Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях научно-технической революции.

Содержание работы

Введение:
1.Миграционные процессы:
1.1.Современная миграционная ситуация в Р.Ф.
1.2. Миграционная политика зарубежных стран
1.3. интеллектуальная миграция и что ей способствует
2.миграционные процессы:
2.1. «Утечка» умов из Р.Ф.
2.2.Последствия миграции ученых кадров и пути решения этой проблемы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 83.82 Кб (Скачать файл)

не существует. В зависимости  от изучаемого признака, выделяют внешние,

внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические,

добровольные, принудительные, общественно-организованные и неорганизованные

миграции. Современная миграционная ситуация в России является

непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа  социально-

экономического и политического  развития страны.

 

1.2 Миграционная политика зарубежных стран:

 

На разных исторических этапах в миграционной политике зарубежных государств преобладала та или другая ее составляющая, которая и определяла в целом ее сущность в анализируемый период. В современных условиях такой составляющей становится иммиграционная политика, которая характерна для большинства развитых стран, которые проявляют большой интерес тому, что из себя представляют, въезжающие к ним мигранты: каковы их национальность, профессия, квалификация, возраст, семейное положение и т.п. На последние характеристики обращается особое внимание как с учетом ситуации на рынке труда, так и исходя из демографических соображений, что особенно характерно для таких стран как Австралия, Канада, Аргентина, Германия и др.

Наибольшие изменения, которые произошли в миграционной политике с конца 50-х годов, связаны  именно с иммиграционной политикой. Для государств, традиционно проводящих иммиграционную политику, суть изменений  состоит в том, что принятые в  них законы были направлены, во-первых, на поощрение иммиграции высококвалифицированных специалистов, во-вторых, против нелегальных иммигрантов.

Более зримо эта  двойственность проявляется в противоречиях  экономического, демографического и  геополитического характера. Так, развитие экономики, как правило, требует  либерализации миграционной политики, в то время как политические или  национальные интересы нередко настаивают на ее ужесточении, что особенно наглядно проявилось после событий 11 сентября 2001 г. в США.12

В современной миграционной политике, определяющей является ее иммиграционная составляющая. Именно страны ярко выраженной иммиграции определяют современную  миграционную ситуацию в мире. Это, прежде всего США, Канада, Австралия, страны Западной и Северной Европы, аравийские монархии на Ближнем Востоке, Венесуэла, Аргентина, в Южной Америке, ЮАР, Заир и Кот - д’Ивуар в Африке, Сингапур, Япония, Гонконг в Азии, Россия на геопространстве бывшего СССР.

Говорить об иммиграции в Россию из стран ближнего зарубежья  строго с научной точки зрения можно лишь после 1992 г., с момента  образования отдельных самостоятельных  государств на территории бывшего СССР и превращения межреспубликанских границ в межгосударственные. Вместе с тем, сам процесс возвращения русского населения из этих республик стал заметным уже со второй половины 1960-х гг. Речь шла о мигрантах, выехавших в республики СССР из России в 1950-е - 1960-е гг. в добровольно-принудительном порядке: по «партийным призывам», как молодые специалисты по распределению, для строительства крупных проектов общесоюзного масштаба и т.п. Примерно с конца 1960-х гг. начинают формироваться миграционные потоки русского населения из Грузии, Азербайджана, а следом за ними и других республик, носящие чисто этнический характер. Это было связано с постепенным вытеснением русских из сфер управления, услуг, науки и т.д. кадрами коренных национальностей, подготовленных к тому времени как в самих республиках, так и в университетах России. К концу 1970-х гг. центростремительные миграционные потоки в Россию становятся определяющими. Практически со всеми союзными республиками, куда прежде мигрировал основной поток переселенцев из России, сальдо миграции стало положительным. Так, за 1979–1988гг. только из Казахстана в Россию переехало около 700 тыс. чел, из республик Средней Азии - около 800 тыс. чел. При этом нельзя не отметить, что помимо оттока русского населения во многих республиках в 1980-х гг. начался отток и титульных, коренных национальностей. Главными регионами эмиграции коренных жителей стали Закавказье, Средняя Азия, Молдавия. Эти миграционные потоки направлялись в основном в Россию, а также в Украину и Прибалтику. Таким образом, Россия, в течение более трех столетий «отдававшая» своих граждан, стала их «собирателем».

