Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях научно-технической революции.

Содержание работы

Введение:
1.Миграционные процессы:
1.1.Современная миграционная ситуация в Р.Ф.
1.2. Миграционная политика зарубежных стран
1.3. интеллектуальная миграция и что ей способствует
2.миграционные процессы:
2.1. «Утечка» умов из Р.Ф.
2.2.Последствия миграции ученых кадров и пути решения этой проблемы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 83.82 Кб (Скачать файл)

Можно сделать вывод, что в нашей  стране не дорожат квалифицированными кадрами...

Это один из самых «больных» вопросов во всей российско-советской истории. К сожалению, наши таланты слишком  часто ценились не у нас в стране, а за границей. Слишком часто политический режим не только не поддерживал, но и сознательно истреблял интеллектуальный «цвет нации». Почему? Разгадка в  том, что бюрократической империи  в принципе не нужны гражданские  таланты. Более того – она их панически  боится. Она любит серую усредненность, единомыслие и покорность подданных. Перечитайте, например, «Горе от ума» Грибоедова – уже там об этом все сказано...

Сейчас  в нашем государстве за счет нефтедолларов  накоплен огромный золотой запас. Деньги в стране есть, и весьма немалые. Однако поскольку в стране снова  пытаются выстроить авторитарный режим, эти деньги тратятся на содержание коррумпированных чиновников, на финансирование спецслужб, на продвижение сомнительных кандидатов на выборах в соседних странах, на гонку вооружений - на что  угодно, только не на образование. Тоскующие  по всевластию чиновники понимают, что образованными и самостоятельно мыслящими людьми гораздо труднее  управлять. Поэтому такие люди им просто не нужны.

Отъезд  интеллектуальной элиты продолжается, и наша страна все больше и больше отстает от тех государств, где  не боятся свободы слова, где не боятся открытой соревновательности в политике и в бизнесе, где талантливые люди имеют все необходимые условия для самореализации. И до тех пор, пока наши граждане не поймут, что дальше так отставать нам уже нельзя, это, к сожалению, будет продолжаться. В свое время Паскаль заметил: «Достаточно будет уехать 300 интеллектуалам, и Франция превратится в страну идиотов». Вопрос: а скольким еще умам нужно уехать из России?

Закончить разговор на эту тему мне хотелось бы все-таки на оптимистической ноте. Мир стал другим, и Россия будет  меняться вместе с миром. Я уверен, что очень многие из уехавших россиян  еще захотят вернуться. Они захотят  вернуться для того, чтобы сделать  жизнь в России лучше. Потому что  тем, кто родился в нашей стране, ее не сможет заменить никакая другая страна в мире. Россия – страна талантливых  людей, и она явно достойна лучшего.

2.2. Последствия миграции ученых кадров и пути решения этой проблемы:

При эмиграции квалифицированных  рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор  оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые  «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой  служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях научно-технической  революции.

Из-за постоянного притока  высококвалифицированных кадров в  страны с развитой экономикой положительно сказывается на безопасности принимающих  стран. Поэтому в данных странах  были приняты специальные законы и другие нормативные акты, стимулирующие  приток интеллектуальных мигрантов  из-за рубежа. В то же время страны-доноры многое теряют: тормозится развитие науки, военной промышленности, снижается  уровень безопасности и экономические  показатели. Таким образом, страна-донор  ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. Уменьшение потерь от оттока интеллектуальных мигрантов в странах-донорах возможно лишь частично при реализации специального комплекса мероприятий миграционной политики.

Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем  реальные потребности. Тем самым  создается конкуренция не только между местными и вновь прибывшими работниками, но и среди самих  иммигрантов. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению  интенсивности труда иностранных  специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованной часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие мигранты — артисты, врачи, ученые — не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников тем не менее не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию, в частности из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Как ни прискорбно это констатировать, но даже неквалифицированная работа не по специальности в чужой стране часто оплачивается выше, чем труд физика-ядерщика, врача, инженера, профессора у себя на родине. Поэтому поток квалифицированных работников из бывшего Советского Союза не сокращается, а напротив, имеет тенденцию увеличиваться в связи со снятием ограничений на выезд и по мере обострения социально-экономических противоречий внутри страны.

