Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:30, курсовая работа
При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях научно-технической революции.
Введение:
1.Миграционные процессы:
1.1.Современная миграционная ситуация в Р.Ф.
1.2. Миграционная политика зарубежных стран
1.3. интеллектуальная миграция и что ей способствует
2.миграционные процессы:
2.1. «Утечка» умов из Р.Ф.
2.2.Последствия миграции ученых кадров и пути решения этой проблемы
Заключение
Список используемой литературы
Часто классификационные подходы основаны на практической необходимости решения конкретных задач анализа. Так, эксперты ООН для анализа международных миграционных движений выделяют пять категорий мигрантов: а) иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения; б) мигранты, въезжающие на работу; в) мигранты, въезжающие по линии объединения семей и создания новых семей; г) мигранты, въезжающие на постоянное поселение; д) иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманных соображений (беженцы, лица, ищущие убежище, и др.), а с позиций Европейского союза эксперты предлагают классификацию категорий с точки зрения гражданского статуса, выделяя: а) подданных данной страны; б) поданных Европейского союза; в) иностранцев. Особо выделяется вид незаконной (нелегальной) миграции — въезд, пребывание и/или осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением установленного порядка, т.е. без оформления или с ненадлежащим оформлением соответствующих документов и разрешений, определенных законодательством, а также с использованием недействительных, поддельных, фиктивных (чужих) или утративших юридическую силу в связи с истечением сроков их действия документов. Субъектами незаконной иммиграции выступают лица, которые находятся в неопределенном положении и которые не отвечают требованиям в отношении въезда, пребывания или осуществления экономической деятельности, устанавливаемой государством, в котором они находятся. Незаконный (нелегальный) въезд есть проникновение на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего порядка, определяемого соответствующими законами. Незаконное (нелегальное) пребывание — не оформленное в соответствии с действующим порядком пребывание на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от того, легально или нелегально они въехали в страну. Незаконная (нелегальная) занятость иностранных граждан может рассматриваться как их трудовая деятельность, юридически не оформленная в соответствии с действующими правилами использования труда иностранных работников. К незаконным иммигрантам как субъектам незаконной миграции относятся: иностранные граждане, попадающие на территорию России нелегально, минуя паспортный и иммиграционный контроль; иностранцы, прибывающие в Россию легально по действительным туристическим документам, частным приглашениям, гостевым и служебным визам, но с иной целью (чаще всего с целью занятия челночным или иным мелким бизнесом, либо незаконной экономической деятельностью, включая криминальную); иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища и не получившие статус беженца; транзитные мигранты с просроченными визами, въехавшими в Россию легально с конкретной целью проследовать в другие страны; иностранные граждане, обучавшиеся ранее в учебных заведениях России и после завершения учебы не пожелавшие вернуться в силу различных обстоятельств; иностранные граждане, не прошедшие на российской территории в установленные законодательством сроки регистрации по месту жительства или пребывания; иностранцы, работающие с нарушением установленных российским законодательством правил занятости, в том числе работающие по межгосударственным соглашениям и контрактам, срок действия которых уже истек, но не имеющие возможности или не желающие выехать из страны. Причины нелегальной миграции: экономические (стремление найти за границей работу, более высокие заработки, нелегальные иммигранты как более дешевая и бесправная рабочая сила для предпринимателей принимающих стран); политические (предоставление политического убежища); географические и др.
Виды миграции:
Миграция населения в
широком смысле охватывает четыре вида
перемещений:
безвозвратные, маятниковые, эпизодические,
сезонные. Перечисленные виды
специфичны по характеру, а участвующее
в них население преследует самые
разные цели.
Безвозвратный вид (или переселение) может
быть назван миграцией населения в строгом
значении слова, т.е. перемещение населения,
которое ведёт к его территориальному
перераспределению. Безвозвратная миграция
одновременно отвечает двум условиям:
Во-первых, население перемещается из
одних населённых пунктов в другие и, во-вторых,
перемещения сопровождаются сменой постоянного
места жительства.
Сезонные миграции населения - это перемещения
главным образом трудоспособного населения
к местам временной работы и жительства,
обычно на срок в несколько месяцев, с
сохранением возможности возвращения
в место постоянного жительства. Они в
большинстве своём имеют целью удовлетворить
потребности в рабочей силе отраслей с
сезонным характером производства.