Ситуация коренным образом изменилась после 1992 г., когда  между возникшими самостоятельными государствами на территории бывшего  СССР была возведена государственная  граница, а в самих этих государствах, за исключением России, стала проводиться  политика по выталкиванию населения  некоренной национальности. Использование  местными правящими элитами этнического  фактора для собственного самоутверждения  вылилось в резкое обострение этнической нетерпимости, поощряемой на государственном  уровне, возникновение открытых конфликтов на националистической основе, вытеснение некоренного населения с рынка  труда и как результат - в массовые потоки вынужденных мигрантов туда, где, казалось, по крайней мере, этническая безопасность будет гарантирована.

Это, в свою очередь, способствовало распространению одного из заблуждений о том, что международная  миграции в России в 1990-е годы в  определяющей мере имела в основном вынужденный характер. Справедливее было бы утверждать, что вопросы вынужденной миграции в России в 1990-е годы стоял очень остро.

Регистрация вынужденных  мигрантов началась в России с  июля 1992г. Их зарегистрированное число  достигло максимума в начале 1998г., составив 1191,9 тысяч. Самый быстрый рост количества вынужденных мигрантов наблюдался в 1993-1995гг., когда их число увеличивалось на 255-288 тыс. человек в год. По мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия в зонах конфликтов количество вновь зарегистрированных вынужденных мигрантов сокращалось и в 2000г. составило 59196 человек, а в 2001 г. - 41958 человек. Часть вынужденных мигрантов была снята с учета, поэтому их общее накопленное число к 2003г. уменьшилось до 643,5 тыс. человек или почти вдвое по сравнению с максимальной их численностью на начало 1998 г. Подавляющее большинство зарегистрированных вынужденных мигрантов имеют статус «вынужденного переселенца». На него в России могут претендовать лица, вынужденно оставившие места своего жительства в странах СНГ и Балтии, в том случае, если они приняли российское гражданство. Соискателями этого статуса могут быть также внутренние перемещенные лица. Всего в России на начало 2003г. насчитывалось 625,6 тыс. вынужденных переселенцев, из них 112,4 тыс. - внутренние перемещенные лица. Статус беженца имели 17,9 тыс. мигрантов, из них почти все из СНГ и Балтии и только 505 человек из других стран. В последние годы статус вынужденного переселенца и беженца получает подавляющее большинство соискателей - 81,1% от числа обратившихся в 1998 гг., 92,2% в 1999, 88,1% в 2000 гг., 89,1% в 2001. Однако это не относится к соискателям не из стран СНГ, которым получить статус беженца в России крайне трудно. В 2000г. это смогли сделать 160 человек, в 2001 - 125. В то же время, например, в конце 2000г. на учете в УВКБ ООН состояло 9000 лиц, ищущих убежища в России, 90% из которых - афганцы, проживающие в нашей стране в течение нескольких лет.13

 

1.3. Интеллектуальная миграция и что ей способствует:

 

 

 

По оценкам, к началу третьего тысячелетия в мире насчитывалось  около 168 млн. иммигрантов, из которых  не менее половины были нелегалами1. По данным МОТ, в конце 90-х годов общее число трудовых мигрантов распределялось следующим образом: в Европе проживало 30 млн. работников-мигрантов, в Африке - 20 млн., в Северной Америке - 17 млн., в Центральной и Южной Америке - 12 млн., на Ближнем Востоке - 9 млн., в Азии - 7 млн.

В некоторых странах иммигранты составляют существенную часть населения. Так, в США их доля достигает 20%, в  Швейцарии - 15%, в ФРГ и Австрии - по 9%, во Франции - 7,5%. При этом многие государства остро нуждаются  в притоке работников из-за рубежа. Так, только для поддержания численности  трудоспособного населения по крайней  мере на постоянном уровне странам  ЕС ежегодно требуются не менее 1,6 млн. иммигрантов2.

Основной мотив международной  миграции кадров - трудоустройство  на более выгодных, чем в стране происхождения, условиях. Помимо экономических  мотивов, миграция обусловливается  также соображениями политического, этнического, культурного, семейного  характера и др.

К началу ХХI в. главными центрами миграционных потоков были США и Западная Европа. В 90-е годы в Соединенные Штаты въехало более 9 млн. легальных и около 2 млн. (по оценкам) нелегальных иммигрантов. В страны ЕС ежегодно въезжает более 1,3 млн. человек; лидерство по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Более локальным региональным центром притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы и Россия стала иммиграционно привлекательной.

Если в 60-х годах основными "донорами" США были Канада и  Западная Европа (79% приехавших), то в 70-90-х  годах доминировали Латинская Америка  и Азия (из этих регионов в США  въехало 85% всех иммигрантов).

Все возрастающее значение в общемировых миграционных потоках  приобретает интеллектуальная миграция. Хотя точная статистика о ее размерах отсутствует, по оценкам, число иммигрировавших в развитые страны ученых и специалистов с высшим образованием в 90-е годы постоянно увеличивалось. Речь идет об иммиграционных потоках главным образом из стран Азии в США, Канаду, Австралию и Великобританию.

Спрос на высококвалифицированные  кадры в развитых странах определяется потребностями их экономик, бурным развитием информационных технологий. Только за 90-е годы в Соединенные  Штаты иммигрировало около 900 тыс. специалистов высшей квалификации, прежде всего, в области информатики: основными  странами-донорами выступили Индия, Китай, Россия, Канада, Великобритания, Германия.

На долю США приходится также 32% всех иностранных студентов, обучающихся в странах-членах ОЭСР. Американская система высшего образования  является, помимо всего, и важным каналом  рекрутирования высококвалифицированных мигрантов: в 1999 г. примерно 25% получателей виз (Н1В) были специалистами высшей квалификации, окончившими университеты этой страны.

США, несомненно, являются главным  центром притяжения зарубежных ученых и высококлассных специалистов. Об этом говорит хотя бы тот факт, что 40% американского населения, родившегося  за рубежом, имеют степень магистра или доктора наук. Конгресс США  только на 2002 г. увеличил въездную квоту  по визе Н1В (для профессионалов высшей квалификации) со 115 тыс. до 195 тыс. человек.

Активные попытки привлечь к себе иностранных специалистов предпринимают и другие развитые страны. Безусловным нетто-импортером таких специалистов является Канада. ФРГ инициировала программу по привлечению  иностранных студентов, ученых и  специалистов по информационным технологиям. В частности, в 2000 г. объявлено о  выделении 20 тыс. "грин-карт" для рекрутирования из-за рубежа специалистов по информатике - при этом уже в конце 2001 г. 10 тыс. специалистов этого профиля въехало в ФРГ. В странах ЕС дефицит в специалистах по информационным технологиям оценивается цифрой в 1,7 млн. человек. Однако не следует забывать, что сами европейские страны (хотя и в меньшей степени, чем прежде) продолжают оставаться источником научных кадров для США. Так, за период после Второй мировой войны из Европы в США переехало более 100 тыс. ученых.

Усилия по привлечению  иностранных ученых и специалистов предпринимают также динамично  развивающиеся Сингапур, Малайзия и  Китай. В 2001 г. Япония разрешила въезд в страну 222 тыс. иностранных специалистов.

В соревновании за привлечение  ученых и студентов США пока, безусловно, выигрывают у Европы. В Соединенных  Штатах лучшие условия труда, блестяще оснащенные лаборатории, выше уровень  зарплаты. Несмотря на существенно более высокую по сравнению с Европой стоимость обучения и на то, что многие европейские вузы предоставляют бесплатное образование, в том числе и иностранцам, США для студентов также весьма притягательны: помимо прекрасно оборудованных студенческих городков (кампусов), молодых людей привлекает возможность выучить английский язык, более тесная связь университетских программ с производством, активное вовлечение студентов в НИОКР. И самое главное, - наиболее успешные студенты имеют шанс получить разрешение на работу в Соединенных Штатах. Так, в соответствии с законодательством от 2000 г. в случае готовности предпринимателя заплатить налог примерно в 1 тыс. долл., он получает право принять иностранного выпускника на работу в свою фирму. Только в 90-е годы для иностранных студентов было создано около 100 тыс. рабочих мест. По данным американской статистики, около 50% всех европейцев, защитивших докторские диссертации в США, остаются там работать, причем многие - навсегда.