В настоящее время молодежь почти не ставит перед собой цель уехать за границу, молодежь предпочитает работать в своей стране, вопрос лишь в востребованности ее знаний и адекватной оценке исследовательского труда, в возможности решения жилищной проблемы, в возможности работать на новейшем оборудовании.

 

Несмотря на то, что последствия  вымывания из страны специалистов не всегда плохи, многие государства мира пытаются противостоять этому процессу или управлять им. Хоть международное  сообщество, в лице ООН и МАГАТЭ инициировали создание специального международного режима, в рамках которого были созданы  механизмы по борьбе с нарушениями  прав интеллектуальной собственности, в тоже время Западу просто удобнее  эксплуатировать ученых, не тратясь  на их вывоз. Для Украины тоже, поскольку остаются возможности обойти правила передачи интеллектуальной собственности и даже завладеть (под видом списания, как правило) сверхдорогими приборами.

Странам СНГ, чтобы удержать своих учёных, необходимо идти на бюджетные  жертвы, финансируя научные проекты, даже убыточные. В последние годы у нас научным работникам стали  уделять больше внимания. За последние  годы в несколько раз повышена зарплата (сейчас это 200-300 долл в Украине), сохранены мягкие условия работы (без пропускной системы), повышены квоты на прием аспирантов. Кроме того, в Украине Национальная Академия Наук последние годы получала приличные по нашим меркам суммы для приборного пререоборудования: в 2008 г выделено 0,5 млн долл, что позволит купить 1-2 современных прибора. Директора украинских академических институтов достигли договоренности о создании единого приборного парка, что позволит каждому ученому использовать приборы всей Академии. Еще один выход – закупка подержанных приборов на Западе. Любой институт сейчас сотрудничает с зарубежными лабораториями, и на уровне руководства лабораторий удается договориться о перекупке списываемого оборудования (а на Западе оно списывается раз в 5 лет). Постепенно наши институты пополняются «Спекордами», «Николеттами», «Перкин-Элмерами» и «Брукэрами» 80-90-х гг, имеющими низшую производительность, но вполне сравнимое качество. Характерно и возрождение некоторых отечественных приборных производств – например, сумского «Сэлми». выпускающего масс-спектрметры и хроматографы. Их цена высока, но ниже западных аналогов.

Дальнейшее улучшение  ситуации связано с адаптацией отечественного законодательства к нормам защиты интеллектуального  потенциала нашей Родины. В этом случае мы не сдадим те позиции, которые  все еще занимаем. Выходом может  стать или существенное, - на порядок  и более, увеличение финансирования государством (в последние годы есть небольшие позитивные сдвиги) или  же организация совместных проектов с западными центрами. Государство  должно первым позаботиться об их воплощении – новейшие технологии информационно-электронных  афер ставят под удар не только отечественные  разработки, но и экономическую безопасность и национальное производство страны. Пока мы чаще идем по второму пути, зачастую теряя право на интеллектуальную собственность. Но так не будет продолжаться вечно: приток молодежи и усиление национального капитала объективно создает базу для возрождения независимых от западных грантов центров исследования

Другими способами избегания  миграции молодых специалистов может  стать разработка устойчивой системы  сохранения, подготовки и сопровождения  кадров. Необходимо сохранить или  увеличить долю ресурсов на поддержку  научной среды, требуемой для  генерации знаний. Причем, наряду с  приоритетной поддержкой фундаментальных  исследований должно быть широкое поле для инновационной деятельности, участия бизнеса, различных предприятий. Создавать и поддерживать эту  систему наряду с Центром должны и регионы.

