На каждом возрастном этапе жизни
ребенок требует особого подхода.
Переход от одного возрастного этапа
к другому характеризуется прежде
всего сменой ведущей деятельности
и возникновением на базе этого новых
личностных образований, с которыми
связаны все другие особенности
данного периода развития10.
В подростковом возрасте формируются
такие психологические новообразования,
как подсознательная регуляция своих
поступков, умение учитывать чувства,
интересы, желание и характер других людей
и ориентироваться на них при организации
своего поведения. Но эти новообразования
не возникают сами по себе, они – результат
обучения и воспитания ребенка на предшествующих
ступенях онтогенеза. Для того, чтобы ребенок
мог учитывать в своем поведении чувства,
интересы и желания других людей, он должен
научиться сначала сопереживать близким,
окружающим его.
1.4 Особенности форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Семейным законодательством
Российской Федерации предусмотрены
несколько форм устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей – это усыновление,
опека (попечительство), приемная семья,
устройство в государственные учреждения.
Этот список не полный, так как законодатель
дает возможность регионам по своему
усмотрению и в силу своих возможностей,
опыта и профессионализма, развивать
иные формы устройства детей и
способы решения проблемы сиротства 11
В социальной международной
практике известным и другие формы
устройства, которые можно классифицировать
следующим образом 12:
- Семейные формы устройства детей
- Государственно-общественные формы устройства детей
- семейный детский дом (приемная семья)
- детские деревни SOS
- временная приемная семья
- фостеровская (замещающая семья)
- патронатная семья
- Государственные формы устройства детей
- дом ребенка
- детский дом
- школа-интернат
- приют
- центры временного содержания детей.
Семейные формы
устройства детей являются наиболее
приоритетными, так как дают
ребенку возможность получить
положительный опыт семейной
жизни, пройти внутрисемейный процесс
социализации13.
Усыновление
(удочерение) – это специальная
мера защиты ребенка, при которой
юридически устанавливаются родственные
связи между ребенком и человеком
или супружеской парой, не являющимися
его родными отцом или матерью. Это
лучшая для ребенка-сироты форма его устройства.
Важным обстоятельством, для воспитания
и развития является то, что в случае усыновления
(удочерения) ребенок обретает именно
семью, а не какую-либо ее замену. Семья
усыновителей (удочерителей) является
новой юридической и фактической семьей
ребенка, в которой он обретает статус
родного ребенка. Ребенок может получить
фамилию усыновителей (удочерителей),
и даже новое имя. Все права и обязанности
усыновленного (удочеренного) ребенка
приравниваются к правам и обязанностям
родных детей. Процедура усыновления (удочерения)
регулируется Семейным кодексом Российской
Федерации. Постановлением Правительства
Российской Федерации № 275 от 29.03.2000г. «Об
утверждении правил передачи детей на
усыновление (удочерение) и осуществление
контроля, за условиями их жизни и воспитания
в семьях усыновителей на территории Российской
Федерации. И правил постановки на учет
консульскими учреждениями Российской
Федерации детей, являющихся гражданами
Российской Федерации усыновленных иностранными
гражданами и лицами без гражданства»14.
Усыновление
российских детей иностранными
гражданами допускается в случаях,
если не представилось возможности
передать их на усыновление
родственникам или другим российским
гражданам. Для реализации этого
принципа были созданы региональные
банки и федеральный банк данных
о детях, оставшихся без попечения
родителей. Для этих целей Министерством
Образования Российской Федерации
разработана информационная программа
«Надежда», содержащая банк данных
о детях-сиротах. В целях организации
оперативной и качественной работы
по учету детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Правительство Российской Федерации
приняло Постановление № 919 от
03.08.1996 г. «Об организации централизованного
учета детей, оставшихся без попечения
родителей»15. А Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации выпустило
приказ №173 от 04.02.1997г. «О порядке учета
детей, оставшихся без попечения родителей»
Опека и
попечительство – это форма
устройства детей–сирот, оставшихся
без попечения родителей, в
целях их содержания, воспитания
и образования, а также для
поддержки их прав и интересов;
опека устанавливается над детьми,
не достигшими возраста 14 лет;
попечительство устанавливается
над детьми в возрасте от 14 до
18 лет 16. Лицо, которому поручена опека,
называют опекуном, а его обязательства
опекунством. Опекунская семья предполагает
родственные связи (прямые или косвенные)
ребенка с опекуном. Под опеку обычно отдаются
дети, имеющие прямых родственников со
стороны одного из родителей. Опеку принимают
бабушки, дедушки, реже – дяди и тети детей.
Определяют опекуна органы опеки и попечительства.
В задачу опекуна входит воспитание и
развитие ребенка, защита его прав. Опекун
осуществляет, контроль за сохранение
и использование имеющегося у несовершеннолетнего
ребенка движимого или недвижимого имущества,
но сам не имеет права распоряжаться этим
имуществом. Под попечение, по сравнению
с опекой, может попадать значительно
более широкая категория детей. Права
детей, находящихся под опекой (попечительством)
а также обязанности опекунов (попечителей)
определяются Гражданским и Семейным
кодексами Российской Федерации. На подопечных
детей распространяются льготы, нормы
и преимущества, установленные для воспитанников
детских домов17.
Государственно-общественные
формы устройства детей-сирот
– это такие формы устройства,
при которых дети-сироты имеют
долговременное или кратковременное
пребывание ребенка в семье
с его полным государственным
обеспечением и выплатой денежного
пособия лицам, взявшим на себя
заботу об их воспитании.