Маятниковые миграции представляют ежедневные
или еженедельные поездки населения от
мест жительства до мест работы (и обратно),
расположенных в разных населённых пунктах,
и их нельзя рассматривать как миграции
населения в чистом виде. Статистика ООН
признаёт мигрантами лиц, проживающих
на новом месте более 6 мес. Иногда к миграциям
населения относят туризм, курортные поездки,
паломничество и др., что, однако, неправильно,
ибо здесь нет смены места жительства.
Миграция населения увеличивает качественно
и количественно трудовые ресурсы тех
поселений, где число рабочих мест превышает
собственные ресурсы труда или не соответствует
профессионально-
Маятниковая миграция населения создаёт
условия для удовлетворения
разнообразных потребностей в труде жителей,
как правило, небольших поселений, в которых
качественно, а иногда и количественно
ограничен выбор рабочих мест.
Эпизодические миграции населения представляют
собой деловые, рекреационные и иные поездки,
совершающиеся не только не регулярно
по времени, но и не обязательно по одним
и тем же направлениям. Если в деловых
поездках участвует трудоспособный контингент,
то в рекреационных и остальная часть
населения.
Состав участников эпизодических миграций
населения весьма разнообразен. По своим
масштабам этот вид миграций превосходит
все остальные. От сезонных миграций эпизодические
не отличаются ни своей продолжительностью,
ни целями: они могут быть не только рекреационными,
но и трудовыми.
Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны.
Для населения, участвующего в перемещениях,
один вид миграции населения может превращаться
в другой или выступать его исходным пунктом.
В частности, эпизодическая, маятниковая
и сезонная миграция населения порой бывают
предшественниками безвозвратной миграции
населения, так как они создают условия
(в первую очередь - информационные) для
выбора постоянного места жительства.
Каждый из названных видов миграции населения
может рассматриваться двояко: как межтерриториальное
и межпоселенное перемещение.
В межтерриториальных миграциях населения
обычно различают потоки: внутри- и межобластные,
внутри- и межреспубликанские, внутри-
и межрайонные. В межпоселенных миграционных
потоках могут быть выделены четыре направления:
внутри городской местности, т.е. между
городами и посёлками городского типа;
внутри сельской местности, т.е. между
сельскими поселениями, а также между
сельскими и городскими поселениями, причём
в одном случае это сельско-
городское миграционное движение, а в другом
- городско-сельское. Два
последних направления обычно называют
сельско-городской миграцией.
1. Миграционный процесс:
1.1. Современная миграционная ситуация в РФ:
Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием
отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят
распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность
отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей
и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные
конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация
общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа
свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный
рынок труда.
Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно – политической,
экономической и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный
характер. За прошедшие 10 лет в Россию
из стран СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев.
Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает
количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно
формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный
контроль над миграционными процессами.
Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и
лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х годов,
постепенно снижается.
Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые
решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными
проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению
задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания
им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни,
обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы
социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных
переселенцев или беженцев.
Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое
убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на
территорию России террористических организаций.
Только 1 миллион 600 тысяч мигрантов из стран СНГ и Балтии получили
статус беженца или вынужденного переселенца.
Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в
последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по
отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное
или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств
прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное
внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия.
Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики
социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано
несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и
ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в
муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой
производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых
ресурсов. Все это создает
трудности для обеспечения
возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.
Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и
использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда
российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди
иностранных работников, используемых в России, и российских граждан,
работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую
деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В
России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует
развитию теневой экономики.
Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической
обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы
вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных
усилий государства по решению их проблем.
Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше
восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской
Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне
значительного сокращения численности населения в результате роста смертности
и снижения рождаемости.
По прогнозу, начиная с 2014 года, ожидаются значительные изменения в
структуре населения, будет
сокращаться численность
возраста – основного источника формирования трудовых ресурсов.
Потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет
необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из
государств – участников
Содружества Независимых
актуальной проблемой для российского общества является формирование установок
толерантного сознания.
В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение
населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и
предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при
этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного
перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что
вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции
граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно
способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению
трудовой деятельности.
Рыночный механизм предопределяет
необходимость осуществления
управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на
свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.
Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные
процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию
российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов
национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения
при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.
Таким образом, единого
подхода к формулировке
Информация о работе Проблема интеллектуальной миграции и «утечка умов» из России