В настоящее время средний  возраст исследователей составляет 49 лет, в том числе кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год. Между  тем, выдающиеся открытия совершаются, чаще всего, в возрасте 25 - 40 лет. Возникла реальная опасность утраты преемственности  поколений. В этой ситуации особое значение приобретает разработка комплекса  мер по расширенному воспроизводству, сопровождению и поддержке кадров научно-технологического комплекса, поднятию престижа профессии ученого. Эти  меры должны быть адресованы всем возрастным категориям исследователей, включая  их достойное пенсионное обеспечение. Но острие внимания, конечно же, должно быть нацелено на молодых. Очень хорошо, что в стране в последние годы складывается система, стимулирующая  приток молодежи в науку. Однако назрела  необходимость объединить усилия чтобы изменить ситуацию с кадровым обеспечением украинской науки. Немалая роль должна быть отведена и координации усилий всех регионов страны.

Система образования - вот  та область, где начинается воспроизводство  научного потенциала. В стране есть хороший опыт организации всей цепочки: школа, вуз, производство, опыт отбора в вуз талантливой молодежи, создания школ-интернатов для одаренных старшеклассников. Эту работу надо расширять, тем более  что увеличивающееся социальное расслоение украинского общества существенно  сужает стартовые возможности молодежи, особенно из сельской местности, маленьких городов. Возникает проблема доступности качественного образования для талантливой молодежи. Обеспечение доступности образования носит комплексный характер.

Кроме того, необходимо ввести программу регулирования «интеллектуальной  миграции». Основные мероприятия программы  можно было бы реализовать в 3 этапа: на первом этапе в качестве центральных выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.). Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты Украины, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров.

На данном этапе большое  значение имеет совершенствование  законодательства. Создание нормативно-законодательной  базы, регулирующей процессы внешней  трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде украинских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории Украины, о социальной защите мигрирующих граждан. Следует  ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы— на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Украины, был разработан типовой трудовой контакт между украинской и иностранной сторонами.

Второй этап осуществления  государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить  существенная перестройка структуры  научных исследований при изменении  источников их финансирования. Заказчиками  разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные  фонды. Трансформация науки в  этом направлении создает благоприятные  условия для взаимовыгодного  сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать  научные разработки и затем обеспечит  их рост.

Третий этап - перспективный  этап регулирования «интеллектуальной  миграции» начнется тогда, когда  Украина, преодолев трудности переходного  общества, сформирует эффективно функционирующее  гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий  спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности  для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а так же для привлечения  иностранных ученых для работы в  украинских научных центрах. Предложенный организационно-экономический механизм позволит эффективно управлять процессом «утечки умов» на всех уровнях и в национальных интересах Украины.

Евросоюз заинтересован  в том, чтобы интегрировать украинский научный потенциал в свою экономическую  инфраструктуру, поскольку Украина  занимает свою нишу в мировой научной  структуре, поставляя ученых для  Европы и США. Из-за «утечки мозгов» страна теряет огромные средства, ведь никто не компенсирует затраты на обучение уехавших специалистов. Пока не изменится структура экономики, «утечка мозгов» будет существовать. Вопрос в том, как дожить до этого момента. Можно продолжать финансировать образовательную и научную систему. Но, существуя в тепличных условиях, оторванных от результатов, такая система будет разлагаться и вырождаться. Можно сократить систему до уровня, востребованного сегодня, однако ее восстановление потребует огромных затрат средств и времени. Дело здесь не в лабораториях и даже не в формировании научных школ, а в школьниках, у которых горят глаза. И в учителях, которые могут сформировать в детях любовь к знаниям. И есть третий путь — сделать утечку мозгов не убыточной, а прибыльной для государства. Именно этот вариант мы и предлагаем. Украина может сформировать полезную для страны диаспору за границей, получить неиссякаемый источник национальных кадров мирового уровня и при этом сделать систему образования частично самофинансируемой.

Информация о работе Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России