Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования – выявление проблем, возникающих в процессе реабилитации детей с отклонениями в поведении.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать определение отклоняющегося поведения;
- проанализировать различные формы проявления отклонения от социальных норм;
- изучить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества;
- рассмотреть применяемые меры профилактики и их результативность.
Введение……………………………………………………..………………………...3
I. Содержание понятия «девиантное поведение»………………………...…………..5
1. Что такое трудный ребенок……………………………………………….…….5
2. Почему появляются дети с девиантным поведением………………………….7
3. Норма и патология……………………………………………………………..14
4. Девиантное поведение и личность……………………………………………26
II. Содержание работы с трудными детьми…………………………………...…….30
1. Типичные трудности детей и подростков с отклонениями в
поведении……………………………………………………… …………...…...30
2. Процесс реабилитации детей с девиантным поведением…………………....33
3. Воспитательная работа с трудными девушками……………………………...35
4. Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»…………………….…………………..40
Заключение…………………………………………………………………………..42
Литература…………………………………………………………………………...43
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и / или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
Важнейший фактор такого развития — девиантные сверстники (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К- Бэйли, 1987). Наличие девиантной группы: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т. д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.
Раздел II. Содержание работы с трудными детьми.
1. Типичные трудности детей и подростков с отклонениями в поведении
Проведенные исследования позволяют говорить, что к наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:
• взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
• взаимоотношения
с друзьями, одноклассниками,
другими
сверстниками;
• самоотношение, самопонимание;
• отсутствие
адекватных средств и способов поведения
в трудных
ситуациях;
• чувство
вины, «стыда» за неблагополучных
родителей (низкий
материальный достаток, безработица
и т. д.), отсутствие
уважения к
родителям.
Исследования, проведенные рядом ученых, а также наблюдения, сделанные в ходе оказания социально-психологической помощи трудным детям, подросткам с девиантным поведением, показывают, что причинами правонарушений в ряде случаев являются психологические трудности, обусловленные чаще всего неправильным воспитанием ребенка. С одной стороны, это может быть чрезмерная любовь к ребенку, допускающая вседозволенность, с другой - равнодушное, безразличное, жестокое отношение к ребенку.
Большинство постоянных несовершеннолетних правонарушителей составляют мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Обычно родители этих детей имели такую судьбу. В подростковом и юношеском возрасте они мало, что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.
Сравнительный анализ характера подростковой и юношеской делинквентности в семьях разного культурного уровня, проведенный А. Маслоу и Р. Диастуэро, позволил выдвинуть ряд интересных постулатов:
• так
называемая детская
преступность, прямое
следствие
самостоятельного построения подростками
своей, делинквентной системы
ценностей;
• делинквентная
система ценностей отличается от других
подростковых
ценностных систем ярко выраженной
враждебностью и презрением
по
отношению к взрослым, бросившим их на
произвол судьбы.
Ребенок начинает испытывать все более острое чувство незащищенности и тревоги, которое позже перерастает в «глубинно оправданную» враждебность, в презрение по отношению к своим родителям за то, что они бросили его, взвалив на его плечи непосильную для него задачу, не дали ему ответов, оставили неудовлетворенной его глубинную потребность в ценностной системе, в мировоззрении, в подчинении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обратится за помощью не к родителям, а к другим детям, и особенно к тем, кто старше его.
Именно
в силу высокой зависимости
• сочетание
работы с ребенком
одновременно с изучением
его
социального окружения и проведением
социально-психологической работы с
ключевыми фигурами из значимого
ближайшего окружения (если
это
возможно): родителями и другими членами
семьи, педагогами, друзьями и т.д.);
• выявление
и коррекция, прежде всего тех ценностей,
поведения, черт
характера, эмоций и т. д.,
которые нарушают адекватную
социальную
самореализацию подростка;
• уменьшение
времени, посвящаемого
интерпретации
интрапсихологических механизмов, и ус
иление моделирования отношений и
способов поведения как
наиболее важного средства
психологической
помощи.
Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении направлена прежде всего на восстановление их нормального психолого-социального статуса, повышение адекватной самореализации за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
Психологическая поддержка детям и подросткам может быть оказана не только профессиональными психологами, но и педагогами, родителями, социальными работниками.
2. Процесс реабилитации детей с девиантным поведением.
Термин «реабилитация» используется отечественными педагогами применительно лишь к профилактической деятельности. Чаще и больше других его использует медицина, вкладывая свое содержание. В результате заболевания, травмы или врожденного расстройства функций организма человек утрачивает возможность реализовать свои потребности привычным способом. Это вызывает психический дискомфорт, ощущение утраты, недовольство своим состоянием, озабоченность и тревогу. Нужно известное время, чтобы человек, во-первых, мобилизовал ресурсы личности и организма для наиболее эффективного использования оставшихся возможностей, а во-вторых, привык к реальному положению вещей и смирился с ним.
Цель реабилитации предупредить развитие предотвратимой инвалидности в период лечения заболеваний и помочь инвалидам в достижении максимальной физической, психической и экономической полноценности, на которую они годны в рамках существующего заболевния или телесного недуга.
Задачей психологической реабилитации является создание равновесия в психике и поведении ребенка. Конечная цель психологической реабилитации - включение и интегрирование поведения индивида в соответствии с требованиями нормальной жизни. Условия современной психологической реабилитации направлены на создание системы методов и средств восстановления, которые доступны для применения в обычных условиях со стороны педагогов-психологов, если необходимо, и врачей.
Педагогическая реабилитация есть действенная система мер, направленных на достижение цели - устранение проблем на пути социализации личности и ее идентификаций как социального существа. Она является одним из аспектов воспитательной деятельности, включающей в себя специфические установки, методические принципы и практические примеры, цель которых состоит в восстановлении нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения.
По мнению Р.В. Овчаровой реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленная на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих.
Реабилитация несовершеннолетнего невозможна без определения той формы депривации, жестокого обращения, социального насилия, от которой он пострадал, и последующего восстановления нарушенного социально-правового, психологического статуса ребенка, пострадавшего от различных депривационных отношений или насилия.
Педагогическая
реабилитация связана не только с преодолением
семейных репрессий, школьных «нажимов»,
случаев насилия в среде сверстников,
социальной дискриминации несовершеннолетних,
но и с изменением представлений ребенка
о самом себе - его Я-концепции. Педагогическая
реабилитация ребенка осуществляется
на личностном уровне с учетом его индивидуально-психологических
свойств. Таким образом, педагогическая
реабилитация предусматривает систему
социальных, медицинских, психологических
и педагогических усилий, направленных
на создание единого гуманистически ориентированного
реабилитационно-
изменение
условий среды, в которой у
ребенка появились
«расшатывание равновесия» с неблагоприятной для него средой;
подбор индивидуально приемлемой среды воспитания и адаптирование ее применительно природе ребенка;
создание «поля возможностей» личности, индивидуального и социального пространства, помогающего развить скрытые возможности ребенка и др.;
восстановление общности интересов и потребности ребенка с первичным коллективом, семьей и средой неформального общения, преодоление и компенсация культурных ограничений в поведении ребенка;
создание с учетом возрастной специфики и индивидуальных отличий ребенка таких условий, которые бы обеспечивали наилучшие формы прохождения жизни индивида, его природной активности и др.
Педагогический смысл реабилитации - управление естественным развитием познавательных, физических, эмоциональных, когнитивных, духовных и нравственных сил ребенка. Дети обеспечиваются всеобщим воспитанием в контексте взаимодействия с окружающим миром, с использованием факторов развития личности на основе принципа уважения к ребенку как существу, способному к самообразованию и саморазвитию.
Информация о работе Проблема реабилитации детей с девиантным поведением