Проблема сиротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы. Задачи исследования:
определение основных понятий;
выявление психологических особенностей детей - сирот;
определение путей преодоления сиротства.
Определение мер социальной и социально - педагогической работы с сиротами, а также мер государственной политики.

Файлы: 1 файл

курсовая сироты.docx

— 107.26 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Сложившаяся социально-экономическая  и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот  и детей, остающихся без попечения  родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали  нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически  выросло количество «социальных  сирот», детей, воспитывающихся в  неблагополучных семьях.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот  – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в  свою очередь приводит к нарушению  развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить  свою семью.

     Однако только  с середины двадцатого века  социальное сиротство стало приобретать  угрожающие масштабы, причем рост  отказа наблюдается во многих  странах мира (Франция, Испания,  Италия и другие). В России социальные  сироты составляют абсолютное  большинство детей, оставшихся  без попечения родителей (95%), а  60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

     В последние  годы в России все громче  заявляет о себе скрытое социальное  сиротство. Падение условия жизни  привело к увеличению числа  неблагополучных семей, а также  к тому, что дети “вытесняются  на улицу”, и как следствие  этого большой рост беспризорности.

     За последние  100 лет Россия переживает третью  волну сиротства после первоймировой  войны и революции, после Великой  Отечественной войны и сейчас. И даже если в 1945 году причины  сиротства были понятны, то  в наше время их трудно принять  как естественные.

     Социальное  сиротство – это опасное социальное  явление. В России до 95% детей-сирот  относятся к категории социальные  сироты. Так как к моменту получения  статуса они имели живых родителей. 200 тысяч детей содержится в сиротских учреждениях. Каждый десятый из них ежегодно убегает из приюта, каждый третий выпускних учреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится бомжом, каждый десятый кончает жизнь самоубийством.

     Все вышесказанное  подчеркивает актуальность и  большую социальную значимость  обращения к данной теме.

Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение  социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы.

Задачи исследования:

  1. определение основных понятий;
  2. выявление психологических особенностей детей - сирот;
  3. определение путей преодоления сиротства.
  4. Определение мер социальной и социально - педагогической работы с сиротами, а также мер государственной политики.

 

Актуальность исследовательской  работы состоит в том, что глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние  годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически  ухудшают условия жизни и воспитания детей, становятся социальной проблемой  детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число  детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии и т.д.

Объектом исследования является процесс социализации ребенка, т.е. его взаимодействие с семьей, сверстниками, обществом. Объектом деятельности социального работника является ребенок, в связи с этим, социальный работник часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.

Предметом служит исследование, в основе которого лежит изучение сиротства, как социально-педагогической проблемы.

Методами исследования являются: теоретический анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный.

 

Глава 1 Социальное сиротство и его особенности  в современном обществе.

1.1 Сущность сиротства,  его причины и пути преодоления.

 

В настоящее время в обыденной  речи и в теоретических исследованиях  широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в  возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения  родителей вследствие их смерти или  лишения их родительских прав, признания  родителей недееспособными, безвестно  отсутствующими и т.д. По отношению  к ним употребляется также  понятие «дети, оставшиеся без попечения  родителей» - это сироты, или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому что те от них  отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или  пагубного или пренебрежительного отношения родителей. Сюда также  включают детей-инвалидов, которых  родители отдали на попечение государства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах  или интернатах, и в учреждениях  для инвалидов.

Специалисты отмечают в динамике сиротства негативные тенденции, а  именно увеличение среди них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, в обучении и поведении. Обнаружилось качественно новое явление - так  называемое "скрытое" социальное сиротство, когда родители вроде  бы и живы, но ведут себя так, будто  ребенок выброшен из их жизни. К ним  относят детей, проживающих в  условиях безнадзорности и беспризорности. Если раньше речь шла о социальном сиротстве, то это касалось только неблагополучных  семей, например, пьянствовали родители, то сейчас к этой категории относятся  семьи из наркоманов, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в том числе и семьи с отрицательным психологическим климатом и неблагополучной эмоциональной атмосферой при внешнем благополучии. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака, дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. К ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.

Социологи установили круг причин возникновения социального  сиротства сегодня: отказ от детей  при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к  проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого  обращения, насилия. Подобное наблюдается  в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди  родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РК, и их ставят на полное государственное  обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса  ребенка как сироты, решаются с  учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие  в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка  до 3-х лет обычно помещают в Дом  ребенка. Затем его переводят  в дошкольный детский дом, школьный интернат и др. государственные учебные  или лечебные учреждения. 1

Полное государственное  обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующем  госучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или  возмещение их полной стоимости при  отсутствии хотя бы одного из этих видов  обеспечения.

Однако если судить по результатам  эмпирических исследований и данным статистики, государственное содержание и государственная опека над  сиротами, куда ныне вовлечены немалые  денежные ресурсы, заняты сотни тысяч  человек и функционируют тысячи всевозможных учреждений, далеко не во всем эффективны и выполняют возложенные  на них функции. Государство неспособно справиться с сиротством в трех самых  главных и самых болевых его  точках, а именно:

  • В период появления сиротства (неблагополучные семьи, обнищание населения, духовный кризис общества);
  • В период прохождения повторной социализации ребенка в госучреждении (детдом, интернат);
  • В постинтернатный период - на выходе из системы госопеки и начала самостоятельной жизни.

Проблема сиротства является сегодня  проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные  дома, специальные заведения заполнены  брошенными младенцами. В разных странах  и разные специалисты их называют по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные" и др. По данным международных экспертов  ООН, отмечается заметный рост числа  брошенных детей в странах  Западной и Восточной Европы.

 

Распространение явления  сиротства в нашей стране обусловлено  комплексом особых условий и процессов  в обществе, характеризующих развитие нашей страны на протяжении XX века и  связанных с революцией 1917 г., тремя  разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также  последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

И в в XXI веке проблема детей-сирот  приобретает еще большую остроту  и актуальность, так как число  их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в  особо трудные условия. Среди  них - сироты, социально дезадаптированные  дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных  экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе  существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение  ее структуры и функций, рост числа  разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение  условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого  населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого  обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют  развитие аналогичных процессов  и в детской среде.

Наиболее существенным признаком  последних лет стало значительное увеличение размеров сиротства, появление  его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так  называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии  жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения  к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного  количества детей и подростков. 2

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает  один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного  общения в неполной семье негативно  сказываются на детях. Они труднее  налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей  выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться  число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения  родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в  дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

Таким образом, в числе  непосредственных причин сиротства  назовем следующие:

  • смерть одного или обоих родителей;
  • добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;
  • принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Информация о работе Проблема сиротства