"Утечка мозгов" в  Европу носит скорее внутрирегиональный характер. Так, на начало 90-х годов (1992-1994 гг.) около 82 тыс. ученых (из общего числа в 764 тыс. иммигрантов) в Германию прибыло из Европы, причем 46% - из республик бывшего СССР, прежде всего России3.

Масштабы и  черты 
интеллектуальной эмиграции из России

По официальным российским данным, потоки так называемой четвертой  волны эмиграции, начало которой  относят к 1987 г., распределялись в  основном между Германией (более 50% уехавших), Израилем (более 25%) и США (более 10%). Примерно по 3% эмигрантов приходилось  на Грецию, Канаду и Финляндию, 3% - на другие страны. При этом постепенно меняется этнический характер эмиграции: если в 1993-1995 гг. более половины эмиграционного потока составляли немцы, 13-15% - евреи, то к концу десятилетия доля немцев уменьшилась до 23%, несколько снизилась  и доля евреев. Уже к 1998 г. на первое место в эмиграции среди этнических групп вышли русские (29,3%). В 2000 г. соотношение этнических групп среди  эмигрантов из России было следующим: русские (25,8%), немцы (22,6%), евреи (4,5%), прочие (9,4%). В данную статистику вошли только лица, получившие разрешение на выезд  и снявшиеся с учета по месту  постоянного жительства в России.

Информация о масштабах  реальной "утечки умов" из России достаточно отрывочная и не точная. Оценки порой разнятся в разы. Это  связано и с тем, что многие российские ученые формально не эмигрируют за рубеж, а уезжают на работу по контракту, хотя временный статус такой  работы порой перерастает в постоянный. В. Калинушкин, председатель Профсоюза научных работников России, к примеру, полагает, что за последние десять лет работу за рубежом нашли от 500 тыс. до 800 тыс. ученых. Западные оценки скромнее - максимальная цифра составляет 200 тыс.; по мнению же аналитиков Гарвардского университета, за период после 1991 г. лишь от 10 тыс. до 30 тыс. наших ученых покинули страну.

Различия в цифрах обусловлены  методами подсчета и отсутствием  систематической статистики. Одни исследователи  включают в интеллектуальную эмиграцию  только ученых, другие - ученых и инженеров, третьи добавляют к ним программистов, четвертые - всех лиц, имеющих высшее образование. Нередко к этой категории мигрантов относят студентов и стажеров.

В целом же эмиграция из России имеет явные признаки "утечки умов". Каждый пятый эмигрант в 90-е годы имел высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40%, в Канаду - 60%. И это при том, что доля лиц с высшим образованием в населении России едва превышает 13%. В общем количестве выехавших в Германию и Израиль около 80% составляли лица, занятые в науке и образовании. У 40,5% иммигрантов, прибывших в Израиль из бывшего Советского Союза, общий срок обучения составляет 13 лет и более (аналогичный уровень образования имеют лишь 24,2% израильтян)4.

По оценке российского  специалиста по "утечке умов" И. Ушкалова, на 1 января 1996 г. только в Израиль из России и других республик бывшего Советского Союза эмигрировали 110 тыс. ученых, не считая инженеров. Трудности достоверной оценки интеллектуальной эмиграции исследователь связывает, в том числе, и с неполнотой данных УВИР МВД о выезжающих "на постоянное местожительство". Обследование 16 НИИ РАН, проведенное в середине 90-х годов, выявило, что куда более распространенным является выезд ученых по временным контрактам: например, из Института химической физики им. Н.Н. Семенова за два года по таким контрактам уехали 172 научных работника, на постоянное место жительства - ни одного, из Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе - соответственно 83 и 15 человек. По свидетельству, профессора одного из московских технических вузов, который одновременно является научным сотрудником Института общей физики РАН, около 90% его бывших коллег по лаборатории лазерных исследований ныне работают за рубежом.

Информация о работе Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России