Проблема сиротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы. Задачи исследования:
определение основных понятий;
выявление психологических особенностей детей - сирот;
определение путей преодоления сиротства.
Определение мер социальной и социально - педагогической работы с сиротами, а также мер государственной политики.

Файлы: 1 файл

курсовая сироты.docx

— 107.26 Кб (Скачать файл)

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных  учреждениях, воспитательные системы  которых далеки от совершенства, часто  повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь  родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Каковы же пути преодоления  этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные:

1. Стабилизация социально-экономических  и политических процессов в  обществе.

2. Возрождение духовной  культуры нации. 

3. Экономическая, законодательная,  социальная поддержка семьи, материнства  и детства. 

4. Возрождение, развитие  и пропаганда лучших воспитательных  традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение "воспитания" в учебные заведения.

5. Реорганизация жизнедеятельности  системы учреждений для детей-сирот,  в том числе воспитательных  систем этих учреждений.

6. Совершенствование системы  устройства детей-сирот. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Понятия «дети-сироты»  и «дети, оставшиеся без попечения  родителей».

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся  дети, у которых умерли оба или  единственный родитель (одинокая мать).

    К числу детей,  оставшихся без попечения родителей,  относятся те, кто остался без  попечения, единственного или  обоих родителей в связи с  лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно  отсутствующими или недееспособными,  объявлением их умершими, длительно  болезнью родителей, препятствующей  выполнению ими родительских  обязанностей, отбыванием наказания  в местах заключения и нахождения  их под стражей в период следствия.3

     Отсутствие  родителей должно быть подтверждено  соответствующими документами:

  1. Копии свидетельства об их смерти.
  2. Копии решений суда о лишении родительских прав,  отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
  3. Копии приговора суда об осуждении родителей.
  4. Медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.
  5. Документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
  6. Материалы о розыске родителей и другие.

     Эти документы  являются юридическим основанием  для предоставления лицам из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  материального обеспечения и  льгот.

     В тех случаях,  когда имеется документ, подтверждающий  лишение ребенка родительского  попечения. Только в отношении  одного родителя, а другой родитель  длительное время не принимает   участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Характеристика социальных детей-сирот разного возраста.

В исследованиях отечественных  и западных психологов дается сравнительная  характеристика детей, оставшихся без  родительского попечения. Общее  физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения  родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и  воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного  поведения.

Поведение этих детей характеризуется  раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием  на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у  детей-сирот.

Дошкольный возраст. Дети дошкольного возраста в сиротских  учреждениях отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием  в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями  со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в  первые семь лет жизни. Отсутствие единственного  близкого и значимого для ребенка  взрослого, вообще дефицит общения  со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять  свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для  последующего развития сопереживания.

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из СУ значительно  позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и  начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье.5

По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение – такое  личностное новообразование дошкольного  возраста – формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо  проявляется недостатки развития эмоциональной  сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность  понимать другого, себя. Они конфликтуют  со сверстниками, не могут взаимодействовать  с ними, не замечают их бурных эмоциональных  реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках  становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят  своего будущего. Представления о  собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и  причин собственного социального сиротства  препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее  будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую индентичность  при поступлении их в детское  учреждение – одна из основных проблем  этих детей в период исправления  депривации. Неудовлетворение потребности  в общении со сверстниками и взрослыми  приводит к нарушениям в овладении  игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в специальное учреждение (СУ), не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и  теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или  уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Младший школьный возраст. Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у  них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти  особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении  учебными навыками и умением и  низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно  перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет.

По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в  школу из СУ, не умеют играть ни в  сюжетно-ролевые игры, ни в игры с  правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют  на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам  доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.6

Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу  настолько велико у первоклассников  из СУ, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные  задания учителя. В это время  это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика  к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной  деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники СУ с раннего  возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение  детей со взрослыми не предоставляется  самостоятельности ребенку.

Дети подросткового возраста. Подростки характеризуются трудностями  во взаимоотношениях с окружающими  людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями  во взаимоотношениях, нарушения в  сфере самосознания (от переживания  вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным  материалом, проявлениями грубого нарушения  дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми  у них проявляются переживание  своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского  попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно  отличаются от представлений детей  из нормальных семей. Наиболее распространенными  ответами подростков из СУ показателем  счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым  атрибутом счастья. Обращение к  игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и  неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества  подростками из СУ составляет 70%. Выход  из состояния одиночества не видят  только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении  семьи, достижении компромисса в  конфликтных ситуациях, изменении  эмоционального состояния. Способы  такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).

При работе с подростками  из СУ следует учитывать часто  свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается  как то состояние человека, когда  он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить  помощи у других или находится  в дискомфортном состоянии. У  подростков из СУ это состояние связано  с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения  или делать выбор и другими  трудностями. Переживание состояния  беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка  может произойти болезненное  нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», «  Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?».7

Юношество. Юношество характеризуются  особым процессом социализации. Для  них характерны следующие специфические  особенности:

  • неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
  • низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
  • слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
  • потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
  • неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;
  • несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;
  • несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения );
  • низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
  • склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Юношество стоит на пороге самостоятельной  жизни, к которой они не считают  себя готовыми. С одной стороны, они  хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с  другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки  родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний  приводит к неудовлетворенности  своей жизнью и собой.8

В плане изучения специфических  особенностей формирования личности ребенка, воспитывающегося вне семьи, имеют  не мало важное значения его стремления, желания, надежды, профессиональные и  другие намеренья, т.е. его отношение  к своему будущему. Одна из обязательных потребностей человека – определения  своего места в жизни, осознание  своей личной значимости, собственного Я. Многие психологи подчеркивают, что  развитию личности прежде всего способствуют осуществлению задач будущего «Направленность  личности на чрезмерно конкретное будущее  может с большой долей вероятности  вызвать развитие депрессивного  состояния – либо в результате недостижимости цели, поставленной в  столь конкретной форме, либо в следствии внутренней опустошенности после достижения узенькой мечты жизни9».

Информация о работе Проблема сиротства