Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Федерация независимых профсоюзов России на XV пленуме Совета ФНПР обсудила вопрос «О конституционной реформе в России». Пленум принял постановление, в котором подчеркнул тезис: «В интересах всех россиян должно быть закреплено федеративное устройство социального государства…». В июне 1993 года каждому участнику Конституционного совещания был направлен меморандум, подписанный 22 профобъединениями, в том числе ФНПР, Московской федерацией профсоюзов, в котором предлагалось следующее: «Государство должно быть признано не только демократическим, правовым и светским, но и социальным».

Содержание работы

Введение _________________________________________________ 3 стр.
1. Понятие и сущность государства ___________________________ 6 стр.
2. Понятие и сущность социального государства _____________ 10 стр.
3. Социальное государство. Возможности и механизмы его
функционирования _______________________________________ 14 стр.
4. Функции социального государства _________________________ 30 стр.
Заключение _______________________________________________ 33 стр.
Список использованной литературы __________________________ 34 стр.

Файлы: 1 файл

2 КонтрольнаяСоц гос-во.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Обобщая, можно выделить следующие признаки государства: 1) наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) наличие монополии на принудительную власть в отношении всего населения; 3) право и возможность осуществления внутренней и внешней политики – экономической, социальной, военной – от имени всего общества внутри и вне страны; 4) суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) организация власти по определенному территориальному делению; 6) монопольное право на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др.

Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание экономических и иных условий для повышения благосостояния своих граждан, развития человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным. Под государством в более узком смысле слова обычно понимается организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Государство – универсальная общественно-политическая организация (целостность), обладающая публичной властью, специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.

В современном мире демократическое  государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

К важнейшим социальным функциям государства относятся:

1) обеспечение целостности  общества и создание основных  условий для его безопасного развития;

2) обеспечение реализации  прав и свобод человека и  гражданина;

3) создание условий  для быстрого экономического  роста;

4) обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе.

Социальный институт при таком рассмотрении определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальные отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство, как главный социальный институт общества, направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и др. сфер; на обеспечение материальной жизнедеятельности, развития социальной рыночной экономики, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы.

Кроме того, поскольку  наша страна провозглашена социальным государством, согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37, согласно которой каждый гражданин России имеет права свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры. Также закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а  также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, охрану окружающей среды – в ст. 42, на образование – в ст. 43.

Права в области культуры раскрыты в ст. 44. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Российская Федерация – светское государство. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и сущность социального государства

 

Ключевым словом в  терминах, раскрывающих составляющий компонент общественных отношений является понятие «Социальное (ая)». «Социальное» -- интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества между индивидами или группами индивидов в конкретных условиях, места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни. Она выступает также стержневым понятием в составлении терминов, раскрывающих сущность совместной деятельности людей – социальное государство, социальная политика, социальное развитие, социальные отношения, социальные связи и др. «Социальное» – исходная категория социологических наук. Она – их связующее звено. В отличие от общественного (принадлежащего ко всему обществу), «социальное» характеризуется рядом особых свойств и признаков.

Основными среди них  являются:

• осознание целеполагающей общественной деятельности каждым индивидом, социальной группой, общностью;

• формирование важнейших  социальных закономерностей, тенденций и качеств в процессе взаимодействия различных социальных структур и общностей;

• утверждение социального  статуса, господствующего в социальной иерархии различных социальных классов и слоев, организация борьбы за улучшение жизненных условий, удовлетворение интересов и потребностей;

• развитие и утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ общества (социальной справедливости);

• совершенствование  и внедрение действительных правовых демократических основ гражданского общества, воплощение в жизнь принципов свободы, равенства и братства и другие черты и особенности.

Термин «социальное.»  является основой для образования  словосочетаний (понятий) типа социальная (политика…), социальное (государство, развитие…), социальные (связи…).

Многие зарубежные и  отечественные исследователи наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонимов нередко употребляют также термины как «государство всеобщего благоденствия», «государство благосостояния». Ряд авторов социальные проблемы государства рассматривают в рамках социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства.

 В теоретическом плане концепция государства всеобщего благоденствия вбирает в себя концепцию английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Приверженцы концепции государства всеобщего благоденствия связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству отводится роль нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем установления принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния всех членов общества, перераспределения доходов, уничтожив таким образом неравенство. Государство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвердить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. При этом главным средством обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами является экономический рост.

Некоторые принципы социального  государства разрабатывались российскими политическими деятелями и учеными в конце XIX – в начале XX века. Профессор Московского университета Б.Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мнению, должна быть благотворительность, а только потом – государство. Эта схема может найти свое применение в экономически слабой России на начальном этапе становления социального государства. П.И. Новогородцев считал необходимым социальное реформирование общества осуществлять путем обеспечения каждому права на достойное человеческое существование. В 1909 году он в работе «Кризис современного правосознания» писал: «Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни, но это открывает для государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и возможным последствиям резко отличается от политической практики еще недавнего прошлого. Задача уравнения в правах, которую ставила французская революция, будучи великой по своему принципиальному значению, представляется необычайно легкой по своей простоте сравнительно с программой социальных реформ».

Социальные функции  государства по-разному определяли известные российские ученые. С.С. Алексеев, отмечал, что «государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная (но не авторитарная) корпорация, однопорядковая в данном отношении по своему статусу с соответствующими инициативно-частными организациями».

При разработке самого понятия «социальное государство», вытекающего из выбранной модели ее развития, нельзя прямо переносить ни западные, ни российские модели, разработанные для другой социально-экономической реальности. Нужно «учитывать историческую, социокультурную, геополитическую и другую специфику развития российского социального бытия...».

Сегодня различные авторы по разному  трактуют понятие «социальное государство». «Социальное государство – способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими.

Организация общественной жизни в  социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой реординацией».

«Социальное государство – это  такая форма организации общества, которая, во-первых, обеспечивает правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества, во-вторых, обеспечивает максимальное соответствие между естественным правами и обязанностями члена общества, и его материальным вознаграждением, т. е. создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат».

«Социальное государство – правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения».

«Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства – охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты».

Информация о работе Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества