Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:30, курсовая работа
При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях научно-технической революции.
Введение:
1.Миграционные процессы:
1.1.Современная миграционная ситуация в Р.Ф.
1.2. Миграционная политика зарубежных стран
1.3. интеллектуальная миграция и что ей способствует
2.миграционные процессы:
2.1. «Утечка» умов из Р.Ф.
2.2.Последствия миграции ученых кадров и пути решения этой проблемы
Заключение
Список используемой литературы
Можно сделать вывод, что в нашей стране не дорожат квалифицированными кадрами...
Это
один из самых «больных» вопросов
во всей российско-советской истории.
К сожалению, наши таланты слишком
часто ценились не у нас в стране,
а за границей. Слишком часто политический
режим не только не поддерживал, но
и сознательно истреблял
Сейчас
в нашем государстве за счет нефтедолларов
накоплен огромный золотой запас. Деньги
в стране есть, и весьма немалые.
Однако поскольку в стране снова
пытаются выстроить авторитарный режим,
эти деньги тратятся на содержание
коррумпированных чиновников, на финансирование
спецслужб, на продвижение сомнительных
кандидатов на выборах в соседних
странах, на гонку вооружений - на что
угодно, только не на образование. Тоскующие
по всевластию чиновники понимают,
что образованными и
Отъезд интеллектуальной элиты продолжается, и наша страна все больше и больше отстает от тех государств, где не боятся свободы слова, где не боятся открытой соревновательности в политике и в бизнесе, где талантливые люди имеют все необходимые условия для самореализации. И до тех пор, пока наши граждане не поймут, что дальше так отставать нам уже нельзя, это, к сожалению, будет продолжаться. В свое время Паскаль заметил: «Достаточно будет уехать 300 интеллектуалам, и Франция превратится в страну идиотов». Вопрос: а скольким еще умам нужно уехать из России?
Закончить разговор на эту тему мне хотелось бы все-таки на оптимистической ноте. Мир стал другим, и Россия будет меняться вместе с миром. Я уверен, что очень многие из уехавших россиян еще захотят вернуться. Они захотят вернуться для того, чтобы сделать жизнь в России лучше. Потому что тем, кто родился в нашей стране, ее не сможет заменить никакая другая страна в мире. Россия – страна талантливых людей, и она явно достойна лучшего.
2.2. Последствия миграции ученых кадров и пути решения этой проблемы:
При эмиграции квалифицированных
рабочих и инженерно-
Из-за постоянного притока высококвалифицированных кадров в страны с развитой экономикой положительно сказывается на безопасности принимающих стран. Поэтому в данных странах были приняты специальные законы и другие нормативные акты, стимулирующие приток интеллектуальных мигрантов из-за рубежа. В то же время страны-доноры многое теряют: тормозится развитие науки, военной промышленности, снижается уровень безопасности и экономические показатели. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. Уменьшение потерь от оттока интеллектуальных мигрантов в странах-донорах возможно лишь частично при реализации специального комплекса мероприятий миграционной политики.
Развитые индустриальные
страны привлекают иностранных специалистов
в количестве, намного превышающем
реальные потребности. Тем самым
создается конкуренция не только
между местными и вновь прибывшими
работниками, но и среди самих
иммигрантов. Все это способствует
снижению оплаты труда и повышению
интенсивности труда
В настоящее время молодежь почти не ставит перед собой цель уехать за границу, молодежь предпочитает работать в своей стране, вопрос лишь в востребованности ее знаний и адекватной оценке исследовательского труда, в возможности решения жилищной проблемы, в возможности работать на новейшем оборудовании.
Несмотря на то, что последствия вымывания из страны специалистов не всегда плохи, многие государства мира пытаются противостоять этому процессу или управлять им. Хоть международное сообщество, в лице ООН и МАГАТЭ инициировали создание специального международного режима, в рамках которого были созданы механизмы по борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности, в тоже время Западу просто удобнее эксплуатировать ученых, не тратясь на их вывоз. Для Украины тоже, поскольку остаются возможности обойти правила передачи интеллектуальной собственности и даже завладеть (под видом списания, как правило) сверхдорогими приборами.
