Проблема реабилитации детей с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление проблем, возникающих в процессе реабилитации детей с отклонениями в поведении.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать определение отклоняющегося поведения;
- проанализировать различные формы проявления отклонения от социальных норм;
- изучить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества;
- рассмотреть применяемые меры профилактики и их результативность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..………………………...3
I. Содержание понятия «девиантное поведение»………………………...…………..5
1. Что такое трудный ребенок……………………………………………….…….5
2. Почему появляются дети с девиантным поведением………………………….7
3. Норма и патология……………………………………………………………..14
4. Девиантное поведение и личность……………………………………………26
II. Содержание работы с трудными детьми…………………………………...…….30
1. Типичные трудности детей и подростков с отклонениями в
поведении……………………………………………………… …………...…...30
2. Процесс реабилитации детей с девиантным поведением…………………....33
3. Воспитательная работа с трудными девушками……………………………...35
4. Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»…………………….…………………..40
Заключение…………………………………………………………………………..42
Литература…………………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая 2008.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

    Девиантное  поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и / или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

    Важнейший фактор такого развития — девиантные сверстники (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К- Бэйли, 1987). Наличие девиантной группы: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

    При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т. д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

 

     Раздел  II. Содержание работы с трудными детьми.

     1. Типичные трудности детей и подростков с отклонениями в поведении

     Проведенные исследования позволяют говорить, что  к наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

    • взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

     • взаимоотношения     с    друзьями,     одноклассниками,     другими 
сверстниками;

    • самоотношение, самопонимание;

  • формирование    жизненных    ориентиров,    идеалов,     «кумиров», 
    ценностей;
  • внутреннее    («психологическое»)    одиночество,    невыраженность, 
    непонятость другими;
  • поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, 
    испытание себя и других, поиск границ возможного;
  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
  • обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
  • переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие 
    волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
  • неорганизованность;
  • зависимость от других, низкая сила своего «Я»;
  • трудности в обучении;

     • отсутствие адекватных средств  и способов поведения  в трудных 
ситуациях;

  • трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, 
    агрессивность, расторможенность и т. д.;
  • отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

     • чувство   вины,   «стыда»   за  неблагополучных   родителей   (низкий 
материальный   достаток,   безработица   и   т.   д.),   отсутствие   уважения   к 
родителям.

    Исследования, проведенные рядом ученых, а также  наблюдения, сделанные в ходе оказания социально-психологической помощи трудным детям, подросткам с девиантным поведением, показывают, что причинами правонарушений в ряде случаев являются психологические трудности, обусловленные чаще всего неправильным воспитанием ребенка. С одной стороны, это может быть чрезмерная любовь к ребенку, допускающая вседозволенность, с другой - равнодушное, безразличное, жестокое отношение к ребенку.

    Большинство    постоянных    несовершеннолетних    правонарушителей составляют    мальчики    и    девочки,    которых    недостаточно    любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Обычно родители этих детей имели такую судьбу. В подростковом и юношеском возрасте они мало, что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.

     Сравнительный анализ характера подростковой и  юношеской делинквентности в семьях разного культурного уровня, проведенный А. Маслоу и Р. Диастуэро, позволил выдвинуть ряд интересных постулатов:

  • все люди, в том числе и дети, испытывают потребность в ценностной 
    системе,  в  системе  взаимопонимания,  в  объяснении  способов  познания 
    вселенной и определении своего места в ней;
  • неудовлетворение этих потребностей, отсутствие системы вынуждает 
    к построению своей, отличной от общепринятой, системы ценностей;
  • если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена 
    ребенку, он создает свою, детскую или подростковую, систему ценностей;

     • так     называемая     детская     преступность,     прямое     следствие 
самостоятельного построения подростками своей, делинквентной системы 
ценностей;

     • делинквентная система ценностей отличается от других подростковых 
ценностных  систем  ярко  выраженной  враждебностью  и  презрением  по 
отношению к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

    Ребенок начинает испытывать все более острое чувство незащищенности и тревоги, которое позже перерастает в «глубинно оправданную» враждебность, в презрение по отношению к своим родителям за то, что они бросили его, взвалив на его плечи непосильную для него задачу, не дали ему ответов, оставили неудовлетворенной его глубинную потребность в ценностной системе, в мировоззрении, в подчинении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обратится за помощью не к родителям, а к другим детям, и особенно к тем, кто старше его.

