Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Федерация независимых профсоюзов России на XV пленуме Совета ФНПР обсудила вопрос «О конституционной реформе в России». Пленум принял постановление, в котором подчеркнул тезис: «В интересах всех россиян должно быть закреплено федеративное устройство социального государства…». В июне 1993 года каждому участнику Конституционного совещания был направлен меморандум, подписанный 22 профобъединениями, в том числе ФНПР, Московской федерацией профсоюзов, в котором предлагалось следующее: «Государство должно быть признано не только демократическим, правовым и светским, но и социальным».

Содержание работы

Введение _________________________________________________ 3 стр.
1. Понятие и сущность государства ___________________________ 6 стр.
2. Понятие и сущность социального государства _____________ 10 стр.
3. Социальное государство. Возможности и механизмы его
функционирования _______________________________________ 14 стр.
4. Функции социального государства _________________________ 30 стр.
Заключение _______________________________________________ 33 стр.
Список использованной литературы __________________________ 34 стр.

Файлы: 1 файл

2 КонтрольнаяСоц гос-во.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности».

«По настоящему социальным, – как  предлагает статья 7. п. 1 Конституции РФ, – государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства».

«Социальное государство – понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства.

Из понятия социальное государство  непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане».

Социальное государство – это  такое государство, которое в  полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим государством. Именно такое определение дается и в Концепции социального государства РФ, разработанного при участии авторов книги данного учебника: «социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности.

Социальное государство – самостоятельный  тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь.

Социальное государство  – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда». Отсюда, не все социально ориентированные государства являются социальными – это лишь необходимое, но недостаточное условие.

Социальную ориентацию могут иметь и государства, которые  пока не в состоянии в полной мере решать современные социальные проблемы. Учитывая специфику России, ставшей на путь строительства социального государства и осуществляющую переход к нему от социалистического этапа через ранний капиталистический этап. Путь этот можно разделить на три этапа: первый – начальный, ориентировочно составляет 10-15 лет. На этом этапе создана научная концепция социального государства и с учетом ее должна быть обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества, включая систему государственных социальных стандартов и социального аудита. В этот период должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Второй этап – переходный – может занимать от 5 до10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, механизмы, методы оценки эффективности работы социальной рыночной экономики, органов власти и управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и др. После апробирования должны вноситься соответствующие коррективы во всю законодательную базу, структуры органов руководства и управления, в государственные образовательные стандарты и др. И третий этап включает период стабильного функционирования и развития социального государства – после 15-20 лет становления социального государства.

Эти прогнозы могут меняться в ту или иную сторону в зависимости от многих причин, в том числе и внутреннего или международного характера.

 

3. Социальное государство. Возможности и механизмы его функционирования

 

Социальное государство – правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественное социальное рыночное хозяйство, обеспечивающее высокий жизненный уровень, занятость населения, социальную защищенность, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения.

Общие выводы, сделанные в предыдущих главах, можно сделать следующее заключение. Основная цель социального государства – максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания. «Воплощение этой цели знаменует достижение наибольшей эффективности процесса создания жизненных благ, которая позволяет обществу получать высокий национальный доход (условие для обеспечения удовлетворения материальных потребностей) при одновременном снижении продолжительности рабочего дня и увеличении ресурса свободного времени (условие для удовлетворения духовных потребностей)». При этом социальное государство должно отвергать любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан, сообществ, государств.

Идея социального государства  с ее ориентацией на развитие человека, создания ему достойных условий жизни была положена в основу Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В ней подчеркивается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве, и каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо различия.

Декларация (ст.6) провозглашает  экономические, социальные и культурные права, включая право на социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на образование и на участие в культурной жизни и т. д.

Выбирая приоритеты при  строительстве социального государства в России у российских граждан на референдуме в декабре 1993 года другой альтернативы социальному государству не было. Строить государство, обслуживающее чисто капиталистическую экономику, регулируемую стихией рынка, и соответствующее этому социальное устройство жизни страны было невозможно по ряду причин.

Во-первых, экономической  основой социалистического государства была единая экономика, строившаяся десятки лет как единый народнохозяйственный комплекс на принципе специализации и кооперации как в масштабах бывшего Союза, так и в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Практически все предприятия были монополистами, не способными к действиям в конкурентной среде.

Во-вторых, трудовые коллективы, имеющие  многолетний опыт функционирования в условиях расширения демократических основ и развития самоуправления, не приняли бы чисто капиталистическую модель, как экономическую основу государства, «выталкивающую» общественные формы управления с предприятий, учреждений и других форм организаций.

В-третьих, в стране отсутствовали  кадры как в Германии «промышленных фюреров», способные организовать социальное рыночное хозяйство на базе капиталистического.

