Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях научно-технической революции.

Содержание работы

Введение:
1.Миграционные процессы:
1.1.Современная миграционная ситуация в Р.Ф.
1.2. Миграционная политика зарубежных стран
1.3. интеллектуальная миграция и что ей способствует
2.миграционные процессы:
2.1. «Утечка» умов из Р.Ф.
2.2.Последствия миграции ученых кадров и пути решения этой проблемы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 83.82 Кб (Скачать файл)

Министерство  образование и наук

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего образовательного обучение

"Тюменский  Государственный Нефтегазовый университет"

Институт Менеджмента  и бизнеса

 

 

Кафедра:

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Демография

на тему: Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России

 

 

Выполнил студент  гр: ГМУб-12-2

Милютмн Иван Александрович

 

 

                                     Шифр

                                            Проверил:

 

 

Тюмень 2013 
Содержание:

Введение:

1.Миграционные процессы:

1.1.Современная миграционная ситуация в Р.Ф.

1.2. Миграционная политика зарубежных стран

1.3. интеллектуальная миграция и что ей способствует

2.миграционные процессы:

2.1. «Утечка» умов из Р.Ф.

2.2.Последствия миграции ученых кадров и пути решения этой проблемы

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Автор считает что проблема интеллектуальной миграции в Р.Ф. очень характерна, так как все ученые кадры едут работать за границу в связи с более благоприятными условиями труда высоким заработком и нужным новым оборудованием.

 

Понятия миграция и ее классификация:

Понятие миграции населения

В наиболее узком понимании миграция — это совокупность безвозвратных  межпоселенных передвижений населения, связанных с переменой места жительства, те переселение. Это процесс, меняющий «рисунок» расселения в отдельных странах, на континентах, во всем мире.

Миграция населения оказывает  большое влияние на демографическую  ситуацию как в районе выхода, так и в районе вселения. Она приводит к сдвигам в возрастной структуре населения, в уровне рождаемости и смертности. Кроме того, повышение интенсивности миграции может влиять на рождаемость в сторону ее уменьшения. Тесно взаимосвязан этот процесс и с семейно-брачными отношениями. Важно также указать, что мигранты, с одной стороны, привносят свое демографическое сознание и поведение в места вселения, а с другой — воспринимают в определенной мере демографические установки населения районов вселения. В целом же миграция является тем фактором, благодаря которому может сложиться более равноценная демографическая ситуация в различных регионах.

Война приводит к колоссальным перемещениям населения, связанным с движением  миллионов мирных жителей из районов  военных действий, реэвакуацией и  т.д. Многие из этих миграций были переменными. Миллионы людей перемещаются, структура  населения некоторых стран радикально меняется. Такая миграция — это  миграция по внеэкономическим причинам.

Экономическая миграция зависит от спроса на рабочую силу и протекает  в определенных пределах постоянно. Экономические факторы иногда усиливают  миграцию, вызванную политическими  причинами. Конечно, термин «экономическая миграция» должен быть принят как  относящийся не только к мигрирующим  работникам, но и к членам их семей.

Если в 20-30-е гг. XX в. международные  миграции носили в основном экономический  характер, то массовые перемещения  населения в 40-е гг. были связаны  с военными действиями, с изменением границ государств и различными политическими  причинами. Миграция такого типа осуществлялась в Центральной Европе, на Индостанском полуострове, на Ближнем Востоке, в  некоторых районах Восточной  Азии. Основная часть этих переселений  завершилась к 1950 г. или вскоре после  этого. Можно сказать, таким образом, что с 50-х гг. начался период, когда  в миграциях (кроме Азии и Африки) вновь стали преобладать причины экономического характера. Условно назовем его периодом современной миграции населения.

Освещение современной международной  миграции облегчается тем, что этой проблемой занялись в последние  годы в ООН, Секретариатом которой  еще ко Всемирной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974) подготовлен специальный документ — «Тенденции международной миграции в 1950-1970 годах». Имеются также и другие статистические и литературные источники, в особенности о международной миграции рабочей силы в Европе.

Статистическим бюро ООН международная  миграция понимается как «означающая  перемещение гражданского населения  из одной страны в другую с сопровождающим это перемещение изменением местожительства. Статистические данные о миграции не должны поэтому включать такие категории лиц, как туристы, путешественники, автомобилисты, пересекающие границу, и сезонные рабочие на краткосрочных работах».

