Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Федерация независимых профсоюзов России на XV пленуме Совета ФНПР обсудила вопрос «О конституционной реформе в России». Пленум принял постановление, в котором подчеркнул тезис: «В интересах всех россиян должно быть закреплено федеративное устройство социального государства…». В июне 1993 года каждому участнику Конституционного совещания был направлен меморандум, подписанный 22 профобъединениями, в том числе ФНПР, Московской федерацией профсоюзов, в котором предлагалось следующее: «Государство должно быть признано не только демократическим, правовым и светским, но и социальным».

Содержание работы

Введение _________________________________________________ 3 стр.
1. Понятие и сущность государства ___________________________ 6 стр.
2. Понятие и сущность социального государства _____________ 10 стр.
3. Социальное государство. Возможности и механизмы его
функционирования _______________________________________ 14 стр.
4. Функции социального государства _________________________ 30 стр.
Заключение _______________________________________________ 33 стр.
Список использованной литературы __________________________ 34 стр.

Файлы: 1 файл

2 КонтрольнаяСоц гос-во.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Основными приоритетами Правительства Российской Федерации на ближайшую среднесрочную перспективу являются: обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

•значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности;

•обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего медицинское, социальное обслуживание и образование;

•безусловная приоритетность инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение. В этих целях предусматривается опережающий рост ассигнований на цели социального развития по сравнению с большинством других направлений государственных расходов;

•осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;

•усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, потери работы, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

•создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

•создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов;

•осуществление мероприятий по социальному развитию села;

•улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости;

•реформирование трудового законодательства, приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Стабилизация демографической  ситуации

Целью демографической  политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В связи с этим основными задачами правительства в области демографической политики являются:

•разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации и региональных особенностей демографических процессов;

•разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей, в том числе, увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;

•улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний;

•разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;

•разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании;

•совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).

Большое значение для  получения наиболее полной и достоверной информации о населении страны, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики имеет Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий  жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:

•поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

•содействие развитию не только рыночных, но и социальных форм обеспечения доступности жилья, в сочетании наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

•учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья и т. п.).

Политика в сфере  образования

Реализация политики в сфере образования будет  строиться исходя из приоритетности развития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Процесс модернизации системы  образования будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, результатов, полученных в ходе экспериментов и реализации основных мероприятий в этой области, а также с учетом складывающихся демографических тенденций.

Определяющее значение будет иметь деятельность по обеспечению равенства доступа к качественному образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Правительство РФ будет стремиться к установлению социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять во все возрастающей степени и сумму частных интересов семей и организаций.

При этом среди основных задач, стоящих перед системой образования, остаются:

•содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;

•развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

•создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество, поддержка повсеместного использования информационных технологий, компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования;

•повышение вклада образования в модернизацию экономики, что требует:

•обновления содержания и структуры профессионального обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий;

•расширения подготовки кадров высшей квалификации.

В качестве основных путей реализации задач, стоящих перед системой образования, следует выделить следующие.

Обновление содержания образования, повышение его качества. В этих целях необходимо решить следующие задачи:

1. Устранить перегруженность  учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.

2. Пересмотреть методы  обучения, существенно расширив  долю тех из них, которые формируют навыки анализа информации, самообучения. Увеличить долю открытого образования.

3. Восстановить и укрепить  связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.

4. Повысить стандарты  и качество преподавания социальных  наук и в первую очередь экономики, права, основ политической системы, менеджмента, социологии, иностранных языков.

5. Осуществить переход на сопоставимую с мировой практикой систему статистики и показателей качества образования.

6. Расширить участие  общества в управлении образованием  путем создания:

•попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль;

•условий для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования, фондов поддержки образования (образовательных учреждений, организаций);

•системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования.

Обеспечить полную и  последовательную реализацию правового статуса учебного заведения, заложенного в Законе РФ «Об образовании». Это включает:

•договорные формы отношений с учредителем или частными заказчиками, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;

•государственное регулирование деятельности учебных заведений через механизмы аккредитации;

•формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования.

В области дошкольного  образования необходимо сформировать минимальные государственные требования к данному виду образования. Предполагается разделить собственно дошкольное образование и содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях на основе гибких программ подготовки к школе, в том числе с индивидуальным графиком их посещения (неполная неделя, неполный день и т. п.).

Стратегическая линия  развития системы общего среднего образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям в части содержания образования, организационно экономическом механизме деятельности школ, в управлении ими. В этой связи необходимыми условиями являются личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования; усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования; направленность образовательного процесса на развитие творческих способностей, мышления, выработку практических навыков и профессиональную ориентацию. Необходимо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий, русского и иностранных языков.

В области общего среднего образования будет продолжаться широкомасштабный эксперимент по обновлению его содержания на основе стандартов общего среднего образования, а также требований к уровню подготовки выпускников различных ступеней среднего образования.

Механизмы и варианты осуществления реструктуризации сельской школы должны включать: создание образовательных центров в сельской местности в различных их вариантах, развитие транспортного обслуживания сельских школ, развитие дистанционного обучения (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционного обучения. Решение о выборе варианта оптимизации сети сельских школ необходимо принимать с учетом местных условий. На современном этапе увеличивается потребность в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием для обеспечения технологической потребности и культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

В целях адаптации  к спросу на рынках труда и обеспечения вертикальной мобильности учащихся начальной и средней ступеней профессионального образования необходимо создать условия для:

•интеграции средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения;

•интеграции средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включения в состав университетских комплексов (в том числе с сохранением статуса юридического лица);

•оптимизации сети учебных заведений начального профессионального образования, апробирования и внедрения новых моделей финансирования начального профессионального образования.

Основными задачами в  области содержания начального и  среднего профессионального образования должны стать:

•актуализация содержания и повышение выпускных стандартов, их ориентация на международный уровень качества, расширение социального партнерства с работодателями, профсоюзами и службами занятости, участие работодателей, инвесторов и экспертов как в формировании стандартов, так и в создании условий для значительного повышения качества профессиональной подготовки выпускников;

•усиление профессиональной составляющей и разработка оптимальной концепции реализации среднего (полного) общего образования в учебных заведениях начального профессионального образования.

Для обновления структуры  высшего профессионального образования, его адаптации к потребностям общества и экономики предусмотрено создание механизма выявления и трансляции социального заказа на подготовку специалистов данного уровня образования, который должен представлять собой сбалансированную совокупность потребностей населения, организаций и государства. Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, в первую очередь в формировании «кадрового заказа» для развития перспективных рынков и технологий.

Информация о работе Преимущества и возможности социального государства в ускорении процессов социального развития общества