В то же время возврат к социалистическому  государственному устройству стал также невозможным по многим причинам.

Первое – произошла смена  форм собственности на средства производства в промышленности, строительстве, ряде отраслей транспорта, связи, агропромышленном комплексе, в сфере услуг.

Второе – был демонтирован механизм централизованного планирования и управления единым народнохозяйственным комплексом.

Третье – перестроен финансовый механизм, система ценообразования, банковская система.

Четвертое – в общественном мнении в тот период преобладали представления о негативных сторонах социалистического государства, в том числе с его дефицитами на товары народного потребления, с проводимыми незаконными репрессиями, с затратной валовой экономикой и др.

В реальной практике конституционные  принципы социального государства будут закреплены лишь при соблюдении в стране таких прав и гарантий, как:

•право человека на свободу;

•право на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы каждый гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

•гарантии в проведении государством сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально возможные инвестиции «в человека», достижение высоких жизненных стандартов большинством граждан, адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

•гарантии создания благоприятных условий для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

•права и гарантии, признающие и реализующие систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;

•гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен иметь определенную социальную нагрузку и ответственность;

•права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Таким образом, социальное государство одновременно выражает цель, присущую обществу, регламентирует методы, которые общество считает допустимыми, и создает средства для реализации цели, представленные в виде системы постоянно развивающихся производительных сил (в том числе и самого человека) и системы соответствующих им производственных отношений.

На каждом этапе своего развития социальное государство определяет приоритеты в реализации установленных принципов. Приоритеты определяются, исходя из степени остроты важнейших социально- экономических и политических проблем. Приоритеты определяются, исходя из проблемного видения самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых будет способствовать переходу общества на качественно новый уровень социально-экономического развития, опирающегося на демократические принципы и правовые нормы.

Приоритеты социального государства  на данном этапе развития нашей страны – это то, чему государство отдает преобладающее значение в развитии социально-экономических отношений. Они определяются на макроуровне (для решения сверхприоритетных проблем), мезоуровне (для решения задач в среднесрочной перспективе) и микроуровне (для решения ближайших приоритетных задач). При существующем уровне развития российского государства и государственности «сверхприоритетной проблемой социальной политики становится сегодня недопущение массовой деградации и люмпенизации населения...», современная социально-экономическая ситуация «делает не менее острой, чрезвычайной (в силу прямой увязанности с обеспечением национальной безопасности) проблему сохранения независимости страны, предотвращения превращения России в колониюили полуколонию «Большой семерки».

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определена задача преодоления послекризисного спада уровня жизни на основе соответствующего роста ВВП и эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что в первую очередь требует снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки населения, стимулирования роста оплаты труда, обеспечение эффективного уровня занятости трудоспособного населения.

Сферой государственной ответственности  должна остаться государственная социальная помощь малообеспеченным семьям, которая постепенно заменит собой действующую социально неоправданную и крайне неэффективную систему льгот и компенсаций.

На втором (переходном) этапе строительства  современного социального государства в России необходимо провести радикальную реформу трудовых отношений, направленную на рост оплаты труда, формирование равноправных экономических отношений между работодателями и наемными работниками, эффективное функционирование рынка труда. Для содействия устойчивому росту доходов необходимо создать условия для опережающего развития социальных институтов (образование, здравоохранение, культура) и развития механизмов социального партнерства. Основным механизмом решения наиболее значимых социальных проблем является последовательная реализация государством своей политики развития социальной сферы.

На современном этапе в решении  главных социальных задач российское государство установило следующие приоритеты (извлечение из программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу – даты опущены):

Приоритеты России в  реализации социальной политики и укреплении социально-экономических основ социального государства меняются в зависимости от внутренней и международной политической и социально-экономической ситуации. В условиях всеобщего обнищания масс на первый план выдвигается борьба с нищетой и бедностью, ставятся задачи создания дополнительных рабочих мест, усиливаются страховые принципы социальной защиты населения. Даже некоторое оживление экономики меняет расстановку приоритетов. При сохранении прежних ориентиров, на первый план выдвигаются инвестиции в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение.

Страны с высокоразвитой экономикой могут позволить себе ориентироваться в большей степени на самостоятельное решение большинством граждан своих социальных проблем, оказывая социальную помощь и поддержку уязвимым слоям населения. Несмотря на изменение приоритетов, подавляющее большинство компонентов этой системы остаются неизменными. И в этом смысле, отдельные составляющие приводимых ниже приоритетов Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу в различных сферах жизнедеятельности могут быть использованы в качестве критериев моделирования системы приоритетов на различных этапах развития России или ее отдельных регионов.

Информация о работе Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества