Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования – выявление проблем, возникающих в процессе реабилитации детей с отклонениями в поведении.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать определение отклоняющегося поведения;
- проанализировать различные формы проявления отклонения от социальных норм;
- изучить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества;
- рассмотреть применяемые меры профилактики и их результативность.
Введение……………………………………………………..………………………...3
I. Содержание понятия «девиантное поведение»………………………...…………..5
1. Что такое трудный ребенок……………………………………………….…….5
2. Почему появляются дети с девиантным поведением………………………….7
3. Норма и патология……………………………………………………………..14
4. Девиантное поведение и личность……………………………………………26
II. Содержание работы с трудными детьми…………………………………...…….30
1. Типичные трудности детей и подростков с отклонениями в
поведении……………………………………………………… …………...…...30
2. Процесс реабилитации детей с девиантным поведением…………………....33
3. Воспитательная работа с трудными девушками……………………………...35
4. Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»…………………….…………………..40
Заключение…………………………………………………………………………..42
Литература…………………………………………………………………………...43
Согласно исследования и выявленной от сущности предмета исследования педагогической реабилитации определены критерии и эмпирические показатели, которые, дают полное представление о степени эффективности процесса педагогической реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением.
Выявленные критерии и импирические показатели в своей совокупности достаточно полно отражают объективность и продуктивность успешного функционирования педагогической реабилитации. Вместе с тем нельзя сказать что все критерии и показатели проявляются равномерно. Диалектика критериев эффективности исследуемого процесса во многом зависит от характера развертывания этого процесса, научно-обоснованной методики проектирования модели реабилитационно - воспитательной системы, адекватного выбора системообразующей деятельности и основных направлений ее реализации.
3. Воспитательная работа с трудными девушками
На фоне больших успехов в воспитании человека все нетерпимее становятся отклонения от норм социалистического общежития. Эти отклонения тем более не совместимы с понятием «девушка», «женщина», «мать». Вот почему в последнее время с большой тревогой в прессе и по Центральному телевидению пишут и говорят о девичьей жестокости, об имеющихся фактах безобразного поведения девушек, не вяжущихся с женственностью, нежностью, материнством. Даже незначительное отклонение, имеющие место пробелы в воспитании девушек не могут оставаться вне поля зрения педагогов и общественности. Учитывая это, крайне важно, чтобы учитель мог не только распознать эти отклонения, правильно диагностировать, но главным образом предотвращать их, владеть методикой перевоспитания «трудных» детей. Именно он должен вовремя заметить, если у школьника появились те или иные отклонения, увидеть их истоки и принять меры к их устранению.
В школе, в сравнении с юношами, таких девушек сравнительно немного, но они крайне сложны и требуют исключительно тонкого, квалифицированного подхода. А. С. Макаренко предупреждал, что в деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, «побывавших в руках». Как бы долго ни болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против педагогического вмешательства, но, если у него есть пусть самый небольшой интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка рано, почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала и физически и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную. Со всех сторон на нее направлены «понимающие» глаза, то трусливо похабные, то нахальные, то сочувствующие, то слезливые. Всем этим взглядам одна цена, всем одно название: преступление. Они не позволяют девочке забыть о своем горе, она поддерживает вечное самовнушение в собственной неполноценности, и в одно время с ущербностью личности у этих девочек уживается примитивная глупая гордость.
Другие девушки — зелень против нее, «девочки», в то время когда она уже женщина, уже испытавшая то, что для других тайна, уже имевшая над мужчиной особую власть, знакомую ей и доступную. В этих сложнейших переплетах боли и чванства, бедности и богатства, ночных слез и дневных заигрываний нужен дьявольский характер, чтобы наметить линию и идти по ней, создать новый опыт, новые привычки, новые формы осторожности и такта.
Часто
отождествляют понятие «
Взрослые иногда довольствуются тем, что девушка не дерется, не курит, как мальчик. Но если девушка надломлена морально, развращена, она более трудна в перевоспитании, чем мальчик. У девочек трудности в направлении развития характера, интересов, склонностей, которые происходят вне школы, касаются их личной жизни, здоровья и нравственности. Учителя же, как правило, наиболее полную характеристику дают старшеклассницам по их отношению к школьной учебе и общественной работе. Лишь немногие педагоги могут охарактеризовать внешкольную жизнь старшеклассниц.
По мнению Э. Г. Костяшкина, возникает сложная педагогическая задача — умение тактично направлять общение девочек, особенно из VII—VIII классов, когда между ними и юношами природа протягивает незримую естественную связь, которая легко может наполниться самым дурным содержанием, особенно если у девушек недостает забот и серьезных увлечений.
У трудных старшеклассниц появляется особо выраженный интерес к общению, не связанный с учебой и школьной общественной деятельностью. Если к этому прибавить, что в школе и дома девушку ругают за недочеты в учебе, иногда к тому же дома держат в «ежовых рукавицах», то, чтобы реализовать свое «я», как женской повзрослевшей личности, девушка идет туда, где ее принимают такой, какая она уже действительно есть. Более того, у некоторых таких учениц появляется чувство «превосходства» и над одноклассницами-зубрилками и тем более над «маменькиными сынками». Девушки активными внешкольными связями компенсируют свои неудачи в учебе, тайно или явно гордясь своими успехами у юношей.
Сложность для учителя в том и состоит, что трудные девочки порой ничем не выделяются на общем фоне учащихся. Этим они часто отличаются от трудных мальчиков, шумных, непокорных, дерзких, нарушения кот орых обнаруживаются сразу же по мере их совершения.
Главная причина появления «трудных» — чаще всего результат просчетов, пробелов школьно-семейного воспитания. И в первую очередь семейного. Для девочек гораздо большую роль играет семья. Вот почему распад семьи, семейные неурядицы, пренебрежительное, грубое отношение отца к матери, пьянство и т. д. девочка воспринимает очень болезненно, иногда с трагическим исходом.
Когда же в семье неустроенный, хаотический быт, когда матери не до дочери, когда нет тепла домашнего очага, появляется чувство одиночества, незащищенности, ожидание и страстное желание, чтобы кто-то пожалел...
Отсутствие внимания, ласки, обстановка безрадостного детства, а иногда и, наоборот, излишняя заласканность, избалованность, слепая родительская любовь, вседозволенность толкают девочку в компанию сомнительных дружков и подруг — куда угодно, лишь бы подальше от собственного дома, от школы, где иногда тоже не до нее, где с ней устали нянчиться, где она тоже «лишний» человек.
Учителю в школе иногда трудно выделить девочек со слабо выраженными нервно-психическими расстройствами. А такие девочки поддерживают широкие контакты с психически здоровыми школьницами и, таким образом, могут оказывать влияние на их половое поведение.
Общей причиной ранней и подчас патологической сексуальности психопатичных подростков можно считать чрезмерное развитие инстинктивности на фоне явно недостаточного формирования морально-этических установок или неправильное отношение личности к своевременно развивающемуся нормальному половому влечению. Такие девочки обнаруживают неумеренное и примитивное кокетство.
Умственно отсталые же девочки вообще доверчивы, легко дают себя увлечь, при недостаточном половом воспитании не знают, как себя вести при сексуальных домогательствах. Выраженная склонность к подражанию «иметь друга, как все» заставляет их одеваться и краситься в исключительно провокаторной манере. Девочки из неблагополучных семей из желания испытать к себе теплое отношение неразборчивы в выборе друзей. Часто они становятся жертвами асоциальных групп ребят. Долг воспитателя — не допустить, чтобы такие не совсем психически здоровые девочки оставались без внимания или, что еще хуже, подвергались насмешкам одноклассников.
Инфантильные
девочки с запоздалым половым
развитием могут также
Однако
и преждевременное половое
Любопытны и другие характеристики «трудных» старшеклассниц. Так, анализ свободного времени этих девушек показал, что они часто посещают кино, танцы, но очень мало читают, а если и читают, то в основном «книжки про любовь»; любят без цели просто ходить по главной улице города и.т. п. Мышление у них утилитарно, воображение бедно, речь слабо развита. Многие из девушек подвержены эффектному поведению, вспыльчивы, невыдержанны, обладают устойчивым упрямством. У некоторых искаженные представления о добре и человечности: они не осознают чужого горя, зато их неприятности должен разделять «весь мир». Часто все это является следствием нравственного инфантилизма. Отсутствие нужных навыков способствует отрицательному отношению к труду. Труд для таких девушек неприятная необходимость. Часто матери, сознательно облегчая им жизнь, считают, что дочь еще «наработается», «пусть за матерью отдохнет» и т. п.
У многих педагогически запущенных девушек обнаруживается чрезмерно раннее осознание принадлежности к женскому полу. Чувство любви и связанной с этим близости у «трудных» девушек является тем фокусом, на котором сконцентрированы все помыслы и устремления, а ранние половые связи оказывают неблагоприятное влияние на развитие их личности.
Перевоспитание педагогически запущенных девушек требует от педагогов уделить главное внимание развитию нравственных качеств, не достающих данной девушке, и преодолению отрицательных качеств, стремлению найти хотя бы небольшие задатки положительного в характере девушки, опереться на это положительное, укрепить веру в себя, определить реальные перспективы развития и совершенствования положительных качеств личности. Перевоспитание не должно сводиться к отдельным педагогическим мерам. Нужна система педагогических воздействий на девушек со стороны школы, семьи и общественности. Эта система срабатывает и дает положительный результат при следующих условиях:
— правильный
режим жизни девушек и организация их
деятельности в
воспитательном коллективе
(включение их в активную
общественную
деятельность, труд и т. д.);
— осмысление,
оценка, самооценка своего поведения и
воспитание
чувства ответственности за свое поведение;
— научно обоснованная система морально-полового воспитания;
— индивидуальный
подход в сочетании с коллективными формами
воздействия;
— единство усилий
школы и родителей в перевоспитании девушек.
Главное же в перевоспитании — индивидуальный
подход к личности,
начинающийся с установления контакта между педагогом и девушкой. Воспитатель ни в коей мере не должен проявлять антипатий, напоминать о прошлых увлечениях девочки. Только опора на интересы, положительные качества позволит добиться успеха в этой работе. Так, многие учителя, работающие с «трудными» девушками, используют для установления контактов их стремление к красоте. Они беседуют с девушками о культуре поведения, об умении женщины красиво и элегантно одеваться, изучают их индивидуальные особенности, а затем тактично начинают проектировать процесс перевоспитания, убедив воспитанницу в том, что ей искренне хотят добра. При использовании различных методов перевоспитания нужно относиться к девушкам с глубоким уважением, доверием, обращаться без снисходительности и высокомерия.
По отношению к «трудным» девушкам особенно умело должны 1 применяться методы поощрения и наказания. Недопустима стандартизация этих методов, когда девушки заранее знают, какое будет поощрение или, наказание за тот или иной поступок. Методы наказания и поощрения оказывают воздействие только тогда, когда исходят от уважаемого, авторитетного педагога, в противном случае это приносит вред, так как закрепляет отрицательную сторону поведения. Применение поощрений и наказаний находится в зависимости от меры педагогической запущенности девушек. На начальной стадии педагогической запущенности они оказываются большой воспитательной силой. В противном же случае девушка, привыкшая к наказаниям, не реагирует на них.
Главным воспитывающим фактором является организация содержательной деятельности девушек в школьном коллективе с опорой на интересы и способности каждой ученицы. Эта деятельность является способом переключения внимания девушек с вопросов сексуальных, с погони за модой и т. д. на заботу об истинной красоте. Одновременно с этим необходимо учить девушек глубокому осмыслению своего поведения.
«Трудные» — это чаще всего несчастные, обездоленные. Трудно, а иногда и невозможно оградить девочку от того, чтобы отец не бросил семью, не пил, грубо не относился к ней и матери и т. п. Но, сколько бывает случаев, когда можно было помочь девочке, а момент этот все-таки упустили, «проглядели». А ведь как необходимо в это время ласковое слово, внимание такой девочке! Конечно, немало таких примеров, когда учитель «спасает» девочек с исковерканной и поломанной судьбой, согревает их теплом своего большого сердца. И, тем не менее, еще многое предстоит сделать.
Мир чувств девочек очень сложен. И если в трудный момент не прийти ей на помощь, что-то может «сломаться» в ней. Нужна неотложная помощь взрослых, внимание и забота, чтобы не появились озлобленность, пустота и безразличие в глазах девочки, чтобы не произошло превращение девочки в воспитанницу спецшколы.
Информация о работе Проблема реабилитации детей с девиантным поведением