Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы. Задачи исследования:
определение основных понятий;
выявление психологических особенностей детей - сирот;
определение путей преодоления сиротства.
Определение мер социальной и социально - педагогической работы с сиротами, а также мер государственной политики.
К сожалению, дети-сироты, не
имеющие положительного опыта семейной
жизни, воспитывающиеся в
Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные:
1. Стабилизация социально-
2. Возрождение духовной культуры нации.
3. Экономическая,
4. Возрождение, развитие
и пропаганда лучших
5. Реорганизация
6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).
К числу детей,
оставшихся без попечения
Отсутствие
родителей должно быть
Эти документы
являются юридическим
В тех случаях,
когда имеется документ, подтверждающий
лишение ребенка родительского
попечения. Только в отношении
одного родителя, а другой родитель
длительное время не принимает
В исследованиях отечественных
и западных психологов дается сравнительная
характеристика детей, оставшихся без
родительского попечения. Общее
физическое, психическое развитие детей,
воспитывающихся без попечения
родителей, отличается от развития сверстников,
растущих в семьях. У них отмечаются
замедленный темп психического развития,
ряд негативных особенностей: низкий
уровень интеллектуального
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Рассмотрим психолого-
Дошкольный возраст. Дети
дошкольного возраста в сиротских
учреждениях отличаются пониженной
познавательной активностью, отставанием
в развитии речи, задержкой психического
развития, отсутствием навыков общения,
конфликтами во взаимоотношениями
со сверстниками. Замена семьи жизнью
в учреждении оказывает наибольшее
негативное влияние на ребенка в
первые семь лет жизни. Отсутствие единственного
близкого и значимого для ребенка
взрослого, вообще дефицит общения
со взрослыми не способствуют развитию
у ребенка чувства
В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из СУ значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье.5
По данным Т.П.Гавриловой,
кризис трех лет протекает у этих
детей в стертой форме, запаздывает.
Гордость за достижение – такое
личностное новообразование дошкольного
возраста – формируется у этих
детей дефектно. Наиболее отчетливо
проявляется недостатки развития эмоциональной
сфере. Дети с трудом различают эмоции
взрослого, плохо дифференцируют их,
имеют ограниченную способность
понимать другого, себя. Они конфликтуют
со сверстниками, не могут взаимодействовать
с ними, не замечают их бурных эмоциональных
реакций. У этих детей нарушается
представление о временных
Младший школьный возраст. Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет.
По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из СУ, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.6
Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из СУ, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники СУ с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку.
Дети подросткового возраста.
Подростки характеризуются
По данным А.Л.Лихтарникова,
у подростков, лишенных родительского
попечения, представления о счастливом
человеке и о счастье значительно
отличаются от представлений детей
из нормальных семей. Наиболее распространенными
ответами подростков из СУ показателем
счастья является: еда, сладости, игрушки,
подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики
показывают, что даже у пятнадцатилетних
подростков игрушка является необходимым
атрибутом счастья. Обращение к
игрушке, позволяет подростку
Опыт переживания одиночества подростками из СУ составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).
При работе с подростками
из СУ следует учитывать часто
свойственное им состояние беспомощности.
Понятие «беспомощность»
Юношество. Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:
Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.8
В плане изучения специфических
особенностей формирования личности ребенка,
воспитывающегося вне семьи, имеют
не мало важное значения его стремления,
желания, надежды, профессиональные и
другие намеренья, т.е. его отношение
к своему будущему. Одна из обязательных
потребностей человека – определения
своего места в жизни, осознание
своей личной значимости, собственного
Я. Многие психологи подчеркивают, что
развитию личности прежде всего способствуют
осуществлению задач будущего «Направленность
личности на чрезмерно конкретное будущее
может с большой долей