     Именно  в силу высокой зависимости психологических  трудностей девиантных детей от их социального окружения и особенно семьи оказание профессиональной психологической  помощи таким детям приобретает  ряд характерных черт:

     • сочетание   работы   с   ребенком   одновременно   с   изучением   его 
социального окружения и проведением социально-психологической работы с 
ключевыми  фигурами  из  значимого   ближайшего  окружения  (если  это 
возможно): родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями и т.д.);

     • выявление и коррекция, прежде всего тех ценностей, поведения, черт 
характера,  эмоций  и  т.  д.,  которые  нарушают  адекватную  социальную 
самореализацию подростка;

     • уменьшение         времени,         посвящаемого         интерпретации 
интрапсихологических механизмов, и ус иление моделирования отношений и 
способов   поведения   как   наиболее   важного   средства   психологической 
помощи.

     Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении направлена прежде всего на восстановление их нормального психолого-социального статуса, повышение адекватной самореализации за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.

     Психологическая поддержка детям и подросткам может быть оказана не только профессиональными психологами, но и педагогами, родителями, социальными работниками.

 

     

   2. Процесс реабилитации детей с девиантным поведением.

   Термин  «реабилитация» используется отечественными педагогами применительно лишь к профилактической деятельности. Чаще и больше других его использует медицина, вкладывая свое содержание. В результате заболевания, травмы или врожденного расстройства функций организма человек утрачивает возможность реализовать свои потребности привычным способом. Это вызывает психический дискомфорт, ощущение утраты, недовольство своим состоянием, озабоченность и тревогу. Нужно известное время, чтобы человек, во-первых, мобилизовал ресурсы личности и организма для наиболее эффективного использования оставшихся возможностей, а во-вторых, привык к реальному положению вещей и смирился с ним.

   Цель  реабилитации предупредить развитие предотвратимой инвалидности в период лечения заболеваний  и помочь инвалидам в достижении максимальной физической, психической и экономической полноценности, на которую они годны в рамках существующего заболевния или телесного недуга.

    Задачей психологической реабилитации является создание равновесия в психике и  поведении ребенка. Конечная цель психологической реабилитации - включение и интегрирование поведения индивида в соответствии с требованиями нормальной жизни. Условия современной психологической реабилитации направлены на создание системы методов и средств восстановления, которые доступны для применения в обычных условиях со стороны педагогов-психологов, если необходимо, и врачей.

    Педагогическая  реабилитация есть действенная система  мер, направленных на достижение цели - устранение проблем на пути социализации личности и ее идентификаций как социального существа. Она является одним из аспектов воспитательной деятельности, включающей в себя специфические установки, методические принципы и практические примеры, цель которых состоит в восстановлении нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения.

    По  мнению Р.В. Овчаровой реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленная на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих.

    Реабилитация  несовершеннолетнего невозможна без  определения той формы депривации, жестокого обращения, социального насилия, от которой он пострадал, и последующего восстановления нарушенного социально-правового, психологического статуса ребенка, пострадавшего от различных депривационных отношений или насилия.

    Педагогическая реабилитация связана не только с преодолением семейных репрессий, школьных «нажимов», случаев насилия в среде сверстников, социальной дискриминации несовершеннолетних, но и с изменением представлений ребенка о самом себе - его Я-концепции. Педагогическая реабилитация ребенка осуществляется на личностном уровне с учетом его индивидуально-психологических свойств. Таким образом, педагогическая реабилитация предусматривает систему социальных, медицинских, психологических и педагогических усилий, направленных на создание единого гуманистически ориентированного реабилитационно-воспитательного пространства,-важнейшими задачами которого являются:

    изменение условий среды, в которой у  ребенка появились нежелательные формы поведения или реагирования;

    «расшатывание равновесия» с неблагоприятной  для него средой;

    подбор  индивидуально приемлемой среды  воспитания и адаптирование ее применительно природе ребенка;

    создание  «поля возможностей» личности, индивидуального  и социального пространства, помогающего развить скрытые возможности ребенка и др.;

    восстановление  общности интересов и потребности  ребенка с первичным коллективом, семьей и средой неформального общения, преодоление и компенсация культурных ограничений в поведении ребенка;

    создание  с учетом возрастной специфики и  индивидуальных отличий ребенка таких условий, которые бы обеспечивали наилучшие формы прохождения жизни индивида, его природной активности и др.

    Педагогический  смысл реабилитации - управление естественным развитием познавательных, физических, эмоциональных, когнитивных, духовных и нравственных сил ребенка. Дети обеспечиваются всеобщим воспитанием в контексте взаимодействия с окружающим миром, с использованием факторов развития личности на основе принципа уважения к ребенку как существу, способному к самообразованию и саморазвитию.

Информация о работе Проблема реабилитации детей с девиантным поведением