Странам СНГ, чтобы удержать своих учёных, необходимо идти на бюджетные жертвы, финансируя научные проекты, даже убыточные. В последние годы у нас научным работникам стали уделять больше внимания. За последние годы в несколько раз повышена зарплата (сейчас это 200-300 долл в Украине), сохранены мягкие условия работы (без пропускной системы), повышены квоты на прием аспирантов. Кроме того, в Украине Национальная Академия Наук последние годы получала приличные по нашим меркам суммы для приборного пререоборудования: в 2008 г выделено 0,5 млн долл, что позволит купить 1-2 современных прибора. Директора украинских академических институтов достигли договоренности о создании единого приборного парка, что позволит каждому ученому использовать приборы всей Академии. Еще один выход – закупка подержанных приборов на Западе. Любой институт сейчас сотрудничает с зарубежными лабораториями, и на уровне руководства лабораторий удается договориться о перекупке списываемого оборудования (а на Западе оно списывается раз в 5 лет). Постепенно наши институты пополняются «Спекордами», «Николеттами», «Перкин-Элмерами» и «Брукэрами» 80-90-х гг, имеющими низшую производительность, но вполне сравнимое качество. Характерно и возрождение некоторых отечественных приборных производств – например, сумского «Сэлми». выпускающего масс-спектрметры и хроматографы. Их цена высока, но ниже западных аналогов.
Дальнейшее улучшение ситуации связано с адаптацией отечественного законодательства к нормам защиты интеллектуального потенциала нашей Родины. В этом случае мы не сдадим те позиции, которые все еще занимаем. Выходом может стать или существенное, - на порядок и более, увеличение финансирования государством (в последние годы есть небольшие позитивные сдвиги) или же организация совместных проектов с западными центрами. Государство должно первым позаботиться об их воплощении – новейшие технологии информационно-электронных афер ставят под удар не только отечественные разработки, но и экономическую безопасность и национальное производство страны. Пока мы чаще идем по второму пути, зачастую теряя право на интеллектуальную собственность. Но так не будет продолжаться вечно: приток молодежи и усиление национального капитала объективно создает базу для возрождения независимых от западных грантов центров исследования
Другими способами избегания
миграции молодых специалистов может
стать разработка устойчивой системы
сохранения, подготовки и сопровождения
кадров. Необходимо сохранить или
увеличить долю ресурсов на поддержку
научной среды, требуемой для
генерации знаний. Причем, наряду с
приоритетной поддержкой фундаментальных
исследований должно быть широкое поле
для инновационной
В настоящее время средний
возраст исследователей составляет
49 лет, в том числе кандидатов
наук - 53 года, докторов наук - 61 год. Между
тем, выдающиеся открытия совершаются,
чаще всего, в возрасте 25 - 40 лет. Возникла
реальная опасность утраты преемственности
поколений. В этой ситуации особое значение
приобретает разработка комплекса
мер по расширенному воспроизводству,
сопровождению и поддержке
Система образования - вот
та область, где начинается воспроизводство
научного потенциала. В стране есть
хороший опыт организации всей цепочки:
школа, вуз, производство, опыт отбора
в вуз талантливой молодежи, создания
школ-интернатов для одаренных
Кроме того, необходимо ввести
программу регулирования «
На данном этапе большое
значение имеет совершенствование
законодательства. Создание нормативно-законодательной
базы, регулирующей процессы внешней
трудовой миграции, предполагает разработку
законопроектов о въезде и выезде
украинских граждан в трудовых целях,
о правовом положении иностранцев,
в том числе научных кадров,
на территории Украины, о социальной
защите мигрирующих граждан. Следует
ввести положение, регулирующее деятельность
государственных органов, коммерческих
и предпринимательских
Второй этап осуществления
государственной программы
Третий этап - перспективный
этап регулирования «
Евросоюз заинтересован в том, чтобы интегрировать украинский научный потенциал в свою экономическую инфраструктуру, поскольку Украина занимает свою нишу в мировой научной структуре, поставляя ученых для Европы и США. Из-за «утечки мозгов» страна теряет огромные средства, ведь никто не компенсирует затраты на обучение уехавших специалистов. Пока не изменится структура экономики, «утечка мозгов» будет существовать. Вопрос в том, как дожить до этого момента. Можно продолжать финансировать образовательную и научную систему. Но, существуя в тепличных условиях, оторванных от результатов, такая система будет разлагаться и вырождаться. Можно сократить систему до уровня, востребованного сегодня, однако ее восстановление потребует огромных затрат средств и времени. Дело здесь не в лабораториях и даже не в формировании научных школ, а в школьниках, у которых горят глаза. И в учителях, которые могут сформировать в детях любовь к знаниям. И есть третий путь — сделать утечку мозгов не убыточной, а прибыльной для государства. Именно этот вариант мы и предлагаем. Украина может сформировать полезную для страны диаспору за границей, получить неиссякаемый источник национальных кадров мирового уровня и при этом сделать систему образования частично самофинансируемой.
Информация о работе Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России