Из всей первичной демографической  статистики наименее разработана именно статистика о международной миграции (с точки зрения объема, совместимости  и сравнимости). Информация здесь  и скуднее, и менее точна, чем  в отношении внутренней миграции. Методы сбора сведений значительно  различаются по странам. Данные, полученные при пограничном контроле, — наиболее применяющийся способ получения  информации. Важное значение имеют, особенно в Европе, регистры и переписи населения. Наиболее разработана система сбора данных также в Европе. Тем не менее информация об иммиграции недостаточна, а об эмиграции чрезвычайно скудна. Последнее вызвано тем, что те или иные западные государства гораздо более заинтересованы в сведениях о вновь прибывших и в контроле за их отъездом, чем в учете лиц, уезжающих из страны.

Многое зависит здесь и от того, какое направление превалирует  в политике, осуществляемой в различных  государствах в отношении эмиграции  и иммиграции. По весьма условной классификации, проведенной Секретариатом ООН, меры политики в отношении постоянной эмиграции подразделяются следующим  образом: государство «разрешает»  ее, даже «поощряет», «противодействует».

В условиях, когда социальная система  находится в неравновесном состоянии  и изменение в любом элементе системы может оказать существенное влияние на дальнейшее развитие общества, прогнозные оценки факторов социальной динамики приобретают оттенок пророчества, опираются в первую очередь на интуицию исследования.

Прогноз миграции в этом плане представляется особенно сложным. Здесь мы сталкиваемся с целым рядом трудностей. Первая — традиционная — проблема информации. Главным фактором изучения миграции, оценки перспектив и разработки соответствующей  миграционной политики является наличие  полной и достоверной информационной базы.

Статистические сведения, характеризующие  миграционное движение, неполны, поскольку  в них речь идет о зарегистрированном переселении на постоянное место  жительства. Неудивительно, что они  противоречат оценкам, полученным из других источников. Например, поданным московского  УВД, многие приезжие, покупая или  снимая жилье, надолго задерживаются  в столице и, как следствие, в  Москве в действительности не было такого миграционного оттока, о котором  сообщают статистические органы. Более  того, за последние годы в Москве наблюдается значительный миграционный приток населения. Не вызывает сомнения также неполнота оценки сельской миграции. Расходятся отечественные  данные с зарубежными источниками  в оценке величины эмиграции в  дальнее зарубежье, СНГ. Информация по России и другим союзным республикам  оценивается специалистами из Мирового банка и Организации Объединенных Наций как очень неполная и  весьма противоречивая.

Многие регионы сталкиваются с  проблемой нелегальной эмиграции, особенно если говорить об эмигрантах из Вьетнама, Китая и других развивающихся  стран. Именно с нелегальной эмиграцией связаны многие социальные проблемы, в том числе обострение криминогенной обстановки, этнических противоречий и т.п.

Трудность заключается и в состоянии  исследований в области миграции. О проблемах миграции сейчас пишут  много, но, как правило, публикации эти  невысокого качества. Общее состояние  поиска ответов на вопросы «почему?» и «каковы последствия?» — плачевно. Значительная часть усилий в настоящее время по-прежнему затрачивается на обеспечение институционального и политического контекста изучения проблем (в первую очередь это относится к проблемам беженцев, так называемой репатриации, международной миграции), на организацию сбора данных и их описание. Специальной литературы по теории факторов и последствий миграции очень мало. Поэтому отсутствуют не только концептуальные основы современной миграционной политики, но и сама такая политика.

Крайне сложная задача — прогнозирование  миграций, особенно в условиях постоянно  изменяющейся социально-экономической  ситуации. Самая непосредственная зависимость  миграции от экономических, политических, социальных факторов предполагает, что  в основу прогноза миграции следует  положить сценарий возможного развития в будущем указанных факторов. Однако сегодня не существует определенного  сценария социально-экономического развития многих стран, на основе которого можно  разрабатывать более или менее  надежные перспективные оценки миграции.

Классификация миграций базируется на пяти категориях, обусловленных временным фактором: тип, вид, форма, причина, стадия. В зависимости от характера пересекаемых границ выделяется два типа миграции: внутренняя и внешняя.

Внутренняя миграция включает перемещения в пределах одной  страны между административными  районами и населенными пунктами. Внутрипоселенческие перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) не рассматриваются как миграция населения. Подобный тип миграции может быть внутрирегиональным и межрегиональным, а также осуществляться по направлениям: город—село, село —город, город—город, село —село.

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные  границы, а ее, в свою очередь, подразделяют на две основные разновидности —  межконтинентальную и внутриконтинентальную (хотя такое разделение условно). По отношению к данной стране внешнюю  миграцию можно подразделить на эмиграцию, иммиграцию и реэмиграцию (репатриацию). Эмиграция — выезд из одной  страны в другую на постоянное место (иногда на неопределенно длительный период) проживания, как правило, с  изменением гражданства. Лицо, выезжающее из страны с целью постоянного (или  на длительный срок) проживания в другом государстве, определяется понятием эмигрант. Иммиграция — въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания (или длительного пребывания) и, как правило, получения ее гражданства. Лицо, въезжающее в другую страну на постоянное место жительство, как правило, с целью получения ее гражданства, называется иммигрантом. Реэмиграция — добровольное, самостоятельное возвращение эмигрантов на родину.

В соответствии с временным  критерием миграцию подразделяют на два вида: безвозвратную, или постоянную, и возвратную, или временную. Безвозвратные  миграции связаны с изменением места  жительства более чем на год и  зачастую со сменой гражданства. Возвратные миграции предполагают переселение  на какой-то определенный срок, что  обычно связано с учебой, временной  занятостью и т.д. По данному критерию нередко выделяют также сезонную миграцию, включающую ежегодные перемещения  людей в определенные периоды  года, и маятниковую миграцию, определяемую как регулярные передвижения населения  из одного населенного пункта в другой и обратно.

Важное значение имеет классификация миграции по причинам: экономическим, политическим, национальным, религиозным, военным, экологическим и т.д. В зависимости от того, предпринимаются перемещения людей по собственному желанию или вопреки таковому, они делятся на добровольные и вынужденные. Вынужденные перемещения — совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по не зависящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию. Вынужденное перемещение выступает во множестве различных форм: «поток беженцев», «массовый исход», поток лиц ищущих убежище, массовая высылка, этническая чистка, перемещение в результате бедствий и катастроф, перемещение как следствие развития, вынужденная, или недобровольная, миграция, перемещение внутри страны, не добровольная репатриация, насильственное возвращение и др. Субъектами вынужденного перемещения являются перемещенные лица, определяемые как лица, которые в результате действий властей были высланы из страны своего гражданства или прежнего места жительства, или были вынуждены покинуть их по религиозным, политическим и другим причинам. Термин используется также по отношению к жертвам военных действий, промышленных аварий, стихийных бедствий (голод, наводнение, землетрясение и пр.). Кроме того, к видам вынужденного перемещения в международном и российском аспектах относятся: «беженцы» и «ищущие убежище лица»; «насильственная репатриация» — активное содействие возвращению беженцев из стран их приема; «внутренне перемещенные лица» — лица или группы лиц, которые в результате вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков, систематических нарушений прав человека либо природных или вызванных деятельностью человека катастроф были вынуждены покинуть свои дома или места обычного проживания, но не пересекали международно признанную государственную границу. Но пока данное понятие не институционализировано в международном праве. В РФ понятие, наиболее близкое «перемещенным лицам», — «вынужденные переселенцы». В Законе РФ «О вынужденных переселенцах» им в отличие от перемещенных лиц обеспечиваются защита и помощь со стороны государства в компенсации потерь. При изучении миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она получила название трудовой миграции. Трудовая миграция — территориальное перемещение населения, связанное с целью трудоустройства на том или ином предприятии и получения за это соответствующего вознаграждения. Трудовая миграция может быть вызвана как стремлением изменить параметры своего собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту работы условиями: социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др. Различают внутреннюю трудовую миграцию — в пределах одного государства и международную — с пересечением государственной границы. Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации — Трудовым кодексом, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др. Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая.определяет термин «трудящийся- мигрант» как лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не являются. Общее понятие трудящегося мигранта в конвенции конкретизируется в определениях отдельных категорий мигрантов.

Информация о работе Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России