Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы. Задачи исследования:
определение основных понятий;
выявление психологических особенностей детей - сирот;
определение путей преодоления сиротства.
Определение мер социальной и социально - педагогической работы с сиротами, а также мер государственной политики.
Введение.
Сложившаяся социально-экономическая
и политическая ситуация в России
приводит к росту числа детей-сирот
и детей, остающихся без попечения
родителей. В современных условиях
распространенными явлениями
Увеличение числа детей,
оставшихся без попечения родителей,
неизбежно ведет к увеличению
числа учреждений для детей-сирот
– домов ребенка, детских домов,
школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе
с тем многочисленные исследования
психологов и педагогов показывают,
что помещение ребенка в
Однако только
с середины двадцатого века
социальное сиротство стало
В последние
годы в России все громче
заявляет о себе скрытое
За последние
100 лет Россия переживает третью
волну сиротства после
Социальное
сиротство – это опасное
Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.
Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы.
Задачи исследования:
Актуальность
Объектом исследования является процесс социализации ребенка, т.е. его взаимодействие с семьей, сверстниками, обществом. Объектом деятельности социального работника является ребенок, в связи с этим, социальный работник часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.
Предметом служит исследование, в основе которого лежит изучение сиротства, как социально-педагогической проблемы.
Методами исследования являются: теоретический анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный.
В настоящее время в обыденной
речи и в теоретических
Сиротство - социальное явление,
обусловленное наличием в обществе
детей, оставшихся без попечения
родителей вследствие их смерти или
лишения их родительских прав, признания
родителей недееспособными, безвестно
отсутствующими и т.д. По отношению
к ним употребляется также
понятие «дети, оставшиеся без попечения
родителей» - это сироты, или те дети,
которые не могут более оставаться
с родителями, потому что те от них
отказались, из-за болезни родителей,
лишения родителей свободы, или
пагубного или
Специалисты отмечают в динамике сиротства негативные тенденции, а именно увеличение среди них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, в обучении и поведении. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, когда родители вроде бы и живы, но ведут себя так, будто ребенок выброшен из их жизни. К ним относят детей, проживающих в условиях безнадзорности и беспризорности. Если раньше речь шла о социальном сиротстве, то это касалось только неблагополучных семей, например, пьянствовали родители, то сейчас к этой категории относятся семьи из наркоманов, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в том числе и семьи с отрицательным психологическим климатом и неблагополучной эмоциональной атмосферой при внешнем благополучии. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака, дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. К ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.
Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РК, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решаются с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка до 3-х лет обычно помещают в Дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и др. государственные учебные или лечебные учреждения. 1
Полное государственное
обеспечение детей-сирот и
Однако если судить по результатам эмпирических исследований и данным статистики, государственное содержание и государственная опека над сиротами, куда ныне вовлечены немалые денежные ресурсы, заняты сотни тысяч человек и функционируют тысячи всевозможных учреждений, далеко не во всем эффективны и выполняют возложенные на них функции. Государство неспособно справиться с сиротством в трех самых главных и самых болевых его точках, а именно:
Проблема сиротства является сегодня
проблемой, характерной для многих
развитых и развивающихся стран.
Так, американские исследователи отмечают,
что по всему миру больницы, родильные
дома, специальные заведения
Распространение явления
сиротства в нашей стране обусловлено
комплексом особых условий и процессов
в обществе, характеризующих развитие
нашей страны на протяжении XX века и
связанных с революцией 1917 г., тремя
разрушительными войнами (первая мировая,
гражданская, Великая Отечественная),
террором 20-х-30-х годов, а также
последствиями перестройки
И в в XXI веке проблема детей-сирот
приобретает еще большую
В условиях продолжающейся
нестабильности социально-экономической,
политической жизни страны продолжает
расти число детей, попавших в
особо трудные условия. Среди
них - сироты, социально дезадаптированные
дети и юные преступники, дети-инвалиды,
дети-беженцы и вынужденные
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Наиболее существенным признаком
последних лет стало
Рост числа разводов является
одним из факторов, неблагоприятно
влияющих на судьбу детей. Все больше
становится семей, где детей воспитывает
один отец. Увеличивается количество
детей, рожденных вне брака. Материальные
трудности, суженный круг внутрисемейного
общения в неполной семье негативно
сказываются на детях. Они труднее
налаживают контакты со сверстниками,
у них чаще, особенно у мальчиков,
встречаются невротические
Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.
Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.
Таким образом, в числе непосредственных причин сиротства назовем следующие: