Проблема реабилитации детей с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление проблем, возникающих в процессе реабилитации детей с отклонениями в поведении.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать определение отклоняющегося поведения;
- проанализировать различные формы проявления отклонения от социальных норм;
- изучить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества;
- рассмотреть применяемые меры профилактики и их результативность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..………………………...3
I. Содержание понятия «девиантное поведение»………………………...…………..5
1. Что такое трудный ребенок……………………………………………….…….5
2. Почему появляются дети с девиантным поведением………………………….7
3. Норма и патология……………………………………………………………..14
4. Девиантное поведение и личность……………………………………………26
II. Содержание работы с трудными детьми…………………………………...…….30
1. Типичные трудности детей и подростков с отклонениями в
поведении……………………………………………………… …………...…...30
2. Процесс реабилитации детей с девиантным поведением…………………....33
3. Воспитательная работа с трудными девушками……………………………...35
4. Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»…………………….…………………..40
Заключение…………………………………………………………………………..42
Литература…………………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая 2008.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

     Разумеется, все перечисленное следует оценивать  в соответствии со средой, в которой живет и развивается ребенок. Очень важно с пониманием относиться к этническим, социальным и культурным различиям, существующим в обществе.

    Иногда  психиатрический подход к проблеме отклоняющегося от норм поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера (А.Е. Личко, 1983), т.е. временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот обостряющихся по мере взросления. Но этот подход не может быть единственным в силу однобокости взглядов на человека и причины его поведения. Отклоняющемуся от норм поведению могут способствовать сами психические аномалии, а, как считают многие ученые, психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием.

     Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам; даже считающим себя осведомленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессиональной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности, для того чтобы усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.

     Связи типов психических отклонений и  акцентуации характера с определенными типами правонарушений не выделено. Более того, В.В.Королев пришел к выводу, что распространенность каждого вида преступлений у подростков с психическими отклонениями и без таковых одинакова. Показатели распространенности каждого вида преступлений располагаются по мере их убывания примерно в той же последовательности. По его данным, чаще всего совершают преступления подростки с остаточными явлениями органического поражения головного мозга (33,1% преступлений от общего числа, совершенного детьми с психическими отклонениями), следом за ними - больные олигофренией (20,1%). На последнем месте находятся больные с патологиями характера (4,4%) и неврозами (2,6%).

    Причины социального и психологического характера. Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Поясню, что имеется в виду: проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда, общество  стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. М. де Винтер приводит данные исторических исследований, в которых доказывается, что вплоть до XVIII в. проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир, начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в XVIII в. были сформулированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. В этот период в обществе были определены обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей и, как следствие, развился особый тип эмоциональных отношений в семье. Для детей было введено обязательное посещение школы. В последующем веке термин «контроль» по отношению к подросткам постепенно сменился на термин «социализация», и были определены ее основные направления и критерии. Только после первой мировой войны сформировался взгляд на родителей как на помощников и «слуг» детей. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяло подросткам и чем больше особых прав им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста.

     Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют: 1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребностей личности; 3) особенности характера; 4) особенности эмоционально-волевой сферы. Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ряд ученых называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

     Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам и ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам своей группы - наиболее распространенные причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрослым стоит лишь пересмотреть свое отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой. Проблема молодежной и подростковой субкультуры и попыток с их стороны отгородиться от влияния взрослых выделялась исследователями во все времена, поскольку она связана с возрастными изменениями подростков. В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется нежелание отстать от компании, быть как все (31%). То же самое относится к передаче преступного опыта. Это «осуществляется при общении подростков между собой», как считают от 50 до 80% ребят (В.В. Королев, 1992).

     Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки, прежде всего, зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности подростка, особенно с взрослыми, эмоциональным срывам и т. д. Подросткам, в силу возрастных особенностей в некоторые периоды, присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

     Среди причин социального характера одной  из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

    Причиной  может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.). Причиной может быть и социально - и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах с взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

    Причины, связанные с возрастными  кризисами. Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками. Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и привычек происходит быстро. Ребенок не успевает осознать происходящие   изменения   и   адаптироваться   к   ним,   результатом   чего становится появление неуверенности в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессиям. Таким образом, дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях (от греческого «crisis» - поворотный пункт, решение, приговор). Соответственно, многие из них в эти периоды оказываются в разряде трудных детей.

    Возрастные  кризисы рассматриваются как  условные обозначения более или  менее выраженных состояний конфликтности  при переходе от одного периода возрастного развития в другой. Психолог Р.С. Немов определяет кризис возрастного развития как «задержку в психическом развитии человека, сопровождающуюся депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера». Он также отмечает, что возрастные кризисы обычно возникают при переходе из одного физического или психологического возраста в другой. Возрастные кризисы необходимы для нормального поступательного развития личности и влекут за собой преобразования в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

     Таким образом, любой кризис несет в  себе и конструктивное, и разрушительное начало. Негативное развитие - только оборотная сторона позитивных процессов, происходящих в переломные периоды. Разрушение прежних интересов, негативизм, оппозиционность - лишь способы, которыми ребенок создает новую мораль и систему ценностей. От того, как взрослые отреагируют на негативные проявления, во многом будет зависеть качество изменений, происходящих с ребенком. Нельзя не замечать наиболее опасные негативные проявления, поскольку они могут закрепиться и развиться, но нельзя и «перегибать палку» в излишней строгости и тотальном контроле: это может привести также к закреплению негативных проявлений и патологическим изменениям характера.

     Процесс развития детей школьного возраста можно условно подразделить на два этапа: младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) и средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет). Как правило, второй этап подразделяется на подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет) и ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет). Общей причиной кризисов при переходе от одного этапа к другому является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребенка (в деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере и др.).

     Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися с взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием.

    Но  и в подростковом, и в раннем юношеском возрасте кризисные ситуации «поджидают» школьников буквально каждый год. Подростковый возраст - возраст взросления, созревания, возмужания. Перемены, в том числе и перемены в общении, происходят в нем очень быстро. Американский психолог А. Гезелл (цит. по И.С. Кон, 1980) составил классификацию и периодизацию подросткового возраста, описав наиболее важные и характерные особенности поведения.

     10 лет - это золотой возраст, когда  ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности.

    В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунты против родителей.

     В 12 лет такая взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главные черты этого возраста - разумность, чувство юмора, терпимость, подросток активно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола.

     В 13 лет ведущим становится обращение  внутрь себя, интровертность. Дети становятся самокритичными и чувствительными  к критике, склонны к уходу  в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.

     В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. Подростки очарованы словом «личность», любят обсуждать вопросы психологии, обсуждать себя и сравнивать с другими, активно идентифицируются с референтными персонами и группами, узнавая в них собственные черты.

    Сущность  пятнадцатилетних нельзя выразить в  единой формуле, так как быстро возрастают индивидуальные различия. Общим новообразованием в этом возрасте является возрастание духа независимости, который способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряженными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.

     В 16 лет снова наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Очень велик жизненный оптимизм.

    Разумеется, автор дал приблизительное описание особенностей возраста.   В   реальных   условиях   велико   значение   скорости   созревания подростка и культурно-социальных различий. Но значение этой классификации велико, так как она дает возможность строить и корректировать общение с подростками с учетом возраста и прогнозировать развитие школьников и ученических коллективов.

     Существуют  и смешанные классификации, в  которых перечисляются и психофизиологические, и социальные причины. Так, В. Клайн (1991) выделяет шесть типов юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта:

  1. Он просто «валяет дурака». «Есть подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Что имеется в виду? Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотики. «Шутники» могут без разрешения, не имея прав, укатить на вашем автомобиле, «расписать» краской соседский забор или стену школьного здания».
  2. Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков 
    может быть их месть одному или обоим родителям. С течением времени их 
    враждебность по отношению к родителям перерастает в настоящую войну. 
    Нередко враждебность сына-подростка обрушивается на родителей как гром 
    среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе 
    негативные чувства, а теперь они вырвались наружу».
  3. Испорченный   ребенок.    «Такого   ребенка   зачастую   называют 
    личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в 
    эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть 
    явное  отклонение   -  контакты  с  правонарушителями.  Как  правило,  это 
    свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь 
    он  живет  по  нормам  своего  порочного  окружения.   Он  принял  нормы 
    преступного мира и подчиняется им».
  4. Органик.   «Это   ребенок   с   мозговой   травмой   или   задержкой 
    умственного   развития.    Это   «расторможенный»   ребенок,    у   которого 
    нарушения    дисциплины    объясняются    ослабленным    интеллектом    и 
    отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких 
    детей часто дразнят или мучают сверстники, потому что они не такие как все 
    или потому что кажутся беззащитными».
  5. Психотики. «Это умственно неполноценные, больные дети. Для них 
    характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые 
    мысли. Один такой четырнадцатилетний подросток застрелил отца и мать. 
    Объяснял он свой поступок просто: «Мне пришлось это сделать. Они не 
    давали мне застрелить директора школы».
  6. Дурное семя.  «Этот тип подростков называют еще первичными 
    психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение 
    всей жизни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с 
    самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы.  Обычно такой 
    ребенок постоянно совершает асоциальные поступки, несмотря на то, что попадается и знает, что наказание неотвратимо. Его не останавливает даже страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального, порядочного поведения. Он никого не может любить по-настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведомы чувства стыда и вины. «Я кричу на него, - рассказывает отец, - я его наказываю, бью. Мне скоро предъявят обвинение, что я издеваюсь над ребенком. А ему все как с гуся вода. Он, как ни в чем не бывало опять принимается за свое».

Информация о работе Проблема реабилитации детей с девиантным поведением