Проблема сиротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы. Задачи исследования:
определение основных понятий;
выявление психологических особенностей детей - сирот;
определение путей преодоления сиротства.
Определение мер социальной и социально - педагогической работы с сиротами, а также мер государственной политики.

Файлы: 1 файл

курсовая сироты.docx

— 107.26 Кб (Скачать файл)

Социальная адаптация  – это непрерывный коммуникативный  процесс, в котором участвуют  личность и общество. Но общество в  целом недостаточно готово к милосердию и патронированию аномальных подростков, малочисленные специальные службы, призванные осуществить помощь в  адаптации аномальных людей.26

Успех подготовки детей-сирот  к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающийся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является социальные коррекционные занятия по социально–бытовой  ориентировке. Специальные коррекционные  занятия по социально–бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни  и труду, на формирование у них  знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития детей-сирот.

Важнейшим звеном системы, является воспитательная работа, которая в  комплексе с учебной, помогает достичь  желаемых результатов. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы. И, тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны, быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни детей повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизировать имеющиеся умения и организовать приобретение новых, формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки детей-сирот к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы.

Программа по социально–бытовой  ориентировке должна служить для  воспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последованности работы; воспитатель  должен придерживаться того же, что  и учитель, уровня требований, предъявляемых  к выполнению учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к  соблюдению их правил поведения, санитарно  – гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизнь детей с учётом ими усвоенного, постепенно повышая  уровень требований. Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя  в подготовке и проведении различных  мероприятий; конкурсов, праздников.

Воспитатели продумывают  сценарии этих праздников, вместе с  воспитанниками группы, подбирают конкурсы, интересные игры, загадки, дети готовят  различную выпечку, делают салаты, бутерброды и т.д., т.е. используют знания, полученные на уроках СБО.

Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработав у  воспитанников достаточный уровень  самостоятельности при социально  приемлемых выходов из экстремальных  и обыденных проблемных ситуаций.

Можно выделить основные направления  работы по социальной адаптации:

  • «Безопасность жизни». Дети усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, спичками, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя в близи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»;
  • «Жилые помещения». Даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. Для поддержания интереса детей, можно ввести постоянно действующий конкурс на «лучшую спальню», спальни проверяются каждый понедельник, итоги проводятся на линейках, по окончанию четверти, учебного года. «Лучшие спальни» награждаются.
  • « Культура поведения». Дети учиться правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, им сообщают знания о семье и семейных отношениях.
  • «Одежда и обувь». Формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.
  • «Ориентирование в окружающем». Это умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение надо придавать экскурсиям на почту, швейную фабрику, департамент гражданства, и другие.
  • «Отдых и досуг». Воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время. Для этих целей в сиротском учреждении должны быть комнаты отдыха, хорошо оборудованные.
  • «Охрана здоровья». Привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Медиками должны проводится по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваний, о СПИДе.
  • «Питание». Это умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. Большую работу надо проводить по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи, учить пользоваться ножом и вилкой.
  • «Природа» - дети усваивают приемы содержание животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использованием их в быту, учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях. Большое внимание уделяется экскурсиям в лес, должны проводится беседы о сезонных изменениях в природе, вестись наблюдения за этими изменениями, учить детей давать правильную характеристику погоде, изучать животный и растительный мир. Фомы работы по этим направлениям различны, как групповые, так и индивидуальные.

Главное, чтобы каждый ребёнок  овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными  коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.

В систему воспитательных занятий входят разнообразные виды практической деятельности, которые  формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт  с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь  объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.

 

 

 

  

2.3 Социальная поддержка  детей-сирот, детей, оставшихся  без попечения родителей, и  лиц из их числа.

 

 В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.27

      В Российской  Федерации задачей государственной  важности является создание условий  для полноценного физического,  интеллектуального, духовного, нравственного  и социального развития детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, подготовки их к  самостоятельной жизни в современном  обществе. Для этого предусматривается  комплексное осуществление мероприятий,  как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов федерации,  направленных на формирование  и реализацию государственной  политики по отношению к детям,  оставшимся без попечения родителей,  и обеспечивающих их социальную  защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе28.

     Меры государственной  поддержки детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  а также лиц из их числа  в возрасте до 23 лет, предусмотрены  Федеральным законом. «О дополнительных  гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей» (от 21 декабря  1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) , в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти  следующие гарантии:

  1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы<

Информация о работе Проблема сиротства