства наиболее уязвимых категорий безработных, выявляемых по результатам профилирования;

•совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности регионов в развитии социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения;

•повышение мобильности рабочей силы посредством разработки эффективной системы профессионального обучения и переобучения;

•координация профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда;

•содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования.

Социальная поддержка  населения

Целями государственной  политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:

•предоставление и смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

•повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

•расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;

Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной помощи реализуются меры, направленные на достижение следующих задач:

•обеспечение максимально  эффективной защиты социально уязвимых семей и граждан, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

•повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения возможностей негосударственных организаций;

•четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти и управления в сфере социальной поддержки населения;

•развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.

Для преодоления бедности имеются и другие меры, предусматривающие снижение ее уровня в среднесрочном периоде, предупреждение ее возрастания и распространения, в том числе с использованием различных механизмов и подходов к конкретным социально-экономическим группам населения.

В целях уточнения  методологии определения прожиточного минимума как критерия бедности в соответствии с законодательством в условиях реформирования социальной сферы будет осуществляться актуализация потребительской корзины для основных социально демографических групп населения с учетом практики экспертизы региональных потребительских корзин.

Информация о работе Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества