Проблема сиротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы. Задачи исследования:
определение основных понятий;
выявление психологических особенностей детей - сирот;
определение путей преодоления сиротства.
Определение мер социальной и социально - педагогической работы с сиротами, а также мер государственной политики.

Файлы: 1 файл

курсовая сироты.docx

— 107.26 Кб (Скачать файл)

На каждом возрастном этапе жизни  ребенок требует особого подхода. Переход от одного возрастного этапа  к другому характеризуется прежде всего сменой ведущей деятельности и возникновением на базе этого новых  личностных образований, с которыми связаны все другие особенности данного периода развития10. В подростковом возрасте формируются такие психологические новообразования, как подсознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы, желание и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения. Но эти новообразования не возникают сами по себе, они – результат обучения и воспитания ребенка на предшествующих ступенях онтогенеза. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства, интересы и желания других людей, он должен научиться сначала сопереживать близким, окружающим его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Семейным законодательством  Российской Федерации предусмотрены  несколько форм устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать  иные формы устройства детей и  способы решения проблемы сиротства 11

В   социальной международной  практике известным и другие формы  устройства, которые можно классифицировать следующим образом 12:

  1. Семейные формы устройства детей
    • усыновление (удочерение)
    • опека (попечительство)
  1. Государственно-общественные формы устройства детей
    • семейный детский дом (приемная семья)
    • детские деревни SOS
    • временная приемная семья
    • фостеровская (замещающая семья)
    • патронатная семья
  1. Государственные формы устройства детей
    • дом ребенка
    • детский дом
    • школа-интернат
    • приют
    • центры временного содержания детей.

     Семейные формы  устройства детей являются наиболее  приоритетными, так как дают  ребенку возможность получить  положительный опыт семейной  жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации13.

     Усыновление  (удочерение) – это специальная  мера защиты ребенка, при которой  юридически устанавливаются родственные  связи между ребенком и человеком   или супружеской парой, не являющимися  его родными отцом или матерью. Это лучшая для ребенка-сироты форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Семья усыновителей (удочерителей) является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей (удочерителей), и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного (удочеренного) ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Процедура усыновления (удочерения) регулируется Семейным кодексом Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 275 от 29.03.2000г. «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля, за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. И правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства»14.

     Усыновление  российских детей иностранными  гражданами допускается в случаях,  если не представилось возможности  передать их на усыновление  родственникам или другим российским  гражданам. Для реализации этого  принципа были созданы региональные  банки и федеральный банк данных  о детях, оставшихся без попечения  родителей. Для этих целей Министерством  Образования Российской Федерации  разработана информационная программа  «Надежда», содержащая банк данных  о детях-сиротах. В целях организации  оперативной и качественной работы  по учету детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей.  Правительство Российской Федерации  приняло Постановление № 919 от 03.08.1996 г. «Об организации централизованного  учета детей, оставшихся без попечения родителей»15. А Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации выпустило приказ №173 от 04.02.1997г. «О порядке учета детей, оставшихся без попечения родителей»

     Опека и  попечительство – это форма  устройства детей–сирот, оставшихся  без попечения родителей, в  целях их содержания, воспитания  и образования, а также для  поддержки их прав и интересов;  опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет;  попечительство устанавливается  над детьми в возрасте от 14 до 18 лет 16. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Под опеку обычно отдаются дети, имеющие прямых родственников со стороны одного из родителей. Опеку принимают бабушки, дедушки, реже – дяди и тети детей. Определяют опекуна органы опеки и попечительства. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет, контроль за сохранение и использование имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого или недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) а также обязанности опекунов (попечителей) определяются Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации. На подопечных детей распространяются льготы,  нормы и преимущества, установленные для воспитанников детских домов17.

     Государственно-общественные  формы устройства детей-сирот  – это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют  долговременное или кратковременное  пребывание ребенка в семье  с его полным государственным  обеспечением и выплатой денежного  пособия лицам, взявшим на себя  заботу об их воспитании.

     Семейный детский  дом (приемная семья) – форма  организации жизнедеятельности  детей-сирот, созданная по инициативе  Советского детского фонда в  1988 году. Впоследствии получила название  «приемная семья». Граждане (супруги  или отдельные лица, не состоящие  в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями, дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми, а такая семья – приемной.  Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об  образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по предоставлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. По данным научной литературы в настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной семье», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 [11, с.65].

     В России  к началу 2001 года насчитывалось  386 приемных семей, в которых  воспитывалось более 2,3 тысяч  детей. Однако в последние годы  из-за сложной социально-экономической  ситуации в стране число приемных  семей заметно сокращается, а  новых почти не создается.

     Детские деревни  SOS – это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира.18

В основе деятельности детских  деревень лежат следующие основные принципы:

  1. Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.
  2. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.
  3. Каждая семья  постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц,  прежде всего, это общество единомышленников.
  4. Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье [16,с.90].

     В России  первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS [1,с.55].

     Временная  приемная семья – форма устройства  ребенка, когда его на время  помещают в семью,  до разрешения  его проблем и определения  его дальнейшей судьбы. Временную  приемную семью отличает от  опекунской или семьи усыновителя,  прежде всего то, что эта семья  профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных  работников. Если обратиться к  зарубежному опыту, то можно  выделить несколько ее признаков:  наличие у временных родителей  определенной профессиональной  квалификации, соответствующей психолого-педагогической  подготовке; оплата услуг деятельности  такой семьи, время нахождения  ребенка в семье учитывается  в качестве рабочего стажа  приемных родителей; работа временных  родителей происходит в их  собственном доме.

     Фостеровская (замещающая) семья – это одна  из разновидностей приемной семьи,  новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой  приемной семьи необходима тогда,  когда дети в срочном порядке  изымаются  из семьи в силу  различных обстоятельств, таких  как кризисная ситуация в родной  семье, болезнь или отсутствие  родителей19.

    Временная приемная  семья является чрезвычайно, распространенной  в ряде развитых стран (Америка,  Япония и другие), как форма  защиты детства. В России временная  приемная семья пока не нашла  повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи. Деятельность, временной приемной семьи,  предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы. Возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью, предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку, в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и при других обстоятельствах. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность континента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная защищенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка, комфортная психологическая обстановка, заботливое, внимательное отношение к нему. Позволявшие ребенку выйти из стресса, в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией.

     Основная цель  такой семьи – поддержание  контактов с биологическими родителями  и возвращение ребенка в родную  семью. Если невозможно возвращение  ребенка в родную семью, тогда  он находится в приемной до  тех пор, пока не состоится  решение суда в отношении судьбы  ребенка.

     Фактически  подобная приемная семья выполняет  функции «скорой помощи» в  случае возникновения в биологической  семье каких-либо кризисных условий.  В научной литературе внедрение  института такой приемной семьи  требует, прежде всего, создания  нормативно-правовой базы, которая  обеспечила бы эффективный механизм  выявления и отбора приемных  семей, этапов подготовки приемных  родителей к их деятельности, их юридических прав и обязанностей20.

Информация о работе Проблема сиротства