Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы. Задачи исследования:
определение основных понятий;
выявление психологических особенностей детей - сирот;
определение путей преодоления сиротства.
Определение мер социальной и социально - педагогической работы с сиротами, а также мер государственной политики.
Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли («образ» роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений искусства, под влияние средств массовой информации и других источников.
Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми – сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся интересов и потребностей.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.
В связи с ограничением социальных
контактов детей-сирот процесс
их социализации затруднен. Существенным
образом он зависит от тех норм,
принятых в социальном окружении
ребенка, которые регулируют требования
к нему и обеспечивают формирование
его личности. Воспитанник детского
дома прежде всего воспринимает складывающиеся
отношения между детьми и взрослыми
в этом типе воспитательного учреждения
как эталонные нормы отношений,
при этом в качестве такой нормы
выступает особое положение детей-сирот
в обществе, что в какой-то степени
деформирует восприятие этими детьми
других социальных норм и создает
трудности для адекватного
Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе.
Исследование советских
В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.22
Социальная адаптация
Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятным стечением обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков,требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социлизации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Под трудностью социлизации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.23
Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информироан об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
Трудности социлизации могут быть
связаны и с тем, что внутри
социума наблюдается "размытость"
образов ролевого поведения (например,
стираются границы между
В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения.
В условиях воспитания в детском
доме трудности, с которыми сталкивается
ребенок в процессе социализации,
удваивается. Это происходит потому,
что сама организация жизнеспособности
детей в детском доме устроена
таким образом, что у ребенка
формируется преимущественно
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют "быть сиротой", т.е. надеяться на покровительство, обладают "выученной беспомощностью", не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
У детей практически нет
В детском доме жестко регламентирован режим проживания (когда следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Таким образом, условия проживания ребенка в детском доме не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей. Это может приводить к затруднениям в формировании способностей, к не осознанию собственных актуальных состояний. Такой ребенок с трудом будет отвечать на такие важные для развития самоопределения вопросы, как: "чего я сейчас хочу?", "какой я сейчас?". В качестве компенсаторного механизма в данном случае начнет функционировать психологического слияния со средой ("Я хочу того, чего хотят от меня другие"), что ведет к утрате границ собственного "Я".
Постоянное включение ребенка
в систему вынужденных
Для детей с инвертированной
направленностью психики (замкнутых,
малообщительных, истощающихся от постоянных
контактов с другими) возможность
ухода в свое пространство является
единственным способом для полноценного
энергетического
Организация жизни в детском доме задает ребенку четко очерченные социально-ролевые позиции (ученика воспитанника). Ограничен как сам набор этих ролей, заданных извне, так и вариативность действий внутри этих ролей. Находясь, длительное время только в рамках этих позиций, ребенок теряет возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Для овладения всем спектром собственной "самостоятельности" ребенку необходимо освоение ролевых ролей, которые задаются ситуацией свободного спонтанного взаимодействия, где снимается страх оценки, страх несоответствия и провоцируются творческие потенции.
В детском доме игровая деятельность
детей организуется воспитателями
и чаще всего носит тот же регламентированный
характер. Большинство между взрослым
и ребенком, где взрослый задает
правила игры, сюжет, распределение
ролей и сам вступает в качестве
оценивающей фигуры, владеющей критериями
для определения результатов
игры. Присутствие воспитателя, выступающего
в роли арбитра, смещается мотив
игры с процесса на результат, выхолащивая
смысл играния, фактически превращая
его в обычную обучающую
Застреванию ребенка в инфантильной позиции способствует особый тип взаимодействия с ним взрослых (воспитателей, педагогов), преобладающий в большинстве детских домов. Такой тип взаимоотношений может быть обозначен как чередование опеки и подавления.
В одном случае при контакте с ребенком у воспитателя преобладает позитивная эмоциональная поддержка любого действия ребенка. Воспитатель использует очень много уменьшительных, ласкательных обращений, присутствует слащавая похвала, чересчур бурная радость по типу: "О! Да! Как хорошо! Замечательно! Молодец! Умница!".
Такой стиль взаимодействий может восприниматься педагогами как проявление милосердия, гуманистического подхода в воспитании компенсации недостатка эмоционального тепла и т.п. Однако все это ведет к вытеснению негативных чувств (главным образом агрессии) при естественном недовольстве результатом, полученным ребенком, а вытесненная агрессия по всем психодинамическим законам, в конце концов найдет ту или иную форму проявления - от психосоматических симптомов до реального неконтролируемого поведения самого воспитателя. Ребенок же застревает в инфантильной эгоцентричной позиции. При смене данного типа отношений на противоположный, например, отношения доминирования взрослого, возрастает критика действий ребенка и тотальное подавление любой инициативы. Смена отношений с тотального умиления на тотальное подавление неизбежно создает своеобразные качели, что поражает эмоциональную и когнитивную зависимость ребенка-сироты от значимого взрослого в детском доме.
Условия организации жизни деятельности
детей в детских домах создают
внешние трудности для успешной
социализации, однако, у данной группы
детей существуют внутренние трудности,
которые связаны с
Наиболее серьезным следствием
сиротства является утрата "базового
доверия к миру", без которого
становится принципиально невозможным
развитие таких важнейших
Без этих новообразований ребенок
не может стать собственно субъектом
межличностных отношений и
Слияние блокирует, а иногда делает
вовсе невозможным развитие автономности
ребенка, его инициативности и ответственности
за свое поведение. Слияние возможно
с конкретным человеком (воспитатель,
родитель, учитель и т.д.), а также
с группой людей (хорошо известное
детдомовское "мы"). В более
поздних возрастах действие этого
механизма может провоцировать
формирование алкогольной, наркотической
или токсикологической
Можно предположить, что утрата базового доверия к миру, неизбежно возникающая у детей, воспитывающихся в условиях депривации, как следствие разрушения телесного, зрительного и звукового контактов с матерью, может быть восстановлена за счет инициации и деформирования скрытых механизмов развития личности, лежащих в познавательной сфере.
Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие последствий
Социальная адаптация
Трудовая и бытовая
адаптации выпускников