Семейный детский
дом (приемная семья) – форма
организации жизнедеятельности
детей-сирот, созданная по инициативе
Советского детского фонда в
1988 году. Впоследствии получила название
«приемная семья». Граждане (супруги
или отдельные лица, не состоящие
в браке), взявшие на воспитание не менее
8 детей, именуются родителями-воспитателями,
дети, передаваемые на воспитание в приемную
семью, именуются приемными детьми, а такая
семья – приемной. Дети находятся на
полном государственном обеспечении,
родители-воспитатели получают денежное
пособие. Работа приемных родителей включается
в трудовой стаж. В семейных детских домах
создаются условия, приближенные к нормальной
семейной жизни. В семьях воспитываются
дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются
льготами воспитанников детских домов.
Постановление об образовании семейного
детского дома принимается местным органом
исполнительной власти по предоставлению
органов опеки и попечительства. Направление
в семейный детский дом осуществляют органы
народного образования на основании решения
местной администрации. По данным научной
литературы в настоящее время все семейные
детские дома в Российской Федерации переводятся
в статус «приемная семья» и заключают
с местными органами власти специальный
договор в соответствии с «Положением
о приемной семье», утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
17 июля 1996 г. № 829 [11, с.65].
В России
к началу 2001 года насчитывалось
386 приемных семей, в которых
воспитывалось более 2,3 тысяч
детей. Однако в последние годы
из-за сложной социально-экономической
ситуации в стране число приемных
семей заметно сокращается, а
новых почти не создается.
Детские деревни
SOS – это особый тип детского дома с семейным
воспитанием. В детских деревнях воспитывают
детей в соответствии с общечеловеческими
нравственными ценностями и культурными
традициями каждой конкретной страны
вне рамок определенной религии. Первая
детская деревня была создана в 1949 году
австрийским педагогом Германом Гмайнером.
Сегодня детские деревни для детей-сирот
функционируют в 120 странах мира.18
В основе деятельности детских
деревень лежат следующие основные
принципы:
- Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.
- В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.
- Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.
- Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье [16,с.90].
В России
первая детская деревня SOS была
открыта в пос. Томилино Московской области,
в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша
также начала работать детская деревня
SOS [1,с.55].
Временная
приемная семья – форма устройства
ребенка, когда его на время
помещают в семью, до разрешения
его проблем и определения
его дальнейшей судьбы. Временную
приемную семью отличает от
опекунской или семьи усыновителя,
прежде всего то, что эта семья
профессиональных специалистов: психологов,
педагогов, медиков, социальных
работников. Если обратиться к
зарубежному опыту, то можно
выделить несколько ее признаков:
наличие у временных родителей
определенной профессиональной
квалификации, соответствующей психолого-педагогической
подготовке; оплата услуг деятельности
такой семьи, время нахождения
ребенка в семье учитывается
в качестве рабочего стажа
приемных родителей; работа временных
родителей происходит в их
собственном доме.
Фостеровская
(замещающая) семья – это одна
из разновидностей приемной семьи,
новое явление для нашего общества.
Как правило, деятельность такой
приемной семьи необходима тогда,
когда дети в срочном порядке
изымаются из семьи в силу
различных обстоятельств, таких
как кризисная ситуация в родной
семье, болезнь или отсутствие
родителей19.
Временная приемная
семья является чрезвычайно, распространенной
в ряде развитых стран (Америка,
Япония и другие), как форма
защиты детства. В России временная
приемная семья пока не нашла
повсеместного внедрения и распространения.
Это связано с экономическими, социальными
и политическими катаклизмами, переживаемыми
в нашей стране. Жизненный уровень населения
настолько низок, что вообще идет речь
о выживании семьи, и только в редких, исключительных
случаях семьи могут брать на себя функции
временной приемной семьи. Деятельность,
временной приемной семьи, предполагает
пребывание ребенка в ней до решения его
дальнейшей судьбы. Возвращения в родную
семью, направления в детский дом, интернат
или другое учреждение. При возвращении
ребенка в родную семью, предполагается
устранение тех условий, при которых ребенок
был изъят из семьи: лечение родителей,
реабилитация кризисной семьи. Нахождение
ребенка в такой приемной семье может
колебаться от одного месяца до нескольких
лет в зависимости от степени неблагополучия
родной семьи. Кратковременное нахождение
ребенка в приемной семье означает необходимость
срочной помощи ребенку, в случае кризисной
обстановки в родной семье, неожиданной
потере родителей и при других обстоятельствах.
Длительное нахождение ребенка в приемной
семье может быть обусловлено длительным
процессом реабилитации родной семьи
ребенка или какими-либо другими причинами.
Учитывая сложность континента детей,
поступающих во временную приемную семью
(социальная защищенность, болезни, физические
или психические недостатки), в них должны
создаваться особые условия для нормального
развития ребенка, комфортная психологическая
обстановка, заботливое, внимательное
отношение к нему. Позволявшие ребенку
выйти из стресса, в связи с разлукой с
родными или пережитой сложной ситуацией.
Основная цель
такой семьи – поддержание
контактов с биологическими родителями
и возвращение ребенка в родную
семью. Если невозможно возвращение
ребенка в родную семью, тогда
он находится в приемной до
тех пор, пока не состоится
решение суда в отношении судьбы
ребенка.
Фактически
подобная приемная семья выполняет
функции «скорой помощи» в
случае возникновения в биологической
семье каких-либо кризисных условий.
В научной литературе внедрение
института такой приемной семьи
требует, прежде всего, создания
нормативно-правовой базы, которая
обеспечила бы эффективный механизм
выявления и отбора приемных
семей, этапов подготовки приемных
родителей к их деятельности,
их юридических прав и обязанностей20.