Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях научно-технической революции.

Содержание работы

Введение:
1.Миграционные процессы:
1.1.Современная миграционная ситуация в Р.Ф.
1.2. Миграционная политика зарубежных стран
1.3. интеллектуальная миграция и что ей способствует
2.миграционные процессы:
2.1. «Утечка» умов из Р.Ф.
2.2.Последствия миграции ученых кадров и пути решения этой проблемы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 83.82 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  путей сделать прибыльной «утечку  мозгов». Один из вариантов — европейские  источники финансирования научных  программ. Erasmus, Marie Curie programs, European postdoc, RTN networks — это далеко не все программы, в которых могла бы принять участие и Украина. Подобные взаимоотношения существуют в странах Восточной Европы, Турции, Китае, Сингапуре, Индии.

Второй источник финансирования — введение специальных виз, которые  позволили бы украинским ученым, работающим в Европе, платить налоги на родине. Для этого нужно заключение специального межгосударственного соглашения. К  примеру, работающие в странах ЕС американские ученые получают визу J. Такие  визы приветствуют в странах Европы, ведь их владельцы не получают прав на участие в социальных программах (то есть не могут получать пособие  по безработице и претендовать на пенсию). Кроме этого, не исключено  и непосредственное сотрудничество украинских вузов с международными технологическими компаниями. В европейских  институтах не хватает достаточно подготовленных и мотивированных студентов и  аспирантов. Эту нишу могли бы занять украинские вузы.

Образование — это очень  высококвалифицированная услуга, за ее предоставление ведут борьбу лучшие университеты мира. В Украине идея экспорта образования считается  дикой, об этом говорят, как о разграблении богатств родины. Но ведь очевидно, что  такая услуга приведет к увеличению числа людей, задействованных в  образовательной и научной сфере, и в итоге — к наращиванию  образовательного и научного потенциала Украины! Люди, которые возмущаются  нашим предложением готовить кадры  на экспорт, не предлагают никаких других механизмов повышения престижа ученых, привлечения молодых людей в  науку. Потому что этих механизмов нет.

В Украине нет организации, которая могла бы быть удобным  партнером. Такая организация должна иметь структуру, понятную тем, кто  ее финансирует, и должна постоянно  быть готова предоставлять отчет об эффективности своей деятельности. Европейцы считают деньги, и они не будут вкладывать туда, где нет контроля над использованием средств. Например, в мире принято, что научные организации проходят внешний аудит. В Украине ученые считают, что стыдно пускать когото чужого к себе в лабораторию — фактически в свой дом. Там может быть что-то не убрано, в углах лежать пыль. Бытует в Украине мнение и о том, что пригласить внешнюю проверку — значит признать, что иностранцы умнее. Но ведь это совсем не так! Просто иногда результаты деятельности со стороны видны лучше. Речь, конечно, идет о фундаментальной науке, где нет коммерческих или корпоративных секретов.

В нынешнем году Евросоюз опять-таки заинтересован в том, чтобы интегрировать  украинский научный потенциал в  свою экономическую инфраструктуру, поскольку Украина занимает свою нишу в мировой научной структуре, поставляя ученых для Европы и  США. Из-за «утечки мозгов» Украина  теряет огромные средства, ведь никто  не компенсирует затраты на обучение уехавших специалистов. Пока не изменится  структура экономики, «утечка мозгов»  будет существовать. При этом можно  продолжать финансировать образовательную и научную систем, но, существуя в тепличных условиях, оторванных от результатов, такая система будет разлагаться и вырождаться. Можно сократить систему до уровня, востребованного сегодня, однако ее восстановление потребует огромных затрат средств и времени. Дело здесь не в лабораториях и даже не в формировании научных школ, а в школьниках, у которых горят глаза. И в учителях, которые могут сформировать в детях любовь к знаниям. И есть третий путь — сделать утечку мозгов не убыточной, а прибыльной для государства. Именно этот вариант мы и предлагаем. Украина может сформировать полезную для страны диаспору за границей, получить неиссякаемый источник национальных кадров мирового уровня и при этом сделать систему образования частично самофинансируемой.

Существует несколько  путей сделать прибыльной «утечку  мозгов». Один из вариантов — европейские  источники финансирования научных  программ. Erasmus, Marie Curie programs, European postdoc, RTN networks — это далеко не все программы, в которых могла бы принять участие и Украина. Подобные взаимоотношения существуют в странах Восточной Европы, Турции, Китае, Сингапуре, Индии.

Второй источник финансирования — введение специальных виз, которые  позволили бы украинским ученым, работающим в Европе, платить налоги на родине. Для этого нужно заключение специального межгосударственного соглашения. К  примеру, работающие в странах ЕС американские ученые получают визу J. Такие  визы приветствуют в странах Европы, ведь их владельцы не получают прав на участие в социальных программах (то есть не могут получать пособие  по безработице и претендовать на пенсию). Кроме этого, не исключено  и непосредственное сотрудничество украинских вузов с международными технологическими компаниями. В европейских  институтах не хватает достаточно подготовленных и мотивированных студентов и  аспирантов. Эту нишу могли бы занять украинские вузы.

Образование — это очень  высококвалифицированная услуга, за ее предоставление ведут борьбу лучшие университеты мира. В Украине идея экспорта образования считается  дикой, об этом говорят, как о разграблении богатств родины. Но ведь очевидно, что  такая услуга приведет к увеличению числа людей, задействованных в  образовательной и научной сфере, и в итоге — к наращиванию  образовательного и научного потенциала Украины! Люди, которые возмущаются  нашим предложением готовить кадры  на экспорт, не предлагают никаких других механизмов повышения престижа ученых, привлечения молодых людей в  науку. Потому что этих механизмов нет.

В Украине нет организации, которая могла бы быть удобным  партнером. Такая организация должна иметь структуру, понятную тем, кто  ее финансирует, и должна постоянно быть готова предоставлять отчет об эффективности своей деятельности. Европейцы считают деньги, и они не будут вкладывать туда, где нет контроля над использованием средств. Например, в мире принято, что научные организации проходят внешний аудит. В Украине ученые считают, что стыдно пускать кого-то чужого к себе в лабораторию. Бытует в Украине мнение и о том, что пригласить внешнюю проверку — значит признать, что иностранцы умнее, однако иногда результаты деятельности со стороны видны лучше. Речь, конечно, идет о фундаментальной науке, где нет коммерческих или корпоративных секретов.

Проблема «Утечки мозгов»  заслуживает огромного внимания во всем мире и в нашей стране. Необходимы все новые и новые  меры по предотвращению высыхания интеллектуального  потенциала.

 


Информация о работе Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России